Что можно увидеть на небе в марте 2022

Наступившая весна добавит ясного неба и хорошего настроения любителям астрономии, несмотря на все привходящие обстоятельства. Можно полюбоваться на обитающего вблизи зенита Дракона.

Созвездие Дракона (на латыни Draco, сокращение Dra) — приполярное созвездие северного полушария, а потому здесь его видно весь год, однако наилучшее время для наблюдения –— весна, когда оно частенько оказывается в зените. Несмотря на отсутствие очень ярких звёзд, созвездие известно с древности и вошло в число 48 созвездий, описанных астрономом II века нашей эры Птолемеем. Оно достаточно большое по площади (8-е место среди 88 современных созвездий), а вот по числу звёзд, видимых невооружённым глазом (80 звёзд ярче 6m) Дракон относится, скорее, к «середнякам», занимая 25-е место. Звёзд ярче 3m в нём всего 3. Но зато 12 звёзд ярче 4m образуют длинную извилистую линию, олицетворяющую туловище дракона. Подробнее о созвездии можно прочитать в мартовском номере «Науки и жизни» за 2022 год.

Московское небо 15 марта, полночь, северная сторона
Созвездие Дракона
Эффектная группа галактик NGC 5982 (в центре, эллиптическая). Её соседи - спиральные галактики NGC 5981 (слева) и NGC 5985 (справа) Автор: Stephen Leshin
На изображении, полученном космическим телескопом «Хаббл» видна сложная структура планетарной туманности Кошачий глаз (NGC 6543). Источник NASA, ESA, HEIC, and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)
Мартовский парад планет. Расположение некоторых планет и астероидов на небе 20 марта 2022 года.

На небе Дракон окружил с трёх сторон созвездие Малой Медведицы, отделив её от созвездий Цефея, Лебедя, Лиры, Геркулеса, Волопаса и Большой Медведицы. Такое расположение позволяет легко найти это созвездие на небе. Почти посередине между ковшом Малой Медведицы и Вегой (α Лиры) расположился самый заметный астеризм созвездия Голова Дракона — небольшой неправильный четырёхугольник из двух его самых ярких звёзд Элтанин (γ Dra, 2,2m) и Растабан (β Dra, 2,8m), а также двух более тусклых Грумиум (ξ Dra, 3,7m) и Кума (ν Dra, 4,9m). Направление β — ξ позволяет далее проследить за остальными звёздами «туловища» Дракона.

Дракон уникален тем, что в нём звезда, получившая обозначение α, — всего лишь восьмая по яркости в созвездии. Тубан (α Dra, 3,7m) — вообще одна из самых тусклых звёзд, имеющих собственное имя. Такое выделение довольно незаметной звезды связано, видимо, с её значимой ролью в истории цивилизации. В период расцвета Древнеегипетской цивилизации, примерно с 3900 до 1800 до н.э. она играла роль полярной звезды. При хороших условиях Тубан легко найти на ночном небе с помощью ковша Большой Медведицы. Направление Фекда – Мегрец (стенка ковша при ручке) указывает на Тубан, надо только отложить от Мегреца тройное расстояние между этими звёздами.

Двойственность второй по яркости звезды созвездия Альдибаина (η Dra) открыл российский астроном О. В. Струве. Компаньон главной звезды имеет видимую величину 8,8 и спектральный класс K2. На небе он удалён от неё на 5,1″, что соответствует не менее 140 а. е. Период обращения около 1000 лет.

Упомянем также примечательную множественную звёздную систему μ Dra с небольшим общим блеском (4,9m), но с очень известным названием — Арракис. Именно она дала имя планете около звезды Канопус (α Киля), на которой происходит действие в романе «Дюна» писателя-фантаста Фрэнка Герберта, очередная экранизация которого вышла в прошлом году. Находящаяся в 88 св. годах от нас система состоит из главной звезды μ Dra A, двойной звезды μ Dra B и ещё одной одиночной звезды μ Dra С. Компоненты A и Ba почти идентичны: имеют спектральный класс F7, блеск 5,7m и массу около 1,3M. Угловое расстояние между ними — 2,2″, период их обращения — 482 года. Компоненты Bb и С — карлики с массой 0,2M и 0,29M. Причём μ Dra C расположен на расстоянии 13,2″ от яркой пары.

