Учёный детектив

Помогаем биологу Клаудии ловить хороших квантовых крыс и пытаемся посмотреть свою когнитивную карту в научной мини-игре Skill Lab: Science Detective.

Всем привет, я Маша Осетрова, и я работаю в проекте «Люди науки», где мы рассказываем, как люди без специального образования и особых навыков могут помогать в научных исследованиях. Как правило, учёные делегируют волонтёрам небольшие части работы — сбор, первичную обработку или простой анализ данных. Но иногда волонтёры нужны «по ту сторону микроскопа» — в качестве объектов исследования. И оказывается, это может быть не менее увлекательно. Например, если вы решите помочь проекту Skill Lab: Science Detective (англ. Лаборатория навыков: научный детектив).

О чём проект?

Skill Lab: Science Detective — это коллекция мини-игр, объединённых научно-детективной тематикой. Её запустила в 2018 году команда ScienceAtHome, в которую входят исследователи разных специальностей: специалисты по обработке данных, разработчики игр, дизайнеры и художники. На счету команды уже полтора десятка научных и обучающих видеоигр — в основном по квантовой физике, социальным и когнитивным наукам. 

Первую игру, посвящённую гражданской науке, ScienceAtHome запустила в 2012 году — это были Quantum Moves (сейчас запущена уже вторая версия), где пользователи двигали атомы, симулируя выполнение логических операций на квантовом компьютере. Полный успех: за несколько лет сотни тысяч пользователей сыграли в игру несколько миллионов раз, а на основании поведения игроков учёные разработали новый метод оптимизации. Результаты этого проекта были опубликованы в Nature — одном из самых престижных научных журналов.

Screenshot-2019-01-30-at-12.41.50-1200x675_low.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

Skill Lab: Science Detective изучает поведение пользователей, чтобы узнать, как разные люди решают проблемы и принимают решения. В формате видеоигры оценить когнитивные способности пользователя удается максимально незаметно, поэтому результаты лучше отражают то, как люди ведут себя в реальной жизни, чем психологические тесты. Кроме того, на основании поведения пользователей учёные надеются разработать алгоритмы для более эффективного решения проблем. Дело в том, что в условиях ограниченной ёмкости памяти люди лучше приоритезируют информацию и принимают решение быстрее, чем компьютеры, которые помнят всё. 

Также в игре есть валидационные задания — тесты, которые проверяют те же навыки, что и мини-игры, но «традиционным» способом. Это опросники, серии заданий на логику, повторение паттернов, запоминание форм и цветов. Авторы проекта признают, что это куда менее увлекательно, чем созданные ими мини-игры, но именно валидационные задания помогают подтвердить результаты и улучшить модель. В обмен на прохождение более скучных тестов авторы дают доступ к результатам игрока и оценкам его параметров по новейшим методикам. Например, в формате «когнитивных карт», которые представляют, насколько эффективно игрок использует те или иные когнитивные способности.

image12.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

Ловим квантовых крыс

Ну что же, давайте проверим мои когнитивные навыки. Захожу в игру — я скачала себе приложение на телефон (есть версии и для Android, и для iOS), но можно поиграть и в браузере. Игра доступна на трёх языках: английском, датском и испанском. Для участия в проекте обязательно зарегистрироваться, иначе ваши данные исследователи не смогут использовать. Спрашивают больше, чем обычно при регистрации в игре, к тому же пользовательское соглашение очень длинное и не совсем обычное. Например, оно сообщает, что мои данные как-то будут использоваться для разработки квантового компьютера — ну как тут не согласиться.

image11.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

С регистрацией покончено, попадаю в игру: вижу карту города, как в игре Sims, на фоне шумят машины и поют птички (к счастью, их можно отключить). Над шестью зданиями парит значок с джойстиком — в каждом из них базируется одна мини-игра. В центре карты здания с подписью Skill Lab Hub — там как раз можно выполнить валидационное задание или посмотреть свои результаты. Внизу экрана шкала прогресса, некоторые возможности открываются не сразу — например, свою когнитивную карту я пока посмотреть не могу. Зайду сперва в большое красное здание — посмотрим, что там.

image2.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

Игра называется Robot Reboot (англ. Перезагрузка роботов), на входе меня приветствует инженер Дев и приглашает поучаствовать в разработке простого робота-ассистента. Передо мной схема с кнопками, бегунками и проводами разного цвета, формы и размера. 

Задания простые — взаимодействовать с объектами так, как того требует задание. Например, просят нажать на большую кнопку — я выбираю большую красную квадратную кнопку в правом верхнем углу. Иногда уточняют и цвет, и размер, и тип объекта. Задания не очень разнообразные, но со временем начинаешь за собой замечать какие-то особенности выбора — например, не жать на одну и ту же кнопку много раз подряд, даже если она все время подходит под задание. Или выбирать только один цвет, когда в задании он не указан.

image6.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

В конце концов попалось задание, под которое ну точно нет объекта — интересно, и что же делать? Пробую разные варианты, но что-то всё не то. Наверное, в этом и смысл: выяснить, как люди себя ведут, когда правильного ответа точно нет. Ну ладно, с этим заданием всё понятно, хочется попробовать что-то ещё. 

Возвращаюсь к карте. Слева вверху — здание с пиктограммой ДНК, надо обязательно сходить. Внутри биолог Клаудия рассказывает о своих экспериментах с квантовыми крысами, которые научились сбегать из своих клеток. Задача простая — поймать всех добрых сбежавших крыс и не поймать ни одну злую (они отмечены красным цветом).

image1.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

Сначала всё просто — есть только хорошие крысы, которые появляются по одной. Но потом их становится всё больше, в игру вступают злые красные, все начинают перемещаться… Важно не только быстро реагировать, но и нажимать в оптимальном порядке, чтобы успеть собрать всех. И кто бы мог подумать, что так сложно не нажимать на злых крыс, даже когда знаешь, что они тебе не нужны! Игра заканчивается после трёх ошибок, я сыграла пару раз — результат почти одинаковый, но точно есть куда стремиться.

image7.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

Хотя не знаю наверняка, кажется, что данные от игроков с телефона и с компьютера должны обрабатываться по-разному, поскольку даже механика взаимодействия меняется: например, ловишь сбежавших крыс курсором на большом экране ноутбука или двумя руками на тачскрине разными движениями. 

Помимо лаборатории роботов и квантовых крыс в городе есть химическая лаборатория, квантовый центр, археологический раскоп и музей. Можно искать археологические артефакты на время, а можно вести частицы сквозь ускоритель. И то, и другое что-то расскажет о ваших когнитивных способностях.

image9.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

Самое время заглянуть в лабораторию навыков и пройти какой-нибудь тест. В отличие от игр, на каждый тест даётся только одна попытка, создатели советуют отключить все уведомления, поскольку любое прерывание приводит к завершение теста и второго шанса не будет. В первом тесте просят перекладывать шарики между отделениями в определённом порядке, причем за минимально возможное количество шагов. Тесты короткие и простые, так что соскучиться не успеваешь — даже интересно, что будет в следующем. Про все рассказывать не буду, а то ещё испорчу учёным данные.

first image_1200.jpg
Илл: Skill Lab: Science Detective

После того, как я попробовала все игры, меня классифицировали как детектива-любителя: говорят, что мои сильные стороны — внимание, память и понимание языка. Когнитивную карту всё ещё не дают посмотреть, так что придётся вернуться и поиграть ещё!

Итоги

Если мини-игры на телефоне — ваша тайная слабость, то Skill Lab: Science Detective избавит вас от мук совести. Мне кажется, это отличный вариант потренировать внимательность и время реакции, немного расслабиться и к тому же помочь науке. Кто знает, возможно, по результатам этого проекта через пару лет снова сделают публикацию в Nature — приятно будет чувствовать себя причастным. Кроме того, можно много интересного узнать о себе и своих когнитивных навыках — например, чтобы понять, чем уже можно эффективно пользоваться, а что ещё стоит развить.

Небольшая деталь, которая мне не очень понравилась — плохая обработка ошибок: например, сначала я неправильно вводила пароль, но получала сообщение о «неизвестной ошибке»; то же случилось, когда я пропустила одну букву в домене своей электронной почты — мне снова сообщили, что случилось нечто непонятное. Меня-то это, конечно, не остановило, но менее настойчивых гражданских учёных может и отпугнуть.

В общем, рекомендую по крайней мере зарегистрироваться и попробовать. Не всегда наука подаётся в такой увлекательной форме и приятном дизайне!

Автор: Мария Осетрова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее