Что можно увидеть на небе в мае 2022

Последний месяц весны иногда радует почти летней ясной погодой, благоприятной для астрономических наблюдений. По традиции мы предлагаем обратить внимание на кажущееся невзрачным созвездие, в этот раз выбор пал на Весы. Но даже в нём можно найти объекты, заслуживающие внимания

Весы (на латыни Libra, сокращение Lib) — зодиакальное созвездие, расположенное между более богатыми созвездиями Девы и Скорпиона. В древности оно было частью последнего, сохранив до наших дней названия главных звёзд, связанные с частями тела скорпиона. В «Альмагесте» Птолемея (II в.) созвездие, хоть и фигурирует уже как отдельное, но носит название «Клешни», имея в виду скорпиона. Привычными Весами оно окончательно стало лишь в Древнем Риме.

Московское небо 15 мая полночь, южная сторона (Stellarium)
Московское небо 15 мая полночь, северная сторона (Stellarium)
Созвездие Весы
Яркое шаровое скопление NGC 5897 (Источник: en.wikipedia.org, San Esteban)
Эллиптическая галактика NGC 5903 (Источник: Strasbourg Astronomical Data Center and Pan-STARRS, Donald Pelletier)
Спиральная галактика с перемычкой NGC 5903 (Источник: Strasbourg Astronomical Data Center and Pan-STARRS, Donald Pelletier)
Спиральная галактика с перемычкой NGC 5903 (Источник: Sloan Digital Sky Survey)
Пути движения некоторых планет и астероидов в мае 2022 года

По своим характеристикам Весы относятся, скорее, к «середнякам», занимая 29-е место по площади среди 88 современных созвездий, и 36–40 место по числу звёзд, видимых невооружённым глазом (50 звёзд ярче 6m). Звёзд ярче 3m в нём всего 2, и ещё 4 звезды ярче 3m. Четыре из них α (2,75m), β (2,6m), σ (3,25m) и γ (3,9m) образуют неправильный четырёхугольник, выделяющийся на фоне остальных более тусклых звёзд. Традиционно α и β Весов символизируют «коромысло» весов, а γ и σ — их «чашки».

α Lib в телескоп видна как двойная система из голубого и жёлтого компонентов с блеском 2,74m и 5,15m. Однако каждый из них также представляет собой двойную систему. Возможно, система имеет и пятый компонент — звезду KU Lib, удалённую на 2,6°. Традиционное название Зубен Эльгенуби («Южная клешня») теперь относится к самому крупному компоненту α2. Несмотря на обозначение α, это вторая по яркости звезда созвездия. Находится она примерно в 76 световых годах от Солнца. Её параметры (масса 1,4 M и температура 8128 K).

β Весов, Зубен эль Шемали («Северная клешня») — ярчайшая бело-голубая звезда созвездия (2,6m), удалённая от нас на 185 св. лет. Спектральный класс В8, масса 3,5M, радиус 4,9 R, температура 12300 K, светимость 130L. Вращается она более чем в 100 раз быстрее Солнца. Это полуправильная переменная звезда с периодом пульсаций 20 дней. Видимая звёздная величина меняется в пределах 3,20–3,46. Компаньон, Sigma Librae B, имеет 16-ю звёздную величину и находится на расстоянии более угловой минуты.

Третья по яркости звезда Весов — Брахиум (σ, М2, 3,25m), представляет собой красный гигант. Спектральный класс М2, масса 2,2M, радиус 108 R, температура 3596 K, светимость 1820L.

В созвездии Весы находятся две звезды, относящиеся к самым древним звёздам нашей Галактики. В 2013 году астрономы оценили возраст звезды Мафусаил (HD 140283) в пределах от 13,2 до 13,9 млрд лет. Таким образом, она появилась всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Возможно, Мафусаил — самая старая звезда в ближайших окрестностях Солнца, во всяком случае, она является таковой среди звёзд, чей возраст достаточно надёжно определён. Это голубая звезда с видимой величиной 7,2, массой 0,8M, радиусом 2R, температурой 5787K и светимостью 4,8L. Примерно такой же или даже больше возраст красного гиганта HE 1523-0901 (11,1m), однако он определён с довольно большой погрешностью (±0,7 млрд лет), что не позволяет сделать однозначный вывод о том, что перед нами старейшая известная звезда Галактики.

