Что можно увидеть на небе в январе 2021

В первый месяц года завершается лучшее время наблюдений красивейших созвездий Ориона, Возничего, Близнецов и Большого пса с ярчайшей звездой нашего неба – Сириусом. Спешите увидеть! Им на смену выдвигаются созвездия Рака, Малого пса и Рыси. Вот о неприметном малоизвестном созвездии Рыси и поговорим в этот раз.

О достопримечательностях, возможно, самого интересного созвездия неба – Ориона можно узнать из статьи «Время Ориона. Зимнее небо» («Наука и жизнь», №12, 2019). Здесь и группа примечательных звёзд, включающая Ригель и Бетельгейзе, удивившую год назад весь мир своим поведением (см. «Гигантская. Критические дни Бетельгейзе», №4, 2020), и грандиозные туманности, и звёздные скопления. В январе по-прежнему высоко поднимается созвездие Возничего, позволяя рассмотреть себя во всём блеске. Пусть оно и уступает Ориону, но и в нём много достойных внимания объектов Млечного пути. Это и загадки красавицы Капеллы, и одна из самых необычных звёзд – эпсилон Возничего, звёздные скопления и туманности. Есть даже уникальная система из четырёх взаимодействующих скоплений галактик. Обо всём этом можно подробно прочитать в статье «Время Возничего. Зимнее небо» («Наука и жизнь», №12, 2020).

Московское небо 15 января, полночь, южная сторона (Сделано в Stellarium).
Московское небо 15 января полночь северная сторона (Сделано в Stellarium).
Созвездие Рыси (Сделано в Stellarium).
Шаровое скопление NGC 2419 "Межгалактический бродяга" (Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona).
Спиральная галактика с перемычкой NGC 2500, похожая на Млечный путь (ESA/Hubble & NASA).
Встреча Юпитера, Сатурна и Меркурия в Козероге 11 января (Сделано в Stellarium).

Созвездие Рыси (сокращение Lyn) наблюдается на всей территории России круглый год, лишь на юге страны летом частично скрываясь под горизонтом. Однако лучшее время для его наблюдений — зима. На широте Москвы оно кульминирует в полночь в зените. Своим происхождением созвездие обязано желанию Яна Гевелия заполнить в этом месте пустоту на небе в своём атласе «Уранография». Данное им название Рысь, он обосновал шуткой: «В этой части неба встречаются только мелкие звёзды, и нужно иметь рысьи глаза, чтобы их различить и распознать».

Шутка шуткой, но Гевелий был прав, ярких звёзд в этом созвездии нет – самая яркая имеет величину лишь 3,1m. Однако звёзд, видимых невооружённым глазом, в нём достаточно много – 92 звёзды ярче 6,5m (34-е место из 88 созвездий). Да и по площади созвездие получилось немаленьким. Занимая 28-е место, оно превосходит значительно более известные созвездия Близнецы, Рак, Скорпион и почти в два раза больше Малой медведицы. Самые яркие звезды Рыси расположились ломаной линией разграничивающей с одной стороны Большую медведицу и Жирафа, а с другой – Возничего, Близнецов и Рака.

Любопытно, что только одна звезда созвездия имеет обозначение Байера (греческая буква), и только одна имеет собственное имя, причём это разные звёзды. Хороший вопрос для астрономической викторины!

Байеровское обозначение имеет ярчайшая звезда созвездия, альфа Рыси (3.1m) — оранжевый гигант спектрального класса K7, который находится на расстоянии 200 световых лет от Земли. Она примерно в два раза массивнее Солнца, в 55 раз больше по радиусу и излучает примерно в 673 раза больше. Температура внешней оболочки звезды 3882 K, что ниже температуры Солнца, равной 5 778 K.

А вот собственное имя Альциаукат или Альсциаукат (31 Lyn, Alsciaukat) имеет четвёртая по яркости звезда созвездия Рыси с блеском 4.25m и спектральным классом K4. Это также оранжевый гигант, очень похожий на альфу, но удалённый от нас дальше – на 380 св. лет. Его масса почти вдвое превышает солнечную, размер в 53 раза, а излучает он примерно в 780 раз больше при температуре 3921 К.

Популярна у астрономов-любителей полуправильная переменная звезда Y Lyn, видимый блеск которой меняется в пределах от 6,2m до 8,9m по сложному закону. В нём можно выделить как минимум два разных периода: интервал в 110 дней вызван пульсациями звезды, а период в 1400 дней, скорее всего конвекцией вещества в её недрах. Некоторые исследования выделяют периоды первичной пульсации 133 и 1300 дней. Это сверхгигант спектрального класса M6, превышающий наше Солнце по радиусу в 580 раз, а по светимости примерно в 11000 раз, хотя по массе превосходит всего в 1,5-2 раза. Температура его, как и положено звезде М класса, – невысока, всего 3200 К. Расстояние от Земли около 800 световых лет.

В созвездии достаточно много двойных и кратных звёзд. Особенно интересна третья по яркости физическая двойная 10 UMa (4m). Её главная компонента – желто-белая звезда спектрального класса F4V имеет блеск 4,1m, а вторая, очень похожая на Солнце, имеет спектральный класс G5V и блеск 6,2m. Они находятся на расстоянии 10,6 а.е. (около 0,5") и обращаются с периодом около 22 лет. Система удалена от Земли на 52,4 св. года. Как видно из названия, звезда ранее принадлежала созвездию Большой Медведицы и перешла в Рысь при уточнении границ созвездий, но сохранила своё традиционное обозначение. Надо сказать, что она не одна такая, 16 Aur ранее была в Возничем, а некоторые звёзды Рыси без изменения названий достались Большой Медведице.

Из кратных звёзд отметим вторую по яркости звезду созвездия, 38 Рыси (3,8m). При наблюдении в средний телескоп можно различить на удалении 2,6″ два бело-голубых компонента класса А1 – с блеском 3,9m и 6,1m. Период обращения около 430 лет. Более слабый компонент сам является тесной двойной системой, которую невозможно разрешить визуально. Между компонентами всего 0,06″, а их орбитальный период 2,1 года. Еще один тусклый спутник – красный карлик E (15m, M2) расположен на расстоянии 100″. Главная звезда, расположенная в 20 св. годах от нас, примерно в два раза больше Солнца по массе, в три раза по размеру и в 30 раз по светимости. Температура 8862 К.

Звезда 15 Lyn (4,4m) разделяется на две желтоватые звезды спектральных классов G8 и F8 с блеском 4,7m и 5,8m, которые находятся на расстоянии 0,9″. Период обращения 262 года. Её компоненты примерно в 4 раза массивнее Солнца. Система находится на расстоянии 180 св. лет от Земли.

Наиболее известный объект глубокого космоса в созвездии Рыси — шаровое звёздное скопление NGC 2419, известное также под названием «Межгалактический бродяга». Такое название ему было дано, когда ошибочно считалось, что это скопление – не спутник Млечного Пути. Оно находится за его пределами на расстоянии около 300 тысяч световых лет от центра, значительно дальше, чем известные галактики-спутники Магеллановы Облака, и является одним из наиболее удалённых шаровых скоплений, связанных с нашей Галактикой. В настоящее время считается, что оно движется по сильно вытянутой орбите вокруг Млечного Пути, совершая оборот за три миллиарда лет. Существовало предположение, что NGC 2419 – остаток карликовой сфероидальной галактики, разрушенной и поглощённой Млечным путем, однако последующие исследования, похоже, опровергли эту теорию.

Это, одно из самых массивных шаровых скоплений нашей Галактики, с массой в 900 000 солнечных, таит в себе загадку. Обычно все звезды в шаровом скоплении очень похожи друг на друга по составу, так как они образуются в одной и той же области из одних и тех же материалов. Однако наблюдения Хаббла намекают, что с NGC 2419 дело обстоит иначе. В нём имеются два разных набора красных гигантов, которые содержат разное количество некоторых элементов. В частности, один из них имеет удивительно высокое количество гелия. Различия между этими двумя группами заставили астрофизиков задаться вопросом, сформировались ли две звездные популяции вместе или возникли как отдельные группы, которые позже слились.

Скопление достаточно тусклое (10,4m), видимый размер 6′, однако оно легко наблюдается при хорошей погоде с помощью телескопов апертурой 10 см. В типичном любительском телескопе NGC 2419 выглядит как мягкое, туманное круговое свечение.

Один из астрономов пошутил, что NGC 2419 будет удобным объектом наблюдений для астрономов из галактики Андромеды, поскольку его не скрывает диск Млечного пути. Аналогично тому, как с Земли мы наблюдаем скопление G1 на орбите за пределами Галактики Андромеды.

Галактики в Рыси достаточно тусклые. Примерно в 3 градусах к северо-северо-западу от 31 Lyn находится NGC 2537 , известная как галактика Медвежья лапа. Это так называемая компактная голубая карликовая галактика. Подобные галактики состоят из больших скоплений молодых, горячих массивных звезд, самые яркие из которых имеют голубой цвет. Поэтому они не имеют определённой формы. Находится она где-то между 17 и 30 миллионами световых лет от Земли. Блеск 11,7m, видимый размер 1′,7 × 1′,5.

Неподалёку, возле границы с Большой Медведицей находится группа галактик NGC 2841, в состав которой входят спиральные галактики NGC 2500 (12,2m, 2′,9×2′,6), NGC 2541 (12,3m, 6′,3×3′,2) и NGC 2552 (12,1m, 3′,5×2′,3). Сама NGC 2841 находится в Большой Медведице. Расстояние до них оценено в интервале от 20 до 40 миллионов световых лет. NGC 2500 имеет перемычку и похожа на Млечный путь, а NGC 2552 – Магелланова галактика обладает только одним спиральным рукавом, как и прототип – Большое Магелланово Облако.

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать на зимнем небе из объектов Солнечной системы. 2 января Земля окажется в перигелии, на самом близком расстоянии от Солнца, благодаря чему мы сможем наблюдать самый большой диск Солнца в 2021 году.

Новый год Меркурий, встретит в созвездии Стрельца, а уже 8 января он перейдёт в Козерог. 5 января он пройдёт в 1,0º под Плутоном, 10 января – в 1,6º под Сатурном, а 11 января – в 1,4º под Юпитером. Так что 10-11 января можно увидеть редкую картину расположившихся рядом трёх планет. 30 января Меркурий начнёт разворот на попятное движение. Наилучшая видимость у него в районе 24 января на вечернем небе.

Первый месяц года Венера начнёт в созвездии Змееносца, но с 5 января и до конца января проведёт в Стрельце. 28 января она пройдёт в 0,6º над Плутоном. Видна Венера будет в утренние часы, как и положено «утренней звезде».

Марс 5 января покинет созвездие Рыб и перейдёт в Овен. 21 января он пройдёт в 1,5º над Ураном. Видимость к февралю смещается на вечернее время. Видимый диаметр и блеск Марса сильно уменьшатся, и условия наблюдения ухудшатся.

Юпитер и Сатурн середину зимы проведут в Козероге, неподалёку друг от друга. В первой половине января Юпитер можно наблюдать на вечернем небе. 29 января у него соединение с Солнцем, так что в это время он не виден. Аналогичная ситуация и у Сатурна, у которого соединение с Солнцем произойдёт 24 января.

Уран по-прежнему находится в созвездии Овна, примерно на середине отрезка, соединяющего Шератан (β Овна, 2,6m) – Менкар (α Кита, 2,5m). 14 января он совершит разворот с попятного движения на прямое. Самая далёкая планета Солнечной системы, Нептун, медленно удаляется прямым ходом от звезды φ Водолея (4,2m) почти по прямой, соединяющей её со звездой Хидор (λ Водолея, 3,7m). К концу февраля видимость обеих планет смещается на вечер.

Карликовая планета Церера (9,2m) первый месяц года проведёт в созвездии Водолея. Сразу несколько астероидов будут иметь блеск выше 10m, что делает их доступными для наблюдения в небольшой телескоп. Самый яркий астероид 4 Веста (7,9m – 7m) перемещается по созвездию Льва на границе с Девой. Для ориентира можно использовать Денеболу (β Льва, 2,1m). Астероид 8 Флора (9,9m – 10,5m) встретит новый год в созвездии Кита, а 20 января переберётся в Овен. По созвездию Рака перемещается астероид 15 Евномия (9,6m – 8,4m – 8,9m). В начале месяца он будет недалеко от скопления M 44 (Улей, Ясли). Неподалёку по созвездию Рака перемещается и астероид 14 Ирена (10,1m – 9,1m – 9,5m). 18 января он пройдёт примерно в 1º от звезды Зубанах (ι Рака, 4m). В созвездии Ориона можно наблюдать астероид 39 Летицию (10,2m – 10,8m). В начале января он будет западнее Бетельгейзе (α Ориона, 0,5m), а 21 января пройдёт в 0,4º от звезды Меисса (λ Ориона, 3,5m).

Восходы и заходы Солнца, планет и астероидов на широте 56 (широта Москвы), время универсальное (UT).
Объекты         15 января

Первая четверть         20
Полнолуние                 28
Последняя четверть   6
Новолуние                  13
Апогей                         21 (404358 км)
Перигей                       9 (367392 км)

Прохождение Луны рядом с астрономическими объектами (Ю – южнее/ниже, С – севернее/выше)
Дата    Объект         Проход
21.01    Марс             4,5º Ю
24.01    Альдебаран 4,6º С
27.01    Поллукс        3,8º Ю
30.01    Регул            4,4º С

Новый год порадует мощным метеорным потоком – Квадрантиды с радиантом в созвездии Волопаса, недалеко от границы с созвездием Дракона. Его можно наблюдать с 28 декабря по 12 января в течение всего тёмного времени суток. На средних широтах к утру он поднимается почти в зенит. Его максимум придётся на 3 января в 14:30 UT. Интенсивность ожидается порядка 110 метеоров в час. Правда Луна приближается к последней четверти, что ухудшает наблюдение.

Из слабых потоков отметим гамма Урсиды с радиантом в созвездии Малой медведицы. Его можно наблюдать с 10 по 22 января. Пик ожидается 18 января. Об этом незначительном недавно обнаруженном ливне известно немного. Учитывая скорость, он должен быть похож на Урсиды по внешнему виду. Все данные о периоде активности и параметрах ливня следует рассматривать как предварительные и требующие дальнейшего подтверждения, в котором астрономы-любители могут принять участие. Новолуние 13 января предоставляет отличные условия для наблюдений.

Заметных комет на московском небе в январе нет. К сожалению, наблюдение кометы C/2020 S3 (Erasmus), блеск которой может превысить 6m, невозможно на фоне светлого неба утренних и вечерних сумерек. Можно попытаться наблюдать за кометой C/2020 M3 (ATLAS), блеск которой в начале января будет около 10,2m, а затем будет уменьшаться до 12m. Найти ее можно вблизи Капеллы (α Возничего, 0m)

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!