№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Древнеримские мозаики в средневековой крепости Ареццо

Под фундаментами флорентийской крепости археологи обнаружили остатки богатого римского дома с удивительно красивым мозаичным полом.

Италия – страна с древней культурой, и археологические памятники здесь буквально на каждом шагу. Поэтому неудивительно, что под средневековым сооружением может оказаться дом античных времён. Но далеко не в каждом древнеримском доме были прекрасные мозаичные полы, как те, которые посчастливилось обнаружить под развалинами старой крепости в итальянском Ареццо.

Пожалуй, самая живописная достопримечательность Ареццо, древнего италийского города в провинции Тоскана, это Крепость Медичи. Мощное оборонительное сооружение было построено по приказу Козимо I, тосканского герцога, представителя боковой ветви Медичи.

После убийства правителя Флоренции герцога Алессандро Медичи, партия сторонников семейства Медичи, т.н. паллесков, возвела на престол юного представителя «младшей» ветви, Козимо.

Илл. 1. Мощная стена Крепости Медичи в наше время.jpgМощная стена Крепости Медичи в наше время. Fortezza di Arezzo.

Встав во главе Флоренции в 17 лет, юноша не только не подпал под влияние местных нобилей, но и показал, насколько крут его нрав. Довольно быстро и жестоко Козимо подавил заговор сторонников возрождения республики во Флоренции и весьма деятельно устремился навстречу своей цели – сосредоточить в своих руках абсолютную власть и распространить её на всю территорию Тосканы. Забегая вперед, скажем, что ему это удалось.

Однако Козимо I Медичи был не только лишь безжалостным и удачливым политиком и властителем. Пусть и «боковая ветвь», но он был правнуком Лоренцо Великолепного и, очевидно, старался продолжать семейные традиции покровительства искусству. Он коллекционировал антиквариат и гобелены, глубоко интересовался астрологией и алхимией, поддерживал литературу и просвещение в целом. При нём был отреставрирован университет Пизы и началось осушение и заселение заболоченных равнин Тосканы.

Затем Козимо увлёкся античностью,  в особенности историей и культурой этрусков, на чьих землях располагалось его государство. При нём в коллекцию Медичи поступили, например, три весьма значительных экспоната – бронзовые статуи Авла Метелла I в. до н.э., Минервы III в. до н.э. и Химеры V в. до н.э.

Илл. 2. Портрет Козимо I в доспехах. Аньоло Бронзино. 1545 год. Галерея Уффици, Флоренция.jpgПортрет Козимо I в доспехах. Аньоло Бронзино. 1545 год. Галерея Уффици, Флоренция.Википедия.

В Ареццо Козимо в итоге и построил крепость. Хотя на самом деле правильнее было бы сказать, что крепость он не построил, а отстроил заново. Здесь на одном из двух городских холмов, холме Святого Доната, ещё в IX-X веках существовала цитадель. В начале XIV века её сменила новая – крепость Святого Доната, покровителя Ареццо. За последующие полтора века её неоднократно разрушали и восстанавливали как сами горожане, так и флорентийцы.

В мае 1534 году герцог Флорентийский Алессандро Медичи заказывает восстановление крепости по чертежам архитекторов предыдущей «версии» – Джулиано и Антонио да Сангалло. Подготовительными работами руководит Антонио да Сангалло младший, ученик и племянник Джулиано и Антонио.

Но, как известно, в ночь с 5 на 6 января 1537 года Алессандро Медичи был убит, и заботы о Флорентийском государстве ложатся на плечи юного Козимо. Он возобновляет строительство крепости в Ареццо только в ноябре 1537 года. Ради этого в Ареццо были введены новые налоги. В течение последующего десятилетия Козимо несколько раз приезжал в город для осмотра строящейся крепости. Налоги росли, крепость строилась, а жители Ареццо изнемогали от бремени.

В 1561 году Козимо потребовал снести Старый Собор города, построенный в 1032 году по образцу базилики Сан-Витале в Равенне, потому что он мешал продолжению строительства. Однако ни Старый Собор, ни палаццо епископа, ни дворец коммуны аретинцы отстоять не смогли – их снесли, а «стройка века» была продолжена. «Спаслась» лишь церковь Святого Доната – её перестроили в казармы для флорентийского гарнизона. Таким образом, чтобы построить Крепость Медичи, городу пришлось пожертвовать целым рядом средневековых зданий и существенно увеличить собственное налоговое бремя. Но уже в следующем, XVII веке, крепость вновь перестраивают несколько раз, затем реставрируют и частично переделывают под сельскохозяйственное назначение. А часть помещений получает местный капеллан под церковные нужды.

