Вакцина на десерт
В Институте экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге проводятся доклинические испытания принципиально новой вакцины от COVID-19 на основе молочнокислых бактерий. О том, какие она имеет преимущества и когда появится на нашем фармацевтическом рынке, рассказывает директор института, доктор биологических наук, профессор РАН Александр Дмитриев.
– Александр Валентинович, насколько я знаю, испытания вашей вакцины начались уже довольно давно. Когда ждать готового продукта?
– Мы не торопимся этот проект поскорее завершить. Для нас важнее другое. Показать, что методология, положенная в основу данного вакцинного кандидата против коронавирусной инфекции, может быть использована для борьбы с самыми разными инфекционными агентами – как теми, которые циркулируют в популяции людей, так и теми, которые, может быть, еще не существуют. Нам важно показать: если мы окажемся перед лицом новой опасности, то наш ответный ход может быть сделан очень быстро.
– Каким образом это возможно?
– У нас большие наработки в области разработки вакцинных препаратов. В нашем учреждении разработана и в 1987 году впервые в мире зарегистрирована живая гриппозная вакцина. В США аналогичные разработки были завершены только в 2003 году. На основании этой технологии мы ежегодно готовим сезонные вакцинные препараты против эпидемических штаммов гриппа. Мы предполагаем, какой появится новый вариант гриппа, и очень быстро, в течение нескольких недель, готовим препарат-претендент. То же самое и с вакциной против COVID-19. Наши предварительные исследования на животных показывают, что этот вакцинный кандидат эффективен, безопасен и имеет ряд важных преимуществ. Это означает, что мы сможем экстраполировать результаты наших исследований на любой биологический объект.
– Почему именно молочнокислые бактерии легли в основу этой разработки?
– Организм, который является основой для этого препарата, – энтерококк, представитель микрофлоры человека, присутствующий в организме каждого из нас. В области коррекции микробиоты наш институт работает уже много лет, поэтому было вполне естественно взять за основу препарата именно этот штамм, нами хорошо изученный, запатентованный и гарантированно безопасный для человека.
– Каким образом создаётся препарат?
– В данном случае не принципиально, берётся ли фрагмент генома живого коронавируса или он синтезируется химически. Мы пошли вторым путем: эти работы были начаты в стенах института задолго до появления на территории России живого возбудителя. Химически был синтезирован фрагмент генома коронавируса. Он был эффективно клонирован в уже существующий пробиотический штамм энтерококка. Эта конструкция по-своему уникальна. С одной стороны, это пробиотическая бактерия, а с другой – генно-инженерная разработка, содержащая на своей поверхности S-шиповидный спайковый белок коронавируса, наличие которого обеспечивает формирование защитного иммунитета.
– Как будет выглядеть ваша вакцина? Как бутылка кефира? И какие дозировки вы рекомендуете?
– Существует большое разнообразие вакцинных препаратов. Если проводить параллели с теми исследованиями, которые мы проводили ранее, то сам энтерококк можно использовать в виде кисломолочного продукта типа кефира, ряженки или йогурта, в виде драже или спрея и многих других фармацевтических форм. Дозировки могут варьироваться в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента. Для этого и проводятся клинические испытания, но они нам ещё предстоят. Сейчас мы завершаем испытания на животных.
Образец вакцины против COVID-19, разработанной на основе кисломолочного продукта. Фото предоставлено ИЭМ.
– Какие преимущества у вашей вакцины?
– Все вакцинные препараты имеют как преимущества, так и недостатки. Существуют живые, инактивированные, рекомбинантные вакцины. Существуют различные способы их введения.
Наши конкурентные преимущества по сравнению с другими вакцинами очевидны.
Во-первых, это простота масштабирования. Чтобы получить вакцину, достаточно посеять небольшое количество бактерии, которая была генно-инженерным образом сконструирована, в обычное молоко и сквасить его. Получается кисломолочный продукт, как дома при изготовлении простокваши.
Второе. Этот микроорганизм не содержит никаких вредных для человека примесей, не имеет противопоказаний и нетоксичен.
И третье. Мы сокращаем количество стадий при производстве вакцины: в этом случае не нужно ни центрифугирование, ни осаждение, ни очистка и др. Мы просто добавили нужный микроб в молоко и наутро получили готовый продукт. Это минимизирует финансовые вложения.
Ещё одно важное достоинство – мы используем его как обычный кисломолочный продукт, для хранения которого не нужна сложная и дорогостоящая морозильная техника. Достаточно бытового холодильника с температурой плюс 4-8 градусов по Цельсию. Остальные же вакцины требуют соблюдения жесточайших условий транспортировки и хранения – от минус 18 градусов и ниже.
Ну и, наконец, это просто вкусно. И мы избавляемся от неприятного для многих страха перед прививкой и возможной боли в месте введения.
– Образуются ли у подопытных животных антитела?
– Наши данные говорят о формировании антител на прототип коронавирусной вакцины. Интересно, что у подопытных животных формируются иммуноглобулины не только класса G, но и класса А, причём вторых значительно больше, что вполне объяснимо: вакцина попадает в организм перорально, через рот, а именно слизистые оболочки отвечают за мукозальный иммунитет. Недаром её называют мукозальной.
– Если всё пройдет успешно, такие препараты будут продаваться в аптеках или в молочных отделов магазинов?
– Надеюсь, клинические испытания пройдут успешно, и тогда можно ожидать, что новая вакцина станет доступна для массового применения. При этом подчеркиваю: это не вкусное и полезное лакомство, а медицинский препарат, поэтому он должен применяться строго по назначению врача.
Из истории института экспериментальной медицины:
ИЭМ основан в 1890 году принцем Александром Ольденбургским, который руководствовался стремлением спасти одного из своих офицеров, пострадавшего от укуса бешеной собаки. В начале XX века с помощью препаратов, созданных в ИЭМ, лечили больных чумой. Также здесь впервые в мире были созданы вакцина от полиомиелита, «живая» вакцина от гриппа и многие другие.