Кальдера вулкана Узон

Вулкан Узон — не просто одна из достопримечательностей Кроноцкого заповедника. Это без преувеличения уникальное творение природы: в его чаше, как в лаборатории, можно наблюдать самые разные биологические и геологические процессы, характерные для термальных экосистем.

(Фото: Кроноцкий заповедник)

Кальдера (с испанского – чаша, котел) представляет собой чашеобразную котловину размером 9 х 12 км. Высшая точка борта кальдеры – пик Бараний – находится на высоте 1 617 м над уровнем моря, дно кальдеры – на высоте 650–700 м. Кальдера сформировалась около 40 тысяч лет назад. Из исследователей кальдеру впервые (в 1854 г.) посетил геолог К. фон Дитмар. Первые подробные исследования произвел в 1933 г. Б. И. Пийп.

Гидротермальная система Узона – одна из мощнейших на Камчатке. В узкой зоне, 200–350 м шириной, в виде пяти термальных полей сосредоточено более тысячи термальных источников разнообразного размера и формы, множество выходов парогазовых струй, грязевых котлов и грязевых вулканчиков, термальных озер. Есть даже выходы нарзана. Здесь, как нигде в мире, одновременно и рядом в максимальной полноте наблюдаются разнообразные проявления молодого вулканизма различного состава, продукты оледенения, сольфатарные поля с залежами самородной серы и массивами гидротермальных измененных пород всех мыслимых расцветок.

2.jpg

(Фото: Кроноцкий заповедник)

Гидротермально измененные породы имеют четкую вертикальную зональность, поскольку с изменением температуры и давления от глубинных слоев к поверхности в осадок выпадают сначала те химические соединения, температура кристаллизации которых сравнительно высока, затем – те, что осаждаются при более низких температурах. Таким образом, вертикальный профиль пород на термальном поле можно уподобить своеобразному стеллажу, где каждое химическое соединение занимает свою, и только свою, «полку», строго соответствующую условиям его осаждения.

3.jpg

(Фото: Кроноцкий заповедник)

Здесь находится своеобразное горячее, с выходами радона озеро Банное, в котором под слоем воды на глубине 28 м существует корка серы, а под ней – резервуар расплавленной серы. В настоящее время в кальдере формируется месторождение мышьяково-сурьмяно-ртутных сульфидных руд и в непосредственной близости от него наблюдаются выходы нефти.

4.jpg

(Фото: Кроноцкий заповедник)

Об исключительной минералогической палитре Узона свидетельствует следующее: здесь выявлено 65 (!) гидротермальных минералов. В их числе две оригинальные формы сульфида мышьяка, узонит и алакранит, описанные в середине 80-х годов. При этом узонит пока нигде за пределами кальдеры Узона не обнаружен.

5.jpg

(Фото: Кроноцкий заповедник)

Особенностью Узона является нефть, обнаруженная на термальных полях, причем её высокая оптическая активность считается свидетельством биогенной природы. Своеобразие природного комплекса кальдеры Узона – в разнообразии его компонентов, в необычности их сочетании, в роли биогенных факторов в круговороте веществ. Древесная растительность соседствует с растительностью горных тундр и альпийских лугов. У растений и животных здесь очень наглядно проявляются адаптации, позволяющие жить в специфических условиях. И, наконец, в термальных источниках кальдеры есть разнообразные, в том числе экстремально термофильные микроорганизмы, у которых есть большие перспективы в биотехнологии.

Кроноцкий заповедник