О датчанах, зелёных технологиях и государственном партнёрстве
Термин «зелёные технологии» впервые появился в Дании во время нефтяного кризиса 70-х годов прошлого столетия, когда экономика страны, практически полностью зависевшая от импортного топлива, была парализована. Кризис стал жестоким уроком и заставил датчан пересмотреть государственные подходы не только к энергетическим ресурсам, но и к экологии, использованию воды и переработке мусора.
Когда представилась возможность поехать в Данию для знакомства с «зелёными технологиями», я согласилась не просто с большим удовольствием, но и с большим энтузиазмом. Хотелось понять, как небольшая страна, с населением, сравнимым по численности с одним нашим Санкт-Петербургом, небогатая полезными ископаемыми, смогла стать независимой от ввоза топлива и обеспечить своим гражданам один из самых высоких уровней жизни. Для этого было очень полезно познакомиться не только с технологиями, но и с менталитетом её жителей.
Стоянка велосипедов перед датским парламентом.
В Дании и по сей день форма правления – конституционная монархия, с более чем тысячелетней историей. Датчане любят свою королеву, считают, что она хорошо выполняет многочисленные представительские функции. Королевскую резиденцию на Дворцовой площади Копенгагена охраняют гвардейцы в красных мундирах и в огромных мохнатых папахах, даже в тёплый летний день. Традиция носить этот головной убор в караульной службе закрепилась с тех пор, как в конце ХIX века шапку из медвежьего меха в подарок своему тестю, датскому королю Кристиану IХ, преподнёс российский император Александр III. Его супруга, Мария Фёдоровна, была датской принцессой и матерью последнего российского императора Николая II.
Страна сразу, при первом знакомстве, располагает к себе дружелюбием жителей. Атмосфера на улицах датской столицы приятная, чувствуешь себя здесь очень спокойно, а после Москвы даже немного заторможенно. Никто не торопится, не нервничает, сил впустую не тратит. О деструктивном и плохом стараются не говорить. В центре Дворцовой площади установлен памятник королю. На вопрос «Какому королю?» сопровождающая нас датчанка почему-то смутилась и ушла от ответа. Когда на следующий день, во время экскурсии по городу мы вновь подошли к этому памятнику, девушка-экскурсовод родом из Белоруссии оказалась не столь щепетильна, как местная жительница, и поведала: «Король не просыхал от пьянства и, как говорят, скончался достойно – не приходя в сознание. Сын его по этой причине страдал слабоумием. Именно он стал прототипом голого короля в сказке знаменитого датчанина Андерсена».
Памятник «плохому» королю на Дворцовой площади.
Пока она всё это говорила, по площади мимо нас проехали две автомашины. Первая – с открытым верхом и водителем в бейсболке, следом за ней на значительном удалении – большой внедорожник. Взглянув на них, наш гид неожиданно сообщила, что только что мы имели счастье видеть наследного принца Фредерика, сына правящей королевы Маргрете ll. На вопрос: «Он ехал в джипе?», ответ был: «Нет, в открытой машине, за рулём».
Датчане скромны, рациональны и предпочитают простые решения и разумные, взвешенные подходы, хотя и не всегда для нас ожидаемые. В Копенгагене на площади перед фолькетингом (датским парламентом) – большая стоянка для велосипедов. Многие парламентарии добираются на службу именно на велосипедах, и тем самым подают своим согражданам пример экономии топлива, рачительного отношения к окружающей среде и к собственному здоровью, кстати, тоже. Может быть, ещё и потому среди жителей столицы практически не встретишь грузных, неспортивных людей. Среди туристов такие встречаются чаще.
Говорят, что датчане рождаются с велосипедами, как шведы с лыжами. А в центре Копенгагена велосипедистов даже больше, чем автомобилистов. Чувствуют они себя здесь очень спокойно и уверенно, я бы даже сказала – в приоритете. Велодорожки – широкие, удобно и безопасно устроенные. На них с большим достоинством крутят педали и молодые люди в спортивной одежде, и солидные мужчины в офисных костюмах, и женщины, и даже дети. И ни у кого не вызывает удивления, если вдруг в группе велосипедистов проедет нарядная дама в длинном платье и шляпе. Как основной вид транспорта в столице, велосипеды удобно оборудованы для различных надобностей. Практичная корзинка – для поездок в магазин, коляска впереди – для перевозки одного или двоих детей. Встретили даже велорикшу с удобным передним сидением-диваном на двух взрослых человек. Нам объяснили, что такая экзотика – только для туристов.
Скульптура Русалочки из сказки Андерсена – символ Копенгагена.
Консерватизм датчан иногда удивляет, но время показывает – действуют они мудро и дальновидно. Другой знаменитый датчанин Нильс Бор, нобелевский лауреат по физике 1922 года, получил награду за заслуги в изучении строения атома. Однако энергию мирного атома на его родине не используют, несмотря на то, что ядерное топливо – самое эффективное на сегодняшний день. Сопоставив плюсы и минусы атомной энергетики для своей небольшой страны, датчане решили отказаться от строительства АЭС и даже закрепили это законодательно в 1985 году.
Закон был принят в то время, когда страна ещё не оправилась от энергетического кризиса 1970-х годов, спровоцированного «нефтяным эмбарго». Дания, экономика которой в то время на 99% зависела от ввозимого топлива, в тот момент испытала коллапс – остановилось всё, что нуждалось в заправке нефтепродуктами. Осознав опаснейшую зависимость, правительство и бизнес стали искать альтернативу импорту. Проблему удалось решить не сразу, а только через двадцать с лишним лет. Но, наконец, в 1997 году Дания объявила, что стала полностью независимой от ввоза топлива.
Контейнеры для раздельного сбора мусора установлены повсеместно.
Именно в это время берёт начало философия «зелёных технологий» в стране. Экономия топлива и забота об окружающей среде с тех пор – красная нить поведения датчан. А приоритетным стало такое производство энергии, которое оказывает меньше негативного влияния на природу: ветроэнергетика, солнечные батареи, биотопливо, биогаз, утилизация мусора. Не случайно сегодня Дания впереди Европы всей по использованию возобновляемых источников энергии, в первую очередь ветрогенераторов. Ветряки устанавливаются как на суше, так и в море. Большую цепь мощных ветряных генераторов на море мне удалось наблюдать при подлёте к Копенгагену.
По данным компании «State оf Green» в 2017 году в Дании в общей структуре энергоносителей на возобновляемые источники приходилось почти 33%, на нефть 38 %, газ – 16 %, уголь – 9%, на импорт только 2%, и 2% на другие виды топлива. В структуре возобновляемых источников энергии в том же году расклад был такой: 55% – биомасса, ветрогенераторы – 22%, утилизация отходов – 9%, солнечные генераторы – 6%, биогаз и биотопливо – по 4%. К 2030 году страна намерена увеличить долю возобновляемых источников энергии до 50 %.
Парк в центре датской столицы.
Основная доля в структуре топлива, как видим, приходится на биомассу, а это в основном дрова и отходы растительного происхождения: сельскохозяйственные, бытовые и промышленные. Контейнеры для раздельного сбора мусора стоят повсеместно – и в городах, которые мы проезжали, и в небольших хуторах вдоль трассы. Лесные угодья в стране преимущественно находятся в частном владении, поэтому уход за ними ведётся тоже повсеместно. Вдоль дороги около леса то там, то здесь попадаются аккуратно сложенные штабеля вырубленного сухостоя и красивые ровные ряды посаженных молодых елей.
Но следует заметить, что датчане при всей своей рациональности и бережливости не экономят на безопасности, здоровье и чистоте. Так, одной из целей нашей поездки было посещение крупнейшего в Дании госпиталя Херлев. Он находится в пригороде Копенгагена и рассчитан на 800 коек и 6000 человек обслуживающего персонала. Вернее, у нас была экскурсия на станцию биологической очистки сточных вод, которой оборудована огромная больница. Это полностью автоматизированный мини-завод, которым управляет всего один человек – сменный оператор.
Госпиталь Херлев в пригороде Копенгагена.
Самый важный узел станции – очистительная установка BioBooster. Забегая вперёд, отметим, что благодаря именно этой инновационной разработке вода на выходе из очистных сооружений имеет такую степень очистки, которая позволяет не только сливать её в ближайший канал или использовать для технических нужд, но даже пить. Хозяйственно-бытовые стоки очищаются в несколько этапов. Сначала они проходят механическую очистку, в которой используются несколько фильтров. Затем идёт биологическая очистка, в ходе которой мелкие органические остатки разлагаются на воду (из которой они большей частью и состоят) и небольшой неорганический осадок. После отстаивания все ещё загрязненная вода снова проходит фильтрацию через сложную систему керамических мембран с очень мелкими порами, которые практически пропускают только молекулы воды, и задерживают все остальные. На заключительном этапе очищенная вода проходит ещё и озонирование, что делает её пригодной даже для питья, что нам и продемонстрировали сотрудники станции.
BioBooster – проект весьма дорогостоящий. При продавливании жидкости через керамические мембраны в системе создаётся очень высокое давление, и для этих целей используются специальные насосы компании «Grundfos». Но это не те насосы, которые есть у половины моих знакомых на даче, а специально спроектированные именно для этой задачи. Разработка установки потребовала много средств, поэтому компания получила солидную государственную субсидию. А в результате этого государственно-частного партнёрства госпиталь получил современный мини-завод по очистке очень токсичных стоков, включающих опасные биологические и химические вещества.
Государство оказывает поддержку инновационным проектам в области здравоохранения, транспорта, сельского хозяйства, в социальной сфере. Данию по праву считают лучшей страной для пенсионеров, пенсия здесь самая высокая в Евросоюзе, но пенсионный возраст неуклонно растет, и сегодня он составляет 68 лет, как для мужчин, так и для женщин. Другие меры социальной поддержки такие же, как и в России, – бесплатное здравоохранение (кроме стоматологии), бесплатные среднее и высшее образование.