№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Как я стал учёным

Лауреат премии Правительства Москвы доктор химических наук Анатолий Верещагин рассказал о своём пути в науку.

В День российской науки молодым учёным вручили премии Правительства Москвы, которая стала традиционной и присуждается ежегодно, начиная с 2013 года. Среди лауреатов в номинации «Химия и науки о материалах» – ведущий научный сотрудник Института органической химии РАН им. Н.Д. Зелинского, доктор химических наук Анатолий Верещагин. Он получил награду за создание новых методов синтеза перспективных антибактериальных, противогрибковых и антивирусных фармсубстанций. Сегодня Анатолий размышляет о своём пути в науку, исследованиях и семье.

Анатолий Верещагин, доктор химических наук, руководитель Лаборатории синтетических биоцидов Института органической химии РАН им. Н.Д. Зелинского.

Начало

Мои школьные годы прошли в маленьком городке Ленинградской области – Тихвине. В нашей школе в то время сформировался сильнейший учительский состав как по техническим предметам, так и по гуманитарным. Я учился в физико-математическом классе, увлекался астрономией и, казалось, о какой химии может идти речь. Однако всё поменялось, когда в моей жизни появился Виктор Яковлевич Башмаков – учитель химии. Это уникальный человек. В своё время, в молодости, работая в металлургической отрасли, он понял, что его призвание – быть учителем. Он перешёл в школу. Всю жизнь до сих пор посвящает обучению детей химии.

Занятия Виктора Яковлевича были настолько увлекательны, что переворачивали и раскрывали для нас само понятие химии, превращая в новый неизведанный мир, в который хочется погрузиться и путешествовать по нему. Огромное количество его учеников связали свою жизнь с химией. Более пятидесяти из его учеников стали впоследствии кандидатами химических наук!

Не знаю, есть ли в России профессора, которые могли бы похвастаться таким количеством защитившихся ребят. Виктор Яковлевич – народный учитель России. Он сейчас на пенсии, но активно продолжает свою деятельность, безвозмездно ведя подготовку школьников к экзаменам и олимпиадам. Кстати, несколько лет назад один из воспитанников Виктора Яковлевича стал лауреатом премии Правительства Москвы. Попросту говоря, попав на обучение к такому школьному учителю, мой дальнейший путь был предопределен. Будучи ещё школьником понимал, что «пойду с химией по жизни».

По окончании школы я поступил в Высший химический колледж Российской академии наук. У меня был выбор: идти в этот колледж или на химический факультет МГУ. Я выбрал Высший химический колледж, который является частью системы непрерывного образования, созданной на базе Института органической химии РАН им. Н.Д. Зелинского. Главной задачей этой системы является обеспечение притока студентов и школьников старших классов в фундаментальную науку. Начиная со старшей школы или первого курса университета, учащийся прикрепляется к научной лаборатории института в качестве начинающего, но вполне полноправного члена исследовательского коллектива. Таким образом, получая высшее образование, ещё на первом курсе, я начал заниматься научной деятельностью. Я попал в очень хорошую группу профессора Михаила Николаевича Элинсона, плодотворно проработав в ней более 15 лет.

Моя наука

За более чем двадцатилетнюю научную деятельность я освоил различные направления органической химии, поучаствовал более, чем в 30 научных проектах и исследованиях. Часть этих исследований и были выдвинуты на соискание премии Правительства Москвы. В своей лаборатории мы создаём простые и экологичные методы получения важных веществ прикладного значения: лекарств и функциональных материалов. Нами были разработаны уникальные методы синтеза с использованием электрического тока. Идея проста: использовать электрический ток как реагент. И дёшево и без отходов!

Лаборатория

Важнейшими и актуальными в настоящее время являются наши разработки антибактериальных, противогрибковых и антивирусных препаратов нового поколения. 2020-й год показал, что средства защиты и профилактики многих заболеваний требуют совершенствования. Длительное действие лекарства на бактерии чаще всего приводит к их мутациям и появлению у бактерий резистентности к данному препарату. Попросту говоря, лекарство начинает работать хуже. В последние годы в научной литературе появляется всё больше публикаций на эту тему. В своих исследованиях мы получаем новые, более эффективные препараты. Мы занимаемся синтезом и работаем в тесной связке с микробиологами, которые изучают действие наших веществ на болезнетворных микроорганизмах. Ряд наших препаратов запатентован, некоторые из них проходят государственную регистрацию на территории России.

Премия и планы

Премия Правительства Москвы не первый год является мощным мотиватором в работе над проектами и исследованиями для молодых учёных города. Конкуренция среди молодёжи нашего института огромная. Уже третий год подряд молодые сотрудники становятся победителями. Я стал лауреатом лишь с третьей попытки.

С января этого года я возглавил Лабораторию синтетических биоцидов Института органической химии РАН им. Н.Д. Зелинского. Планы большие: расширять направления научных исследований, привлекать и обучать больше молодёжи. У нас работают не только научные сотрудники, но и студенты различных химических вузов Москвы, а также школьники. Средний возраст научных сотрудников 29 лет, а если учитывать молодёжь, то и все 25 получится.

Работа в системе непрерывного образования института (школа-университет-научный институт) построена так, что школьника обучает студент, студента курирует аспирант, аспирантом руководит научный сотрудник. Оптимальным наставником участника этой системы является другой участник, но находящийся на следующей ступени непрерывного образования. При такой модели обучения снимаются многие психологические барьеры, связанные с разницей в возрасте школьника или студента и его руководителя. Более того, участник видит, что он может стать таким же профессионалом, как и его старший товарищ всего через несколько лет. По мере работы в лаборатории у школьника или студента формируется небольшой научный проект, в котором он постепенно начинает играть ведущую роль, переходя от технического исполнения к планированию эксперимента и анализу результатов. Этот проект он может представлять на школьных или студенческих конференциях, конкурсах научных работ, которые активно проводятся в России и за рубежом.

Проект выполняется в реальной научной лаборатории, а результаты работы по такому проекту могут войти в статьи в научных журналах и тезисы докладов на конференциях. Зачастую такой проект впоследствии развивается и превращается в дипломную работу или даже кандидатскую диссертацию. Таким образом, работа старшеклассников в научной лаборатории может стать для них первым шагом к выбору профессии и становлению как ученого. В Москве вообще большие возможности для школьников по приобщению к науке: работают академические, медицинские, инженерные классы, проект «Субботы московского школьника», проводятся научные конференции и многое другое.

Семья

Работа работой, но у человека должны быть и другие интересы. Большое место в моей жизни занимает семья. У меня трое детей. Сам иногда удивляюсь, но несмотря на большую занятость в научной и административной деятельности, время на детей есть. Дети очень любопытны и требовательны. Пару лет назад они меня заставили и сами учили кататься на коньках. Дело в том, что в моём детстве в 90-х годах катки в моем городе не заливали. Но в своём детстве я хорошо катался на лыжах и обучил этому навыку своих детей. Мы очень любим путешествовать и легки на подъём. Бывает, в пятницу придёт в голову: «А поехали туда-то». И в субботу днём уже едем в 400 километрах от Москвы и рассматриваем местные достопримечательности. Жизнь очень насыщенна и постоянно делаешь выбор, что тебе нужно, не размениваемся на ерунду. Например, телевизор не смотрим, документальное кино, мультфильмы и фильмы смотрим выборочно. Чтение, беседы, активные игры. Настаивать, чтобы в будущем дети стали заниматься наукой не буду. Вырастут, определяться сами. Главное показать, что в жизни огромное разнообразие возможностей.


Текст подготовила Елена Устинова.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее