Что можно увидеть на небе в октябре

Несмотря на портящуюся погоду, октябрь – благоприятное время для наблюдения за группой известных с древности созвездий, названия которых связаны со знаменитым мифом о Персее.

В известном мифе о Персее. Кассиопея, жена царя мифологической Эфиопии Цефея, вызвала гнев бога морей Посейдона похвальбой, что она (по другим версиям мифа её дочь Андромеда) прекраснее морских божеств – нереид. Разгневанный Посейдон наслал на Эфиопию чудовище – Кита, спастись от которого можно было, только принеся ему в жертву Андромеду. Принцессу приковали к скале, оставив на растерзание Киту, но её спас Персей, прилетевший на Пегасе после победы над Медузой Горгоной. Затем, как и положено, он взял её замуж. Так они и разместились на небе рядом – созвездия Персея, Андромеды, Кассиопеи, Цефея, Пегаса и чуть поодаль Кита. Из других осенних созвездий стоит отметить созвездия Тельца, Овна и всё ещё находящегося на высоте Лебедя.

Московское небо в полночь 15 октября, южная сторона. В зените созвездие Кассиопеи.
Созвездие Кассиопеи.
Изображение туманностей «Сердце» (справа) и «Душа» в созвездии Кассиопеи, полученное инфракрасным космическим телескопом WISE. Синий и голубой цвета соответствуют излучению с длинами волн 3,4 и 4,6 мкм, в котором преобладает свет звезд; зеленый и красный
Молодое рассеянное скопление NGC 663 в созвездии Кассиопеи, состоящее примерно из 400 звезд и занимающее около четверти градуса на небе. Созвездие имеет визуальную величину 7,1 и может наблюдаться в бинокль.
Пути движения по небу некоторых планет и астероидов в октябре 2020 года

Созвездие Кассиопеи с середины сентября до конца октября, оккупирует на московском небе полночный зенит. Созвездие не самое крупное, по площади оно на 25-м месте из 88, а по количеству звёзд, видимых невооружённым глазом – на 23-м (90 звёзд ярче 6m, 157 звёзд ярче 6,5m). Правда, звёзд ярче 3m всего четыре: Шедар (α, 2,2m), Каф (β, 2,25m), γ (2,15m) и Рукбах (δ, 2,65m). Однако созвездие хорошо узнаваемо на небе, поскольку они вместе с пятой по яркости звездой Сегин (ε, 3,35m) резко выделяются на фоне остальных менее ярких звёзд, образуя фигуру, напоминающую буквы М или W. Для нахождения созвездия можно воспользоваться тем, что оно находится точно по другую сторону Полярной звезды от ручки ковша Большой Медведицы. Проведите прямую через первую и ярчайшую звезду ручки Алиот (ε UMa, 1,75m) и Полярную звезду (α UMi, 1,95m), чтобы получить направление на Кассиопею. На широте Москвы созвездие – незаходящее, как и почти на всей территории России, кроме самых южных районов. Благодаря проходящему через него диску Млечного пути, оно богато объектами дальнего космоса.

Наиболее интересная из главных звёзд созвездия – гамма Кассиопеи — переменная звезда, яркость которой изменяется от 1,6m до 3m. Внимание к себе она привлекла ещё в далёком 1866 году, когда «отец астрофизики», пионер исследования спектров звёзд, итальянский астроном Анджело Секки обнаружил в её спектре эмиссионные линии, как позднее выяснилось, линии излучения водорода. Это была первая обнаруженная так называемая Be-звезда.

В 1937 году она внезапно стала самой яркой звездой Кассиопеи и при этом перестала быть Be звездой, потеряла линии излучения. Через некоторое время звезда успокоилась, но неожиданные взлёты её блеска наблюдались и впоследствии. Астрофизики пришли к выводу, что на ней происходят взрывы, похожие на новую звезду, в результате которых звезда теряет свой диск (или он как-то преобразуется и изменяется в размерах). Поскольку через некоторое время диск восстанавливается, то этот процесс повторяется заново. Подобные звёзды получили название переменных типа гаммы Кассиопеи.

Подробно о секретах этой звезды и других примечательных объектах созвездия Кассиопеи можно прочитать в сентябрьском номере журнала «Наука и жизнь».

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на московском небе. Сразу отметим, что для большинства планет Солнечной системы осень – благоприятное время для их наблюдения. Лишь бы погода не подвела.

