Древняя Греция до греков: микенцы побеждают минойцев… и проигрывают дорийцам
Повелители моря — минойцы — постепенно ушли в небытие. Их забыли сначала на материке, а затем и на самом Крите. Яркие многоэтажные дворцы перешли под власть воинственных пришельцев, основавших на острове свою династию. Мы называем представителей этой новой цивилизации микенцами.
Микенская культура так же, как и минойская (см. Расцвет и гибель Минойской «Атлантиды», Юлли Улётова), принадлежит к так называемой Эгейской цивилизации. Её возникновение на территории современной Греции связывают с ахейцами, племенами, которые на рубеже III–II тысячелетий до н. э. мигрировали из степей Евразии.
Население Балканского полуострова до прибытия первой волны ахейских переселенцев строило поселения из небольших, на два-три помещения, домов, вручную лепило керамические изделия, занималось традиционными для той эпохи ремёслами и вело сельское хозяйство. Большинство этих поселений не имело никаких оборонительных сооружений. Да и жившие в них люди составляли социально однородное общество — земледельцев-общинников. Ремесленное производство в целом было рассчитано на обслуживание потребностей самой общины. Этот период в истории материковой Греции (III тыс. до н. э.) называется раннеэлладским.
Впрочем, археологи открыли в Арголиде (историческая область в Греции, где расположены Микены, Тиринф, Аргос) так называемый «протогород» Лерна — поселение на вершине холма, обнесённое стенами с башнями. В его центре была расположена «резиденция» правителя («Дом черепиц»), которую окружали более простые дома рядовых общинников. Просуществовал «протогород» недолго — около трёхсот лет, примерно до 2200 года до н. э., а после большого пожара Лерна возродилась уже как обычное небольшое поселение.
Лестница, ведущая на верхний этаж раннеэлладского Дома с черепицей в Лерне. Фото: Heinz Schmitz/Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.5.
Другое раннеэлладское поселение на холме Аскетарион под современной Рафиной (греческий портовый город в 20 км от Афин) тоже имело оборонительную стену. Но особо интересным в нём оказались следы крупного бронзолитейного производства, которое позволяло жителям поддерживать высокий уровень благоустройства своей деревни.
Во многих поселениях были открыты ямы для хранения зерна. А это значит, что община имела возможность делать большие запасы. О существовании морской торговли свидетельствуют нередкие находки минойских, кикладских, египетских изделий. Керамика к концу раннеэлладского периода уже изготавливается на гончарном круге.
Следующий период — среднеэлладский — продолжался с начала до середины II тыс. до н. э. В это время пришельцы с севера (ахейцы) смешивались с местным населением или изгоняли аборигенов с насиженных мест. Многие догреческие поселения прекращают своё существование (например, цитадель в Лерне и Рафине), в то же время ахейцы основывают свои. Типичным для этого времени специалисты считают поселение Мальти-Дорион.
К концу среднеэлладского периода (XVI век до н. э.) относятся самые ранние памятники микенской культуры — шахтовые гробницы. Они очень резко отличаются от предыдущих скромных захоронений богатством погребального инвентаря: изделия из бронзы, серебра, золота соседствуют с янтарём и другими привозными предметами. Очевидно, что в обществе уже произошли серьёзные изменения: налицо социальная дифференциация, появились люди, сосредоточившие в своих руках власть и богатство, на них работают как обычные земледельцы, так и искусные ремесленники. Им доступны предметы роскоши не только местного производства, но и «импортные».
Микенцы много перенимают у критян, минойское влияние заметно в культуре, религии, организации управления ресурсами. Впрочем, не следует думать, что микенская культура всего лишь ответвление минойской цивилизации (так, например, считал первооткрыватель Кносса археолог Артур Эванс). Ахейцы переосмысливают материальную культуру более продвинутых в этом плане жителей Крита, в то же время сочетая её с собственными традициями.
