Античные Помпеи на берегах Невы

Предметы, которыми пользовались жители уничтоженного извержением Везувия в 79 году города, представлены на экспозиции «Боги, люди, герои» в Эрмитаже.

Во второй половине апреля в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открылась совместная с Италией выставка «Боги, люди, герои», посвященная Помпеям. Экспонаты для нее предоставили Национальный археологический музей Неаполя и Археологический парк Помпей. Есть предметы и из собрания самого Эрмитажа. Экспозиция прекрасно оформлена, и с академической точки зрения можно многое о ней рассказать, но давайте поглядим на выставку с точки зрения древнего помпейца и хозяйственным взглядом окинем вещи на витринах.

1-1. Вид на экспозицию выставки Боги. Люди. Герои.jpg
  Вид на экспозицию выставки «Боги. Люди. Герои»

Итак, стеклянная посуда – вещь не слишком дорогая и незаменимая в быту. Хорошо подходит для хранения, поскольку отлично моется и не сохраняет запахи предыдущего использования. Римляне умели делать из стекла ёмкости самых разных размеров, форм и расцветок. За всю историю раскопок на территории когда-то огромной Римской империи стеклянных предметов найдены многие тысячи. Крупнейшая их коллекция находится в Кёльне – в Римско-Германском музее. Но практически в любом мировом археологическом музее в экспозиции античности вы встретите римское стекло.

2. Стеклянная тара из собрания Археологического парка Помпей.jpg
  Стеклянная тара из собрания Археологического парка Помпей

В живом городе встретить стеклянные предметы можно было где угодно – в жилых домах, в лавках, в термополиях и даже в гробницах, где сосуды использовали как урны для праха. В уже погибшем городе археологи нашли не только готовые изделия, но бракованные и не до конца обработанные, а также полуфабрикаты – куски стеклянной массы. Всё это свидетельствует о собственном производстве стеклянных предметов в мастерских Помпей.

При этом, помимо обычной бытовой пищевой и не пищевой стеклянной тары, из этого материала римляне производили и вещи, ласкающие глаз, как, например, эта милая шкатулка.

4. Шкатулка из собрания Археологического парка Помпей.jpg
  Шкатулка из собрания Археологического парка Помпей

И, конечно, для людей богатых и имеющих вкус и понимание, непременно на заказ мастера могли исполнить редкие вещи в так называемой камейной технике: когда предмет состоял из двух – тёмного и белого – слоёв стекла, и на верхнем вырезался тонкий рисунок. Есть исследования, предполагающие, что эта техника была проще: верхний слой делали не из расплавленного стекла, а из разогретого стеклянного порошка, а вырезание заменяла гипсовая форма. Однако очень маленькое количество дошедших до нас камейных древнеримских вещей при общей огромной массе стеклянных изделий всё-таки косвенно указывает на их редкость и, вероятно, высокую стоимость. На выставке представлено три таких экспоната: две пластины, как предполагают, для украшения мебели и чудесная Голубая ваза, найденная в одной из гробниц Помпей.

5. Стеклянные пластины.jpg
  Стеклянные пластины с изображением, как предполагается, сцен, связанных с Дионисом и Ариадной, из собрания Археологического парка Помпей

6. Голубая ваза из собрания Национального археологического музея Неаполя.jpg
  Голубая ваза из собрания Национального археологического музея Неаполя

Сам Эрмитаж также обладает неплохой коллекцией римского стекла, наглядно демонстрирующей широкие возможности древнеримских стекольных ремесленников. Ах, вы только посмотрите: сосуд в виде головы, цветные разводы или роспись прямо по стеклу – если есть деньги, ты можешь получить почти всё, что пожелаешь.

7. Коллекция античного стекла из собрания Государственного Эрмитажа.jpg
  Коллекция античного стекла из собрания Государственного Эрмитажа

Всем хорошо стекло, да вот беда – готовить на нём решительно невозможно. И тогда на помощь приходит бронзовая посуда. Сковороды, ковши да кастрюли из древних Помпей – хоть сейчас ставь на плиту, ошибиться в их предназначении невозможно, мы и теперь пользуемся абсолютно такими же.

8. Бронзовая посуда для приготовления пищи из собрания Археологического парка Помпей.jpg
Бронзовая посуда для приготовления пищи из собрания Археологического парка Помпей

В Эрмитаже также имеются есть бронзовые сосуды из Помпей, полученные царём Николаем I в подарок во время его визита на раскопки Помпей, а также подаренные музею великим князем Николаем Николаевичем и герцогом Лейхтенбергским, также путешествовавшими по Италии.