Октябрь самый быстрый бегун по небу, Меркурий, встретит в созвездии Девы. Затем он совершит на небе большой зигзаг: 7 октября заглянет в Весы, где 17 октября развернется навстречу Солнцу и 20 октября вернётся в Деву. Пройдя 25 октября мимо Солнца, 3 ноября Меркурий опять совершит разворот и отправится вдогонку за светилом. К сожалению, в октябре Меркурий на широте Москвы не виден. Восходит он позже Солнца, заходит почти сразу вслед за ним, а 25 октября будет соединение с Солнцем. Наблюдать за первой планетой можно будет только в ноябре.

Венера начнёт второй месяц осени в созвездии Льва, где 2 октября пройдёт всего на 0,1º ниже Регула (α Льва, 1,35m). С 22 октября она будет в созвездии Девы. Весь октябрь она будет видна во второй половине ночи и утром, оправдывая своё название утренней звезды, радуя любителей большой яркостью и высотой над горизонтом.

Марс весь месяц путешествует по созвездию Рыб, с 9 сентября совершая попятное движение. 6 октября Марс окажется на минимальном расстоянии от Земли (0,415 а.е.), а 13 октября – в точке противостояния с Солнцем, а потому вся осень – благоприятное время для наблюдения красной планеты. В первую декаду октября её видимый диаметр достигнет почти максимальной величины 22,6″ и, если позволят погодные условия на Земле и Марсе, можно будет наблюдать детали поверхности. В это время Марс по блеску сравняется с Юпитером. Планета будет видна почти всё темное время суток, высоко поднимаясь над горизонтом.

Юпитер и Сатурн проведут осень в созвездии Стрельца. У обоих гигантов вечерняя видимость на высоте не более 12º над горизонтом. По мере приближения зимы интервал их видимости сокращается, смещаясь на вечер. Видимый размер диска Юпитера уменьшатся по сравнению с июльским противостоянием.

Уран по-прежнему совершает попятное движение по созвездию Овна, располагаясь почти на середине отрезка Шератан (β Овна, 2,6m) – Менкар(α Кита, 2,5m), ближе к Шератану. 31 октября гигант находится в противостоянии с Солнцем, поэтому осенние месяцы – наилучшее время для наблюдения за ним. Вне городской засветки и близкой Луны можно попробовать увидеть его невооружённым глазом, но чтобы разглядеть диск планеты необходим телескоп с апертурой не менее 15 см.

Самая далёкая планета Солнечной системы, Нептун, тоже медленно перемещается против хода Солнца в направлении звезды φ Водолея (4,2m), которую можно использовать как ориентир для поиска гиганта. 11 сентября у Нептуна было противостояние с Солнцем, так что и для него осень – самое удачное время для наблюдений.

Карликовая планета Церера (8,2m – 8,7m) октябрь встретит на небольшой высоте над горизонтом в созвездии Южной рыбы, почти на продолжении прямой, проходящей через звезды Фомальгаут (α, 1,15m) и ε (4,15m). 16 октября она перейдёт в созвездие Водолея.

Осенью сразу несколько астероидов будут иметь блеск выше 10m, что делает их доступными для наблюдения в небольшой телескоп. Самой яркой по-прежнему останется 4 Веста (8,0m), расположившаяся в созвездие Льва. 19 октября она окажется в 2,2º над Регулом.

В созвездии Кита можно наблюдать астероид 8 Флору (9m). 6-11 октября он будет проходить примерно в 0,8º над звездой Менкар. 30 октября его можно будет найти рядом со звездой Каффалджима (γ Кита, 3,55m ). Над Нептуном в созвездиях Водолея в Рыб крутой вираж совершает астероид 19 Фортуна (9,9m – 10,6m). Разворот почти на 180º астероид совершит в двадцатых числах октября, находясь примерно на 1,8º выше звезды Хидор (λ Водолея, 3,7m). Астероид 11 Партенопа (9,8m – 9,4m) октябрь встретит недалеко от звезды ξ2 Кита (4,3m). 21 октября он перейдёт в созвездие Рыб и примерно в это же время достигнет максимума блеска. По созвездиям Близнецов и Рака перемещается астероид 15 Евномия (10,1m – 9,9m). Поменяет он созвездия 3 октября.

Восходы и заходы Солнца, планет и астероидов в Москве15 октября.
Объекты   Восход   Заход

Юпитер        -2,3      38,7           0,99
Сатурн          0,5      16,8            1
Уран              5,7        3,6            1
Нептун          7,8        2,5            1

Наилучшее время наблюдений планет и некоторых астероидов 15 октября. В скобках указана наивысшая высота подъёма над горизонтом.
Меркурий               —
Венера        04:10-06:35 (27º ЮВ)
Марс           18:37-05:49 (39º Ю)
Юпитер       17:52-20:08 (11º Ю)
Сатурн        18:14-19:59 (12º Ю)
Уран            20:28-05:31 (48º Ю)
Нептун        19:48-00:37 (28º Ю)
Церера       21:00-00:00 (10º Ю)
Веста          04:04-05:31 (33º ЮВ)
Флора         22:02-05:31 (38º Ю)
Партенопа  21:14-04:56 (39º Ю)
Евномия     01:32-05:31 (52º ЮВ)
Фортуна      19:22-00:15 (28º Ю)

Фазы Луны в октябре
Первая четверть       23
Полнолуние               1, 31
Последняя четверть 10
Новолуние                 16
Апогей         3 (406321км) 30 (406392 км)
Перигей      16 (356915км)

Прохождение Луны рядом с астрономическими объектами (Ю – южнее/ниже, С – севернее/выше)
Дата     Объект         Проход
 3.10  Марс                 0,6º Ю (покрытие)
 4.10  Уран                  3,0ºЮ
 7.10  Альдебаран     4,3º С
10.10 Поллукс           4,0º Ю
13.10 Регул                4,3º С
14.10 Венера             4,0º С
22.10 Юпитер            2,0º Ю
22.10 Плутон             1,5º Ю
23.10 Сатурн             2,6º Ю
27.10 Нептун             4,0º Ю
29.10 Марс                2,7º Ю
31.10 Уран                 3,0º Ю

6-10 октября активен метеорный поток Дракониды, с радиантом, как ясно из названия, в созвездии Дракона, недалеко от звезды Растабан (β, 2,75m). Это очень непредсказуемый по интенсивности поток. Временами он создавал настоящий метеорный шторм с несколькими тысячами метеоров в час. В 2018 году было ZHR ≈ 150 в течении 4 часов. Так что, возможно, и в этом году повезёт. Обычно максимум потока приходится на 8 октября, но в этом году есть расчёты, говорящие в пользу 7 октября. Наблюдать поток лучше вечером, когда Дракон будет высоко над горизонтом. Луна близкая к последней четверти помехой не будет.

Со 2 октября по 7 ноября активен метеорный поток Ориониды, максимум которого приходится на 21 октября. Радиант лежит вблизи границы созвездий Ориона и Близнецов. Максимальное значение ZHR в 2014–2018 годах находилось в диапазоне 20–25, а вот в 2006–2009 годах ZHR было около 40–70. Анализ активности потока за период наблюдений позволяет предположить, что в 2020–2022 годах ожидается повышение активности. Будем ждать, тем более, что условия наблюдений будут хорошими: новолуние, и под утро высота над горизонтом около 50º.

Из более слабых метеорных потоков отметим Тауриды с радиантом в созвездии Тельца ZHR = 5. Метеоры этого потока достаточно медленные и потому удобны для наблюдения новичкам. Поток разделяется на две ветви: Южные тауриды активны с 10 сентября по 20 ноября с максимумом 10 октября. Северные тауриды – с 20 октября по 10 декабря с максимумом 12 ноября. Наблюдать их можно всю ночь.

Заметных комет на московском небе этой осенью не ожидается.

Самой яркой станет комета 88P/Howell. Ожидается, что в начале октября её блеск будет около своего максимума 8,8m (перигелий она прошла 26 сентября), и она сохранит девятую звёздную величину до конца месяца. Перемещается комета по созвездиям Скорпион, Змееносец и Стрелец. Наблюдать её можно после окончания вечерних сумерек очень низко над горизонтом. Интервал видимости около часа, а высота над горизонтом не превышает 7º.

В последнее время достаточно быстро увеличивался блеск кометы C/2020 M3 (ATLAS). В начале октября она станет ярче 10m и к концу месяца ожидается блеск до 9m. Однако наблюдать её на широте Москвы можно только во второй половине месяца, под утро на южной стороне неба в созвездиях Эридана и Зайца.

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!