«Горжусь студентами, аспирантами и молодыми учёными-исследователями»
Максим Железнов — профессор Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), один из лауреатов Премии Правительства Москвы молодым учёным в 2019 году. В новом интервью Максим рассказал о том, каких успехов и результатов достиг вместе с коллегами за последние три года.
— Максим, какие у вас появились новые профессиональные достижения за время, прошедшее после получения Премии?
— Эти годы были для нас с коллегами максимально насыщены новыми научными проектами и исследованиями. Премия Правительства Москвы молодым учёным, которую я получил, стала большой поддержкой, дала позитивный импульс дальнейшей работе. Положительной оценкой проводимой нами работы стало также получение двух премий Мэра Москвы в области инноваций и информационных технологий.
В 2020 году мы с коллегами — Львом Андреевым, Максимом Мысливцом, Виктором Певзнером и Андреем Смирновым — стали победителями в номинации «Транспорт» конкурса «Новатор Москвы» за проект «Безопасный железнодорожный путь. Выправка и содержание пути в городских условиях».
Вместе с доцентом Любовью Адамцевич мы опекали коллектив молодых учёных Национального исследовательского Московского государственного строительного университета: Никиту Акулова, Ивана Зазнобина и Дмитрия Резникова. В 2020 году наши молодые коллеги реализовали пилотный проект «Специализированный информационный сервис мониторинга местоположения субъекта (геолокации) на строительных площадках с идентификацией субъекта посредством непрерывного сбора телеметрической информации в ЦОД с технических средств для последующего автоматизированного сопоставления с данными в государственных информационных системах правительства Москвы», также получивший признание и удостоенный премии Мэра Москвы «Лидеры цифровой трансформации» за 2020 год.
— Остаётся время на педагогическую работу?
— Я преподаю на кафедре Информационных систем, технологии и автоматизации в строительстве (ИСТАС) такие дисциплины, как «Средства информационного моделирования», «Информационное моделирование на этапе строительства», «Теория и методы обработки больших данных», «Интеграция информационных систем», «Управление процессами информационного моделирования» и другие. Принял участие в ежегодном конкурсном отборе по рекомендации вузов и научных учреждений РФ самых достойных представителей профессорско-преподавательского состава, которые имеют личный успех, достижения в учебном процессе с применением новейших методик, инновационных практик для повышения качества образования — проекте «Золотые Имена Высшей Школы». В итоге стал победителем в номинации «За развитие практико-ориентированного высшего образования».
— А достижениями ваших студентов и аспирантов гордитесь?
— Конечно, горжусь и студентами, и аспирантами, и молодыми учёными-исследователями нашей кафедры. Коллеги достигли значимых творческих результатов — стали лауреатами премии Мэра Москвы «Лидеры цифровой трансформации», финалистами премии Мэра Москвы «Новатор Москвы», стали абсолютными чемпионами международного инженерного чемпионата «Case-IN», прошли основной этап и вошли в суперлигу чемпионата DataScience и др.
Более 100 выпускников кафедры ИСТАС — бакалавры, магистры, аспиранты — приняли участие во Всероссийском инженерном конкурсе (ВИК). Это ежегодное интеллектуальное соревнование, которое нацелено на развитие инженерного кадрового потенциала российской экономики. В рамках конкурса проводится оценка индивидуальных инженерных проектов, инженерно-технических разработок квалификационных работ; в итоге он работает на устойчивое повышение общего уровня инженерной подготовки и популяризирует инженерные профессии и инженерное образование в стране.
— Расскажите о наиболее интересном и значимом проекте ваших молодых коллег.
— Молодые учёные кафедры ИСТАС Института цифровых технологий и моделирования в строительстве НИУ МГСУ — Павел Воробьев, Михаил Кучумов, Егор Железнов, работавшие под руководством профессора Сергея Евтушенко и доцента Любови Адамцевич, стали финалистами в номинации «Проект будущего» по направлению «Транспорт и логистика» премии Мэра Москвы «Новатор Москвы — 2022» с проектом «Технология оперативного мониторинга строительства и отслеживания критического состояния физических параметров объектов транспортной инфраструктуры с использованием беспилотных летательных аппаратов (дронов) и наземных автономных датчиков».
Разработанная технология даёт возможность оценивать в динамике геометрические параметры крупных строительных объектов транспортной инфраструктуры за счёт оперативного сбора информации методами дистанционного зондирования с БПЛА (телевизионная съёмка) и её передачи с автономных датчиков, отслеживающих критические параметры строительного объекта.
— Как работает технология? Какие проблемы она решает?
— Она помогает безопасной эксплуатации транспортной инфраструктуры за счёт автоматизированного мониторинга состояния несущих конструкций строительных объектов при динамической нагрузке. Безопасность обеспечивается благодаря быстрому измерению и сбору информации при помощи автономных датчиков и беспилотных летательных аппаратов и их последующему анализу в центре сбора и обработки данных.
— Вы занимались вопросами профессиональной ориентации школьников? Приходилось ли вам или вашим коллегам проводить научные мастер-классы со школьниками?
— В 2021–2022 годах мы с моими коллегами проводили исследования по гранту на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учёными под руководством ведущих учёных–наставников. Я выступал в роли такого наставника. А коллектив молодых учёных состоял из моих коллег: Любовь Адамцевич, Зоя Филимонова, Ангелина Рыбакова и Павел Воробьев. Они проводили мастер-классы для талантливых школьников, участвующих в профильных сменах образовательного центра «Сириус». К примеру, Ангелина Рыбакова рассказала о современных технологиях цифрового проектирования зданий, а Павел Воробьёв провёл мастер-классы на тему «Фотограмметрия — способ запечатлеть реальность». Ребятам было очень интересно, они задавали много вопросов.
— Как вы думаете, начинать знакомить ребят с научной деятельностью и изобретательством нужно ещё в школе?
— Я считаю, что ранняя профориентация является залогом будущего профессионального успеха юного инженера. В Москве работают предпрофессиональные классы, академические, инженерные, их ученикам очень повезло. Это как учёба в музыке или спорте — чем раньше ребёнок начинает развивать свои навыки, тем легче ему будет даваться учёба. Многие интересные разработки и изобретения появляются у молодых людей, фантазия которых на тот момент безгранична. Поэтому крайне важно заинтересовать молодых людей научной, исследовательской или изобретательской деятельностью.