Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

«Пришло время перепридумать дни открытых дверей»

Наука или жизнь? Как прийти в научную лабораторию и не выгореть в ней через пару лет? Как выбрать научного руководителя и почему важно делать хорошие презентации? Мыслями о поиске счастья и успеха в науке делится Мария Лизунова.

Мария Лизунова. Фото: Илья Гришмановский.

Мария Лизунова — физик и психолог, выпускница МИФИ. В 2020 году получила степень PhD по теоретической физике в Утрехтском Университете (Нидерланды). С 2021 года студентка Донского государственного технического университета по специальности психология. В 2018 году её постер вошёл в тройку лучших работ по физике на конгрессе Physics@Veldhoven в Нидерландах. А ещё Мария разработала онлайн-курс для молодых учёных «Поколение 4П: Публикация, Постер, Презентация, Персоналия», чтобы помочь студентам научиться представлять результаты своей научной работы на конференциях и в научных журналах.

Что не так с днями открытых дверей

В моей семье и в моём окружении никто никогда не занимался исследованиями. Поэтому после окончания гуманитарной школы я не знала, что значит заниматься наукой. Когда на втором курсе в МИФИ нужно было уже определиться с кафедрой, я обращалась ко всем сотрудникам с одним вопросом: «Чем вы занимаетесь?» Учёные начинали рассказывать о глобальных целях и задачах, а я хотела узнать, как человек проводит на работе каждый день.

Мне кажется очень важным, чтобы человеку, учёному нравился процесс работы. Люди часто выбирают специализацию, думая о результате, о своём будущем великом открытии. Но само по себе великое открытие занимает одну минуту, тогда как обычно ему предшествуют годы упорного труда. От этого процесса просто необходимо получать удовольствие, иначе никакого открытия не случится, а в худшем случае наступят апатия и профессиональное выгорание. Проблема в том, что старшеклассники и студенты очень плохо представляют себе реальную научную работу, им почти никто это не рассказывает ни в школе, ни даже в вузе.

Выбирая кафедру, я спрашивала людей: «Вот вы просыпаетесь, завтракаете, едете в метро на работу, заходите в институт — что происходит дальше?» У опытных научных работников, отдавших науке 30 лет своей жизни, от такого вопроса обычно наступал ступор. Мне повезло, что один человек всё же смог на него ответить, и мне это очень помогло определиться.

Рассказывать о процессе важно ещё в школе, когда начинается профориентация. ЕГЭ — временная проблема, а выбор профессии как минимум повлияет на несколько лет последующей жизни. Я задумалась над тем, как этого не хватает, когда первый раз участвовала в организации дней открытых дверей в МИФИ. Тогда к нам на кафедру почти никто из школьников не пришёл. В конце дня я спросила их, почему они не заходят и знают ли, чем мы занимаемся. Они отмахнулись, ответили, что не знают, но это точно должно быть скучным. Я начала рассказывать, чем и как мы занимаемся, и смогла некоторых заинтересовать.

Пришло время перепридумать дни открытых дверей для школьников. Не рассказывать в лабораториях, кто какие результаты получил, а устраивать Дни углублённого погружения. Дать старшеклассникам шанс «поработать» в разных лабораториях — так же, как в развлекательных «городах» дети «работают» пожарными, почтальонами, поварами или певцами.

Я знаю один уникальный просветительский проект в области астрономии и астрофизики. Это трехлетняя Астрофизическая школа фонда «Траектория». Он помогает старшеклассникам понять, что такое наука как процесс: сколько интеллектуальных сил она занимает, зачем нужно постоянно читать научную литературу на английском, как взаимодействовать со своими коллегами. Но одной такой школы на всю страну мало.

Как выбрать научного руководителя

В университете без научного руководителя ни один студент не останется — о вас позаботится ваш вуз. Но я склонна считать, что лучше самому управлять своей жизнью, чем доверяться лотерее. Лучше пожинать плоды своих собственных решений, чем решений кого-то другого. Поэтому я рекомендую всем, кто только приходит в науку, выбросить мысль, что поменять научного руководителя невозможно. Если человек не понравился, ищите и выбирайте подходящего.

Для этого нужно учесть несколько факторов. Во-первых, его научные интересы должны быть созвучны вашим интересам. Во-вторых, стоит обратить внимание, как часто он публикуется в международных изданиях — это показатель эффективности. Это важно не только будущим учёным, но и тем, кто планирует уйти в индустрию: там тоже любят людей с публикациями. Если научный руководитель давно не публикуется, это тревожный звоночек, что ему самому уже не интересна научная деятельность. Он мог выгореть. Зачем вам работать с человеком с громким именем, который не будет гореть работой вместе с вами? Это заметно усложнит ваш путь в науке.

В-третьих, поинтересуйтесь его опытом и связями в научной среде. Молодой научный руководитель, скорее всего очень активный, ему всё очень интересно, и это плюс. Но он знает меньше учёных, чем человек с 25-летним опытом. Например, ему будет сложнее помочь вам перейти в будущем в другую лабораторию.

В-четвертых, узнайте, насколько ваш будущий научный руководитель загружен разными делами. Допустим, он — декан факультета. Он может взять вас в свою группу, в какой-то степени это престижно, но реально вами будет заниматься кто-то другой. И лучше заранее выяснить, кто именно.

В-пятых, при первой встрече оцените, приятен ли лично вам потенциальный руководитель, как человек. Он может подходить по всем формальным параметрам, но вам не понравится его стиль общения. Прислушайтесь к себе и подумайте, как вы будете с ним работать каждый день на протяжении двух с половиной лет?

Наконец, стоит пообщаться с людьми из его лаборатории или выпускниками. Не факт, что они полно ответят на все ваши вопросы, но кто-нибудь расскажет о положительных и отрицательных сторонах работы с ним. Только взвесив все плюсы и минусы, принимайте решение.

Зачем и как студентам делать научные доклады

Часто научный руководитель помогает в работе над содержанием, а как оформить диплом или презентацию, не объясняет. Возможно, потому что лично ему это неинтересно. Возможно, потому что у старших поколений учёных в России не было задачи делать красочные презентации. Но это тогда её не было, а теперь она есть.

Студенты часто думают: «Вот окончу бакалавриат — тогда выступлю». Потом думают: «Сначала стану магистром». А к аспирантуре человек в ужасе: уже точно пора выступать и ответственность теперь выше, а опыта нет. Чем раньше начать, тем проще делать ошибки: к ляпам бакалавра все относятся проще.

Если вы никак не можете решиться выступить, для начала сходите на небольшую студенческую конференцию, например, «Ломоносов» в МГУ или «Современные проблемы физики и технологий» в МИФИ: послушать других и оценить свой уровень. Это поможет решиться зарегистрироваться на конференцию в соседнем вузе через пару недель и успешно выступить там.

В 2018 году я разработала онлайн-курс для фонда «Траектория». Он был создан для тех, кто хочет быстро и качественно сделать постер и презентацию или написать научную статью. Помимо практических навыков, вы поднимете свою самооценку и получите заряд энергии, чтобы продолжить карьеру в науке. Я 51 раз выступила с устными и стендовыми докладами, опубликовала 14 научных работ. Для десяти лет в науке это большой опыт, которым я готова делиться. Вместе с тем на курс не стоит приходить без законченной научной работы. За пять недель мы успеем только грамотно оформить то, что уже есть.

В XXI веке студентам не стоит ждать, что им всё даст научный руководитель и вуз. Важно развиваться самостоятельно и получать дополнительные знания за стенами университета. Вы не только получите конкурентные преимущества, но и наполните свою жизнь интересными событиями!

Автор: Мария Лизунова

Источник: «Наука и жизнь» (nkj.ru)

Статьи по теме





Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie на вашем устройстве. Подробнее