Илл. 3. Одоардо Уоррен, карта Крепости Ареццо. 1749.jpgОдоардо Уоррен, карта Крепости Ареццо. 1749 год. Fortezza di Arezzo

В XVIII веке Тоскана переходит под власть Лотарингского дома. Сохранился доклад полковника артиллерии Одоардо Уоррена, служившего управляющим крепости в середине XVIII века: значительная часть вооружения утрачена, укрепления находятся в упадке. Местный предприниматель Доменико Стокки, открывший в Ареццо фабрику по переработке шерсти, получает на территории крепости помещения под склады и жильё для своих работников. Знал бы Козимо Медичи, во что превратится со временем его крепость!

Конец крепости Ареццо настал в 1782 году, когда её значение как фортификационного сооружения было признано ничтожным. И в 1783 году она была продана семейству Гаммурини, которое превратило крепость в сельскохозяйственные угодья.

Короткую вспышку прошлой военной славы крепости принесло восстание Ареццо против наполеоновской оккупации в 1799 году. Французские войска значительно повредили древние здания, особенно церковь Святого Доната. И хотя позже французы составили проект реставрации, он не был осуществлён, а пару десятилетий спустя Гаммурини уступили крепость известному с XV века аретинскому семейству – Фоссомброни. К 1870-м годам Крепость Медичи была практически заброшена.

В последующие годы строительные работы на территории крепости выявили остатки древнеримских сооружений, украшенных мрамором. Но, несмотря на заступничество городских властей, и эти руины, и средневековые сооружения, и часть стен были разрушены ради расширения местного кладбища. К счастью для древностей, перед своей смертью граф Энрико Витторио Фоссомброни написал завещание, которым Крепость Медичи передавал во владение города.

И в 1896 году началось медленное и трудное возрождение средневекового памятника. В течение следующего столетия город пытался найти место крепости в современной жизни – то используя подземные помещения как резервуары для воды, то разместив в одном из зданий метеостанцию, то предоставив территорию для прогулок горожан и занятий студентов и школьников. Во время Второй Мировой войны в одном из бастионов оборудовали бомбоубежище, а позже построили новое здание для детского сада.

Илл. 4. Фотография строительства цистерны для воды на территории крепости. 1968.jpgФотография строительства цистерны для воды на территории крепости. 1968 год. Fortezza di Arezzo.

Тем не менее, весь XX век в крепости шли археологические раскопки, научная реконструкция и реставрация, благоустройство территории. Вполне понятно, что Крепость Медичи для Ареццо – не только памятник средневековой фортификационной архитектуры, но и значительная часть их истории. Многие и многие поколения аретинцев выросли в прямом смысле под сенью древних крепостных стен. Сюда ходили гулять в городской парк. Поэтому город с нетерпением ждал открытия крепости после реставрации, длившейся много лет. В 2012 году было объявлено об открытии остатков комплекса сооружений, относящихся к древней (XI века) церкви Святого Доната в Кремоне.

Илл. 5. Одно из открытых археологами помещений церкви Святого Доната в Кремоне с сохранившимися фрагментами колонн.jpgОдно из открытых археологами помещений церкви Святого Доната в Кремоне с сохранившимися фрагментами колонн. Soprintendenza per i Beni Archeologici della Toscana.

Но оказалось, что под фундаментами средневековых построек скрывался ещё один пласт аретинской истории – древнеримский. Мы уже упоминали, что в конце XIX века кое-какие руины этого периода были обнаружены при обследовании крепости. В 2014 году специалисты открыли нечто гораздо более существенное, чем цистерны и фрагмены стен – жилой дом в несколько помещений. Два из них сохранили живописную отделку стен и напольные мозаики.

Илл. 6. Фрагмент древнеримского мозаичного пола в начале раскопок. 2014.jpgФрагмент древнеримского мозаичного пола в начале раскопок. 2014 год. Soprintendenza per i Beni Archeologici della Toscana.

Управление археологического наследия Тосканы 25 февраля 2014 года выпустило официальный пресс-релиз, где были подробно описаны исключительные находки. Одна из мозаик, почти 5,5 метров в длину и примерно столько же в ширину, выполнена в чёрно-белом цвете в виде прилегающих друг к другу шестиугольников – то есть попросту в виде пчелиных сот. Она похожа на огромный ковер. Другая (такой же  длины, но шириной всего в 80 см), как кажется, сперва разделявшая комнаты, украшена геометрическим орнаментом. Третья открытая мозаика также чёрно-белая геометрическая: четыре прямоугольника составляют большой квадрат с маленьким чёрным квадратом в центре.

Илл. 7. Вид сверху на раскопки здания римской эпохи на территории Крепости Медичи. 2014.jpgВид сверху на раскопки здания римской эпохи на территории Крепости Медичи. 2014 год. Soprintendenza per i Beni Archeologici della Toscana.

Поверх мозаик построены более поздние стены, разделившие большое помещение, но, к счастью, не сильно повредившие мозаичные полы. Правда, последняя мозаика находится в существенно худшем состоянии, нежели две первых.

Илл. 8. Древнеримская геометрическая мозаика в Крепости Медичи. 2014.jpgДревнеримская геометрическая мозаика в Крепости Медичи. 2014 год. Soprintendenza per i Beni Archeologici della Toscana.

