Гибель самшита меняет почву

В Кавказском заповеднике следят за тем, что происходит с почвой под погибшими самшитниками.

Два года назад «Наука и жизнь» писала о катастрофе, которая случилась с самшитом Кавказских гор – его стремительно истребляет бабочка-огнёвка (Cуdalima perspectalis). Её исходное место обитания – Восточная Азия, но предположительно в 2006 году она, к сожалению, появилась в Европе.

Неповреждённый самшит.
Хоста. Засохшие самшиты.
Гусеница самшитовой огнёвки.

В России её впервые выявили в 2012 году на территории Большого Сочи. Вскоре она уничтожила самшитовые древостои в Хостинской тисо-самшитовой роще Кавказского заповедника. Самшит существует не сам по себе, его гибель сказывается на состоянии всей экосистемы. В настоящее время сотрудники научного отдела заповедника ведут мониторинг погибших самшитников: отслеживают динамику сукцессионных процессов (то есть последовательную смену одного биологического сообщества другим на определённом участке среды), проводят геохимические и почвенные исследования по ключевым почвенным разрезам, чтобы понять, в каком состоянии находятся почвы.

После гибели самшита у почв изменились водно-физические свойства: по сравнению с 2013 годом, когда самшит был в удовлетворительном состоянии, почва стала менее влажной. Изменился и её структурно-агрегатный состав. Анализ показал, что в настоящее время в почве преобладают агрегаты размером 7–10 мм и более 10 мм, что совершенно нехарактерно для здешних почв: раньше здесь преобладали агрегаты размером от 3 до 7 мм. Исследователи продолжат изучать, что происходит с почвами после гибели самшита – в том числе и для того, чтобы понять, как это скажется на состоянии других растений и всей экосистемы в целом.

Локтионова О. А. старший научный сотрудник, кандидат биологических наук