Красный карлик Gliese 581 имеет четыре планеты, одна из которых находится в зоне обитаемости звезды и относится к классу суперземель. На ней может существовать вода в жидком состоянии, а значит, и жизнь. Это сделало планету объектом тщательного изучения. К ней с Земли 4 раза посылались радио- и лазерные сигналы (в 1962, 1966, 2008 и 2009 годах). В трёх случаях это было организовано и осуществлено советскими и российскими астрономами.

В Весах имеется яркое шаровое скопление NGC 5897. Оно довольно большое (диаметр 12,6 угловых минут, что соответствует более 170 световых лет) и имеет интегральную величину 8,5. Этот довольно удалённый спутник Млечного Пути, расположенный по данным 2017 года примерно в 24 000 световых годах от Земли.

Созвездие расположено чуть в стороне от полосы Млечного пути, а потому в нём можно разглядеть большое число далёких галактик. К сожалению, большинство из них очень тусклые и для наблюдения требуют мощных инструментов. Можно отметить лишь несколько галактик с видимой величиной 11–12. Это две по всей видимости гравитационно-связанные эллиптические галактики: NGC 5903 (11,2m, 2,7′ × 2,1′), расположенная в 112 млн св. лет от Солнца и имеющая около 90 000 св. лет в поперечнике, и NGC 5898 (11,4m, 2,7′ × 2,6′) с поперечником в 75 000 св. лет и удалённая от нас на 92 млн св. лет. Недалеко от β Lib можно увидеть ещё одну эллиптическую галактику NGC 5812 (11,2m, 2,3′ × 2′). Кроме того, есть четыре спиральных галактики с перемычкой, имеющие видимую величину вблизи 12: NGC 5885 (3,5′ × 3,1′), NGC 5892 (3,6′ × 2,9′), NGC 5605 (1,5′ × 1,3′) и NGC 5595 (2,4′ × 1,3′).

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на весеннем небе. Необходимо отметить, что весной многие планеты для наблюдателя на средних широтах будут располагаться на небольшой высоте над горизонтом, и потому плохо видимы. Так что чем южнее будет располагаться наблюдатель, тем выше над горизонтом будут находиться планеты и астероиды, тем лучше их будет видно.

Май Меркурий проведёт в созвездии Тельца. В начале месяца он будет располагаться недалеко от Плеяд. 10 мая у него произойдёт стояние и переход к попятному движению. Поскольку 21 мая у первой планеты соединение с Солнцем, то наблюдать её можно только в начале мая. 29 апреля Меркурий достиг максимальной восточной элонгации (20º), и наступил период, благоприятный для его вечернего наблюдения: после захода Солнца он будет виден достаточно высоко над горизонтом около часа.

Для следующих четырёх планет наступает «рыбный» месяц. Венера почти весь май будет перемещаться по созвездию Рыб, от его границы с Водолеем до границы с Овном. В первых числах месяца она будет находиться недалеко от Юпитера, но быстро его обгонит. С 8 по 15 мая вторая планета пересечёт краешек созвездия Кита. Весь май у Венеры хорошая утренняя видимость.

Марс начнёт последний месяц весны в созвездии Водолея, а затем 19 мая перейдёт в созвездие Рыб. Условия его наблюдения понемногу улучшаются, поскольку в конце года его ждёт противостояние с Солнцем. 18 мая он пройдёт в 0,5º южнее Нептуна, а 29 мая — в 0,6º южнее Юпитера.

Юпитер можно наблюдать в созвездии Рыб на утреннем небе низко над горизонтом. Аналогичная ситуация с видимостью и у Нептуна. В созвездие Рыб Царь морей перейдёт 2 мая. Сатурн весь май проведёт в Козероге, его можно попробовать разглядеть перед восходом Солнца. У Урана 5 мая наступит соединение с Солнцем, так что наблюдать его будет невозможно

По-прежнему хорошо видна карликовая планета, бывший астероид №1 – Церера (9,1m – 9,0m), перемещающаяся по созвездию Тельца и близнецов.

Из астероидов, блеск которых превышает 10,5m, в мае самой яркой остаётся 4 Веста (8,0m – 7,6m), перемещающаяся по созвездиям Козерога и Водолея. По созвездиям Кита и Тельца движется 6 Геба (9,9m). Неподалёку по созвездиям Кита и Эридана путешествует астероид 2 Паллада (9,6m – 9,7m). В созвездии Девы можно наблюдать астероиды 8 Флору (10,2m – 10,9m), 10 Гигею (9,3m – 10m) и 51 Немаузу (10,3m – 11m). Под ними по созвездиям Гидра и Ворон движется 3 Евномия (10,1m – 10,6m). Отметим также астероиды 13 Эгерия (10,2m – 10,8m) и 18 Мельпомена (10,4m – 10,7m), перемещающиеся по созвездиям Весы и Девы. У них в мае будет противостояние, а значит, период наилучшей видимости.

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Набл. указано благоприятное время наблюдения (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                    15 апреля

Последняя четверть            30
 Новолуние            9
 Апогей   5 (405287 км)
 Перигей  19 (360299 км)

16 мая 2022 года произойдёт полное лунное затмение, но на территории России оно будет практически не видно. Лишь западнее линии Санкт-Петербург — Владикавказ можно будет увидеть частичное попадание Луны в земную полутень. Момент наибольшего затмения произойдет в 04:11:31 UT1.

Самым сильным весенним метеорным потоком станут эта-Аквариды, получившие своё название от звезды η Водолея, около которой находится его радиант. Ожидается ZHR = 50. В период с 2008 по 2021 год происходит неуклонное уменьшение значения ZHR с 85 до 45. Установить устойчивость этой тенденции помогут новые наблюдения. Активен поток с 19 апреля по 28 мая, достигая максимума 6 мая в 08 UT. Обычно ZHR выше 30 в период с 3 по 10 мая. Этот период находится вблизи новолуния, так что условия для наблюдений будут благоприятными. Однако радиант достигает кульминации около 8 часов по местному времени, что делает окно наблюдений до восхода Солнца относительно коротким. Любопытно, что поток порождён знаменитой кометой Галлея.

Отметим загадочный метеорный поток тау-Геркулиды, активный в конце мая и начале июня с пиком 31 мая. Он связан с кометой 73P/Schwassmann–Wachmann 3, которая распалась в 1995 году. И теперь можно ожидать встречи Земли с её останками (пылью). Прогноз ZHR не определён, и астрономы-любители могут помочь профессионалам в получении информации о потоке. Название ему дало первоначальное положение радианта около звезды τ Геркулеса, однако ожидаемый в 2022 году радиант находится в западном Волопасе на границе с созвездием Гончие Псы.

В мае самой яркой (10,3m – 9,5m) ожидается комета C/2017 K2 (PANSTARRS), постепенно набирающая блеск. Месяц она начнёт в созвездии Орла, но в середине мая перейдёт в Змееносец. Видна C/2017 K2 будет на юго-востоке довольно высоко над горизонтом.

Возможно, нас приятно удивит комета C/2021 O3 (PanSTARRS), которая, по некоторым оценкам, может достигнуть блеска 5m. Более пессимистичный прогноз даёт ей всего (10,6m – 12,3m). Найти её можно в созвездиях Тельца, Персея и Жирафа. Небольшой сюрприз может преподнести и комета C/2019 T4 (ATLAS), которая вместо 12,2m, может достигнуть 11m. Найти её можно в созвездии Чаша.

Остальные хвостатые странницы теряют свой блеск, удаляясь от Солнца. Комета C/2019 L3 (ATLAS) (10,6m – 11,1m) в начале месяца находится в созвездии Близнецов, а со второй недели мая — в созвездии Малого Пса. Видна она только в южных районах страны. Низко над горизонтом в созвездиях Водолея и Рыб располагается и комета 22P/Kopff (2022) (10,5m – 10,8m). А комету C/2021 F1 (Lemmon-PanSTARRS) (10m – 13,1m), перемещающуюся по созвездиям Овна, Кита и Эридана, будет сложно наблюдать из-за близости к Солнцу.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!