Стоит отметить, что подобные геометрические мотивы в напольных мозаиках были довольно популярны у римлян разного достатка. Однако аретинские мозаики выполнены весьма мастерски и покрывают полы минимум двух больших помещений. Это может свидетельствовать о богатстве владельца дома. Возможно, что под толщей земли сохранились и другие его комнаты.

Местные археологи уже сравнили новые мозаики с мозаиками античной виллы (villa di Ossaia) в соседней Кортоне. Один из периодов строительства кортонской виллы относится к тому же периоду, что и дом в Крепости Медичи. Считается, что изначально она принадлежала известному этрусскому роду Вибиев, а на рубеже тысячелетий была передана в собственность императора. В 2012 году был обнаружен новый сектор виллы с прекрасными геометрическими мозаиками эпохи Августа.

Но вернемся в Ареццо. Первоначальные стены в открытых помещениях древнеримского дома сохранились на высоту в полметра и до сих пор демонстрируют красочную декоративную отделку. Нижний ярус, или цоколь, выкрашен в насыщенный красный цвет. Средний, основной, ярус получил черный фон, на котором сохранились изящные рамки панно, внутри которых обычно размещали основные картины росписи. В древнеримской живописи такая система отделки стен называется III, или орнаментальным «стилем». На картинах центральных панно в III «стиле» чаще всего изображали мифологические сюжеты. На других стенах обнаружены остатки росписей жёлтого, зеленого и белого цветов.

Илл. 9. Мозаики Крепости Медичи во время расчистки. 2019.jpgМозаики Крепости Медичи во время расчистки. 2019 год, аккаунт Джанфранко Гамуррини. 

Специалисты относят открытые помещения к периоду правления императоров Августа и первых Юлиев-Клавдиев, то есть к последним десятилетиям I века до н.э. – началу I в. н.э. Но уточняют, что дом,  которому они принадлежат, не раз перестраивался в более поздние времена. Кроме того, он расположен на самом крутом и ветренном склоне холма Святого Доната, и археологи никак не ожидали встретить здесь жилые постройки. Издавна жильё здесь строили на противоположной стороне холма с более благоприятными условиями, включая естественные террасы.

Официального представления окончательных результатов раскопок ещё не было, но вице-мэр Ареццо Джанфранческо Гамуррини на своей странице в октябре 2019 года опубликовал несколько фотографий уже очищенных от грунта мозаик.

Илл. 10. Мозаики Крепости Медичи во время расчистки. 2019.jpgМозаики Крепости Медичи во время расчистки. 2019 год, аккаунт Джанфранко Гамуррини. 

При этом он добавил, что весной горожане смогут полюбоваться результатами важных открытий в крепости. Однако начало 2020 года внесло свои коррективы, и пока никаких новостей от археологов Ареццо больше нет.

Илл. 11. Мозаики Крепости Медичи во время расчистки. 2019.jpg Мозаики Крепости Медичи во время расчистки. 2019 год, аккаунт Джанфранческо Гамуррини

Со своей стороны добавим, что поселение, основанное здесь в VII веке до н.э., впоследствии выросло в Арреций, один из двенадцати городов-государств Этрурии. На территории этой древней страны и расположена современная Тоскана. К VI веку до н.э. власть этрусков распространялась далеко за её пределы – на севере они продвинулись до реки По, а на юге – до города Рима, где правил царь Луций Тарквиний Приск с этрусскими корнями. Позднее этрускам удалось основать колонии на юге, в Кампании (самая крупная из которых находилась в современном городе Санта-Мария-Капуя-Ветере).

Однако к тому времени территория Италии интересовала не только местные италийские племена, но и могущественный Карфаген, и греков-переселенцев. Поражения в войнах с ними и Римом, натиск с севера кельтов привели Этрурию к утрате былого могущества, а следом и политической независимости. Этрусские города, в том числе и Арреций, стали римскими колониями.

В течение периода Пунических войн (III-II века до н.э.) этруски еще сохраняли свою культурную самобытность. Но к началу I века до н.э. процесс романизации населения Италии сделал свое дело – этруски перестали говорить на своем языке, поклоняться своим богам и переняли привычки римлян. А ещё через некоторое время древний народ стал просто легендой.

В современном Ареццо есть достопримечательности, связанные как с этрусками, так и с римлянами. От первых сохранились фрагменты крепостных стен, остатки некрополя и копии этрусских бронзовых скульптур (оригиналы которых сейчас находятся в музее Флоренции) – Химеры и Минервы. От римлян остался амфитеатр II века, рассчитанный на 8-10 тысяч зрителей. С открытием мозаик в Крепости Медичи в Ареццо появилась ещё одна замечательная римская достопримечательность. И неважно, музеефицируют ли их на месте находки или перенесут в местный музей.

Илл. 12. Мозаики Крепости Медичи во время расчистки. 2019.jpgМозаики Крепости Медичи во время расчистки. 2019 год, аккаунт Джанфранческо Гамуррини.

Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее