Коронавирус и самоизоляция поспособствовали активному использованию телемедицины
Врачи телемедицинского центра Департамента здравоохранения города Москвы провели с конца марта 170 000 онлайн-консультации для 45 000 пациентов с лёгкой формой коронавирусной инфекции.
Часть столичных пациентов с подтверждённой коронавирусной инфекцией, у которых болезнь протекает в лёгкой форме и которые не требуют стационарного ухода, лечатся дома. Тем не менее, необходимо постоянно следить за их состоянием – болезнь может неожиданно дать осложнения и пациенту потребуется госпитализация. В условиях высокой нагрузки на систему здравоохранения, когда на плечи врачей легли все трудности борьбы с коронавирусной инфекцией, очный контроль состояния больных на дому оттянул бы на себя и без того ограниченные человеческие ресурсы. В этой ситуации возможности дистанционной диагностики как нельзя кстати помогают снизить нагрузку на врачей и облегчить положение пациентов на карантине.
Однако телемедицина – это не только консультации, которые врачи дистанционно предоставляют пациентам. В неё входит также дистанционное взаимодействие врачей друг с другом для обмена опытом, проведение консилиумов, предоставление пользователям цифровых сервисов и документирование действий медицинских работников. В России закон о телемедицине вступил в силу в 2018 году, позволяющий медикам и пациентам официально пользоваться возможностями цифровой медицины. Надо понимать, что телемедицина в настоящее время предоставляет преимущественно консультативные услуги – без классического приёма «в оффлайне» у врача запрещена постановка диагноза. Но скорректировать лечение, получить консультацию или рецепт на лекарство сейчас можно не выходя из дому.В телемедицинском центре Департамента здравоохранения города Москвы работают 150 врачей, преимущественно терапевты, прошедшие специальную подготовку. У докторов есть доступ к ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) и электронным картам пациентов. Врачи могут оценить состояние больного, сопутствующие патологии и дистанционно принять решение о необходимости очного приёма или амбулаторного лечения.
Пациенты, лечащиеся дома, могут пользоваться онлайн-консультациями несколько раз в день в любое удобное время – центр работает круглосуточно. Начиная с 23 марта врачи центра провели 150 000 консультаций для более 45 000 пациентов. В среднем в день медики проводят порядка 7 000 консультаций продолжительностью 10-15 минут. За всё время работы центра для 4% пациентов, лечащихся дома, потребовалась госпитализация из-за ухудшившегося состояния.