Созвездие Дракона содержит много галактик, но большинство из них находится очень далеко и имеет малую видимую величину. Наблюдать их лучше с помощью фотографирования. Пожалуй, самым интересным для наблюдателя объектом дальнего космоса будет линзовидная галактика Веретено (NGC 5866, M 102), расположенная на расстоянии около 50 млн. св. лет. Такое название она получила за то, что с Земли видна с ребра и выглядит как яркая узкая линия. Её видимая звёздная величина 10,7m, а размер на небе 4,7' × 1,9'. Масса этой галактики близка к массе Млечного Пути, хотя размер около 60 000 св. лет составляет две трети его диаметра. Примечательной особенностью М 102 служит пылевой диск, видимый как протяжённая полоса, очень необычный для линзовидной галактики.

Вблизи Кумы на небе можно найти карликовую галактику в Драконе — сфероидальную галактику, спутник Млечного Пути. Её диаметр всего около 3500 световых лет, а светимость 2×105 L, но благодаря близкому расположению (260 000 св. лет) она имеет видимую величину 10,9 и размер 35,5′ × 24,5′. Это самый известный объект с высокой концентрацией тёмной материи.

Галактика Головастик (Arp 188) — одна из самых известных взаимодействующих галактик, названная так за наличие звёздного «хвоста» длиной 280 000 св. лет. Она находится на расстоянии 400 миллионов св. лет, имеет видимую звёздную величину 14,4 и размер 3,6′ × 0,8′. «Хвост» возник из-за столкновения с маленькой галактикой-нарушителем. Он кажется голубым, потому что гравитационное взаимодействие вызвало звездообразование, заполнив его яркими голубыми звёздными скоплениями.

Между звёздами ξ и χ Dra, находится зеленовато-голубая планетарная туманность Кошачий Глаз (NGC 6543). Эта туманность находится на расстоянии около 3300 св. лет от Земли и имеет размер ядра в среднем 20″, что делает её одной из самых больших при наблюдении с Земли. Однако у неё имеется ещё и обширное гало диаметром 386″, которое сбросила звезда на стадии красного гиганта. Видимая звёздная величина — 9,8. В любительский телескоп Кошачий Глаз выглядит как размытый сине-зелёный диск, но в большие инструменты видно, что он имеет очень сложную форму из-за гравитационных взаимодействий между компонентами.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на весеннем небе. Необходимо отметить, что весной многие планеты на средних широтах будут располагаться на небольшой высоте над горизонтом и потому трудно наблюдаемы. Так что, чем южнее будет пункт наблюдения, тем выше над горизонтом будут находиться планеты и астероиды, тем лучше условия их наблюдения.

Весну быстроногий Меркурий встретит в созвездии Козерога, но уже 8 марта он перейдёт в созвездие Водолея, затем 25 марта в созвездие Рыбы. Поскольку 2 апреля у первой планеты соединение с Солнцем, то наблюдать её лучше в первой половине марта, Меркурий виден у горизонта на востоке перед восходом Солнца, причём достаточно хорошо лишь в южных широтах страны. Этой весной наступает настоящий сезон планетных встреч. Меркурий в марте успеет на рандеву сразу к трём планетам. 2 марта он пройдёт в 0,7º южнее Сатурна, 21 марта — в 1,3º южнее Юпитера, а 23 марта –— в 0,9º южнее Нептуна.

Венера, перезимовав в созвездии Стрельца, направится вслед за Меркурием и 7 марта перейдёт в созвездие Козерога. Первый месяц весны будет весьма благоприятным временем для наблюдений за второй планетой, поскольку 20 марта она достигнет максимальной утренней элонгации (47º). У Венеры тоже ожидается три встречи: 3 марта она пройдёт в 5,7º севернее Плутона, 6 марта — в 4,5º севернее Марса, 28 марта — в 2,1º севернее Сатурна. На последней декаде марта можно будет любоваться расположившимися рядом в созвездии Козерога Венерой, Марсом и Сатурном.

Марс тоже начнёт весну в созвездии Стрельца в 5º южнее Венеры, с которой он будет двигаться параллельным курсом, постепенно отставая. 6 марта он перейдёт в созвездие Козерога. Условия его наблюдения понемногу улучшаются, поскольку в конце года его ждёт противостояние с Солнцем. 3 марта он пройдёт в 1º севернее Плутона.

Юпитер март проведёт в созвездии Водолея. 5 марта у него соединение с Солнцем, после чего он перейдёт на утреннее небо, и во второй половине месяца наступит достаточно благоприятное время для его наблюдения. У Нептуна соединение с Солнцем 13 марта, так что в этом месяце наблюдать его затруднительно. Сатурн весь месяц проведёт в Козероге. После февральского соединения с Солнцем он перешёл на утреннее небо, и во второй половине месяца его можно попробовать разглядеть перед восходом Солнца. Уран виден по вечерам в созвездии Овна.

В марте хорошо видна карликовая планета, бывший астероид № 1 — Церера (8,8m), перемещающаяся по созвездию Тельца.

Из астероидов, блеск которых превышает 10m, осенью по-прежнему самым ярким остаётся 4 Веста (8,2m), перемещающаяся по созвездиям Стрельца и Козерога. Астероид 7 Ирида (9,2m – 9,9m) путешествует по созвездию Близнецов. По созвездию Рака перемещается 20 Массалия (9,4m – 10,2m). По созвездию Кита движутся 6 Геба (10,1m – 9,9m) и 2 Паллада (9,9m – 9,7m). В созвездии Девы можно наблюдать астероид 8 Флору (10,7m – 10m), а по соседству в созвездии Весов — астероид 10 Гигею (10,5m – 9,9m).

Восходы и заходы Солнца и на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Набл. указано благоприятное время наблюдения (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом) и максимальная высота над горизонтом с указанием стороны света.

Объекты                    1 марта

Последняя четверть             25
 Новолуние             2
 Апогей   19 (404269 км)
 Перигей   23 (369761 км)

20 марта наступит весеннее равноденствие, когда продолжительность дня сравняется с продолжительностью ночи, затем продолжительность ночи продолжит убывать.

В марте заметных метеорных потоков нет. Можно отметить только гамма-Нормиды с с часовым числом ZHR ~ 6 метеоров. Однако радиант этого потока находится около звезды γ2 созвездия Наугольник (по латыни Norma), которое частично видно только в южных районах страны (южнее 48º с.ш. — широта Волгограда). Период активности не определён и оценивается 7–17 марта с пиком 15 марта. Это близко к полнолунию, что служит проблемой для их наблюдения.

В марте постепенно набирать яркость (11,3m – 10,7m) будет только комета C/2017 K2 (PANSTARRS). Она перейдёт в середине марта из Змееносца в созвездие Орла. Видна она будет на юго-востоке довольно высоко над горизонтом.

Остальные хвостатые странницы наоборот теряют свой блеск, удаляясь от Солнца. У кометы 19P/Borrelly он будет 9,5m – 10,3m. Наблюдать её можно будет в вечернее время высоко над горизонтом в восточной стороне неба в созвездиях Овна и Персея. Комета C/2019 L3 (ATLAS) (9,8m – 10,3m) находится в созвездии Близнецов. Если в начале марта она видна высоко над горизонтом вечером и в первую половину ночи даже в средних широтах. Зимой сюрприз преподнесла комета 104P/Kowal, которая в январе неожиданно увеличила яркость до 9,3m. В марте она будет довольно быстро падать (10,1m – 11,5m). Наблюдать комету можно в созвездиях Ориона и Близнецов.

Заканчивается видимость кометы Чурюмова – Герасименко (67P/Churyumov-Gerasimenko), в марте её блеск будет 11m – 12,2m. Наблюдать её можно высоко над горизонтом в созвездии Рака. Жители южных районов страны могут бросить прощальный взгляд на комету C/2021 A1 (Leonard), перемещающуюся по созвездиям Микроскоп, в марте её блеск будет 11m – 12,5m.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!