9. Бронзовая посуда для приготовления пищи из собрания Государственного Эрмитажа.jpg
Бронзовая посуда для приготовления пищи из собрания Государственного Эрмитажа

С цветами у бронзы, конечно, весьма скудно, но если заказчик готов платить, то любой бронзовый предмет можно украсить рельефами. Это особенно важно, если посуда парадная и предназначена для использования во время застолий с гостями. Редкий богач не захочет похвалиться, например, на заказ выполненным кратером – сосудом для смешивания вина (именно так пили вино в античности).

10-1. Кубок-кратер с рельефными сценами из собрания Археологического парка Помпей.jpg
  Кубок-кратер с рельефными сценами из собрания Археологического парка Помпей

А уж удивить друзей специальным устройством для подогрева воды в виде маленького святилища сам Юпитер велел. Такая дорогая красота требовала отдельной беседы за горячим напитком, сделанным с его помощью.

11. Котел для нагрева воды из собрания Археологического парка Помпей.jpg
Котёл для нагрева воды из собрания Археологического парка Помпей

Кстати, оба эти предмета – и кратер, и фигурный котёл – украшены серебряной инкрустацией в технике дамаскинаж. Это свидетельствует о высоком мастерстве древнеримских ремесленников, работавших с бронзой.

Конечно, бронзовые предметы древние римляне использовали не только в домашнем быту. В каждом общественном заведении непременно были вещи из бронзы разного уровня исполнения. В частных лавочках на них приходилось тратиться хозяину, а популярному в городе месту их могли и подарить. Например, в двух городских термах – Стабианских и Форумных – стояли бронзовые скамейки и жаровни для обогрева. Их заказал, оплатил и преподнес в дар городу местный богач Марк Нигидий Ваккула, не забыв написать на подарках свое имя – так оно дошло и до нас.

12. Бронзовая жаровня из Стабианских терм дар Нигидия из собрания Национального археологического музея Неаполя.jpg
  Бронзовая жаровня из Стабианских терм – дар Нигидия из собрания Национального археологического музея Неаполя

Гораздо более распространенным материалом, помимо бронзы и стекла, была, разумеется, керамика. Богатство форм, вариантов отделки и назначения керамических ёмкостей невозможно перечислить. На выставке представлено несколько сосудов, три из которых довольно необычны для современного человека. А вот для помпейца они были частью его повседневной жизни и частыми гостями на его столе.

13. Керамическая тара для хранения жидких или сыпучих пищевых продуктов.jpg
  Керамическая тара для хранения жидких или сыпучих пищевых продуктов из собрания Археологического парка Помпей

Среди этих трех ёмкостей особо интересна та, что стоит на заднем плане. Сосуды такой формы – длинные и узкие – предназначались для жидких соусов. Гарум – самый знаменитый и популярный из них – изготавливали путем ферментирования рыбной требухи с добавлением различных приправ. В Помпеях имелись собственные производства этого деликатеса, и нам известно имя владельца одного из них.

Авл Умбриций Скавр запечатлел род своей деятельности даже в интерьере собственного дома, украсив его напольной мозаикой с изображением четырех сосудов для разных видов гарума. В лавках и жилых домах Помпей и соседнего Геркуланума были найдены такие же кувшины с указанием его имени как производителя. Кроме того, указывалось содержимое и иногда имя заказчика. На сосуде, представленном в Эрмитаже, тоже можно заметить надпись. Даже неискушенный взгляд может прочесть первое слово – liquamen/ликвамен, жидкий соус.

14. Надпись на сосуде для гарума.jpg
Надпись на сосуде для гарума

Эти соусы производились из внутренностей разных рыб и были доступны для разных слоев населения, их без преувеличения можно назвать самой популярной приправой к блюдам римской кухни. В богатых и бедных домах, в заведениях общественного питания, в гостиницах – везде, где накрывали стол, обязательно появлялся простой глиняный кувшинчик с популярным гарумом.

15. Горшок с яичной скорлупой из собрания Археологического парка Помпей.jpg
Горшок с яичной скорлупой из собрания Археологического парка Помпей

Специальных ёмкостей под яйца у древних римлян не было, поэтому их складывали в подвернувшиеся под руку удобные небольшие корзинки или горшки. Везувий сохранил сквозь тысячелетия для нас один из таких горшков, наполненных яйцами. Конечно, сами яйца лопнули и истлели в веках, но оставили после себя скорлупу и следы в окаменевшем пепле.

Мясо в жизни древнеримских богатеев было весьма разнообразным. Как нам известно из, например, Апициева кулинарного трактата или описания пира Трималхиона в «Сатириконе» Петрония, на еду кого только не пускали. При этом часто одних птиц или животных фаршировали другими птицами или животными, а то и вовсе закусками. И вот следующий экспонат выставки связан с подобными кулинарными вкусами древних римлян.

16. Керамический глирарий из собрания Археологического парка Помпей.jpg
Керамический глирарий из собрания Археологического парка Помпей

Глирарий – керамический горшок для выращивания грызунов сонь-полчков. Эти зверушки использовались в пищу еще с этрусских времен. В темноте закрытых крышкой, но имеющих маленькие отверстия для воздуха сосудов сони лишь ели и впадали в спячку, набирая вес.

Плиний Старший в своей «Естественной истории» пишет, что еще в конце II века до н.э. сумптуарным (то есть, направленным против роскоши) законом Эмилия было запрещено подавать на пирах блюда из сонь (а также из моллюсков и экзотических птиц), но, видимо, запрет обходили, поскольку сони продолжали оставаться довольно популярным продуктом. Марциал даже советовал, идя в гости, брать этих грызунов как подарок хозяевам.

Впрочем, из глины делали не только сосуды, но и другие полезные вещи. Например, крайне необходимые в жизни любого древнего римлянина светильники. В Помпеях существовали гончарные мастерские и даже мастерские светильников, и таким образом налажено их поточное производство. При раскопках таких мастерских археологи неоднократно находили формы для изготовления ламп, сделанные из смеси извести и мраморной пыли.

18. Терракотовые светильники и формы для их изготовления из собрания Археологического парка Помпей.jpg
  Терракотовые светильники и формы для их изготовления из собрания Археологического парка Помпей

Однако и тут зажиточный, а тем более, богатый помпеец мог позволить себе больше – светильник из бронзы.
19. Бронзовый светильник из собрания Государственного Эрмитажа .jpg
Бронзовый светильник из собрания Государственного Эрмитажа

Однако существовали предметы, качество, внешний вид и стоимость которых явно не зависели от уровня благосостояния. И для богатых, и для зажиточных, и для малоимущих олла с перфорацией, или по-латински ollae perforatae, будет выглядеть практически одинаково.

20. Олла с перфорацией из собрания Археологического парка Помпей.jpg
  Олла с перфорацией из собрания Археологического парка Помпей

Этот небольшой горшок с дырочками (чаще всего их делали до обжига изделия) использовался в садовых работах. Растения в таких оллах закапывали в землю на всю высоту горшка, поэтому он и выглядит очень просто. Зато погибший цветок или деревце в нем можно было легко заменить на новые, сорняки были не страшны, а корни не разрастались. Кроме того, в Помпеях нам известны коммерческие сады, где растения выращивали на продажу в оллах. И наоборот – в садах в других частях Римской империи исследователи находили садовые оллы с грунтом из других регионов.

А вот мрамор – совсем другое дело. Изделия из этого материала были недоступны по стоимости для простых смертных, а богачи использовали их для украшения своих домов и садов.

21. Лабрум (чаша для воды) и плиты с рельефами из собрания Археологического парка Помпей.jpg
Лабрум (чаша для воды) и плиты с рельефами из собрания Археологического парка Помпей

22. Мраморный рельеф с изображением танцующего сатира из собрания Археологического парка Помпей.jpg
Мраморный рельеф с изображением танцующего сатира из собрания Археологического парка Помпей

Однако дорогую резьбу по натуральному камню можно было заменить на более дешевую, но не менее красивую стукковую штукатурку.

23. Рельеф в технике стукко с изображением атлета из собрания Национального археологического музея Неаполя.jpg
Рельеф в технике стукко с изображением атлета из собрания Национального археологического музея Неаполя

Формат нашего издания не позволяет нам описать все 300 с лишним предметов выставки. А помпейские ремесленники, как вы уже поняли, производили на продажу изделия, охватывая практически все сферы жизни и для разных слоев населения.

Мы обошли своим вниманием основной способ разнообразия интерьера – настенную живопись, хотя на выставке представлено достаточное количество фресок, чтобы получить представление и об этом удивительном способе украшения жизни древних римлян. А ведь художники предлагали горожанам как точные копии прославленных в античности картин известных мастеров на мифологические темы, так и недорогие поделки на сюжеты из городской жизни. То же самое касалось и мастеров- мозаичистов.

Moz_freska.jpg
Мозаика и фреска с изображением трех граций из собрания Национального археологического музея Неаполя

Эрмитаж организовал экспозицию по сферам жизни: вот люди, вот боги, здесь – кухня, тут – сад, гладиаторские игры и общественные статуи видных горожан. На жизнь небольшого провинциального города Римской империи можно взглянуть с разных ракурсов.

Выставка работает до 23 июня 2019 года.

Автор: Юлли Улетова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее