Год кобчика

Пернатым символом года выбрали шумного мелкого сокола.

Кобчик со стрекозой в клюве. (Фото: Radovan Václav / Flickr.com)

Уже четверть века в нашей стране существует традиция выбирать какую-нибудь хорошо известную и узнаваемую птицу символом нового года. Всё началось с 1996 года, когда Союз охраны птиц России (СОПР) провел первую кампанию «Птица года». Выбранной птице посвящаются эколого-просветительские мероприятия и природоохранные акции. Например, в 2018 году птицей года была скопа, в 2019 – обыкновенная горлица, в 2020 – журавль. В новом 2021 году пернатым символом стал некрупный хищник – кобчик (Falco vespertinus) из отряда Соколообразных.

кобчик 2.jpg

(Фото: Mick Sway / Flickr.com)

Длина тела кобчика составляет до 30 см, крылья имеют размах до 80 см, масса – до 200 грамм. Из-за небольших размеров кобчик охотится на крупных насекомых, таких, как жуки и стрекозы, но готов познакомиться поближе и с мелкими грызунами, а также птицами, размерами вплоть до голубя, правда, очень редко. Удачно пойманное насекомое может быть съедено прямо налету. Хотя с латыни видовое название vespertinus переводится как «вечерний», в темноте кобчики не охотятся. Довольно крикливы. Голос их похож на голоса других соколов и представляет собой повторяющиеся высокие громкие крики «ки-ки-ки-ки».

Распространены кобчики в лесной, лесостепной зоне от Восточной Европы до Восточной Сибири. В лесной зоне хоть и доходит до средней и северной тайги, всюду очень редок. Это перелётные птицы, на зимовку улетают в Африку или южную Азию, собираясь большими стаями, и так же вместе возвращаются обратно. Отлёт проходит в августе–сентябре, обратно же в наши места прилетают обычно в мае. Гнездятся колонией, но могут и отдельно. Для гнёзд выбирают небольшие лесные массивы, перелески, лесополосы.

кобчик 3.jpg

(Фото: Thomas Landgren / Flickr.com)

В Приокско-Террасном заповеднике присутствие кобчика давно не регистрировалось, что совершенно нормально – птица избегает сплошных массивов леса и предпочитает открытые пространства. На южной стороне Оки, в пойме кобчики встречаются: в 2007 году несколько раз отмечались их скопления. Последнее время их численность стала меньше, и вид попал в Красную книгу Московской области.

Приокско-Террасный заповедник