Два кратера (сосуда для смешивания вина) из раскопок под кипрским городом Пила, оба XII в. до н. э.: позднеминойский с осьминогом и микенский с возницами. Муниципальный музей Ларнаки (Кипр). Фото Юлли Улётовой.
Ахейские моряки и как торговцы, и как пираты были очень активны в Восточном Средиземноморье — микенская керамика найдена на многих островах (Сицилии, Мальте, Кипре, Родосе, Липарских островах и т. д.) и побережьях Эгейского, Ионического, Адриатического морей.
В Микенах же в конце среднеэлладского периода, в конце XVII – первой половине XVI вв. до н. э., членов правящей династии хоронят в шахтовых могилах на особых кладбищах, обнесённых по кругу оградами. В современной археологии их называют могильными кругами А и Б. В захоронениях там найдены богатые погребальные дары — бронзовая и керамическая посуда, золотые, серебряные и бронзовые украшения, оружие и т. п.
Микены. Могильный круг А. Именно здесь была найдена знаменитая «маска Агамемнона». Фото Юлли Улётовой.
На позднеэлладский период истории материковой Греции (вторая половина II тыс. до н. э.) приходится расцвет и закат микенской цивилизации. В начале эпохи поселения на материке — Аргос, Тиринф, Пилос, Фивы и др. — обносятся мощными оборонительными стенами. В Микенах цитадель на холме перестраивается трижды, увеличивая свою площадь и обороноспособность. Дворцы ахейцев, как и у минойцев, расписаны фресками. Ахейцы захватывают ослабленный санторинским извержением Кносс. Вероятно, им правила отдельная династия микенцев.
Мощная стена цитадели в Тиринфе. Фото Юлли Улётовой.
Как и минойская цивилизация, микенская не знала городов. Социально-экономическими центрами у ахейцев, как и у минойцев, были дворцовые комплексы, правда, укреплённые. Бюрократический аппарат во дворцах ведёт сложную систему учёта трудовых и натуральных повинностей окрестного населения. В Микенах, Пилосе, Тиринфе, Фивах найдены архивы глиняных табличек, написанных линейным письмом Б. Среди хозяйственных данных расшифрованы имена людей с указанием рода их занятий, включая титулы, профессии или служебные должности. Документы также раскрывают сложную систему рабовладения в микенской Греции. Рабы могли находиться в собственности как царя, так и частных лиц. При этом разные группы рабов могли иметь разный социальный статус и разные права. В текстах табличек упоминается иноземное происхождение рабынь — основными источниками добычи рабов, очевидно, являлись захват военнопленных и торговля. Ахейцы имели экономические связи не только с населением европейского побережья, но также с Египтом, Малой Азией и сиро-финикийским побережьем. В этих местах найдены следы ахейских поселений.
Образец глиняной таблички с линейным письмом Б из микенского дворца в Пилосе. Фото: Sharon Mollerus/Wikimedia Commons, CC BY 2.0.
К середине позднеэлладского периода относятся знаменитые купольные гробницы (толосы) Микен с богатейшим погребальным инвентарём, открытые Генрихом Шлиманом в конце XIX века. Искренне веря, что столь грандиозные сооружения могут принадлежать личностям, оставившим свой след в истории, Шлиман назвал самый большой из толосов гробницей Атрея. Атрей, могущественный микенский царь, отец Агамемнона и Менелая, известен из мифов, его имя упомянуто в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. События, описанные в «Илиаде», могли иметь место как раз в конце позднеэлладского периода.
Микены. Дромос (длинный коридор) Сокровищницы Атрея. Фото Юлли Улётовой.
Микенские государства-дворцы так и не стали единой державой. Ахейская Греция состояла из разрозненных крупных политических центров, контролировавших прилежащую область. Они воевали друг с другом, завоёвывали соседей, вступали в союзы, независимо друг от друга торговали с более отдалёнными территориями, укрепляли свои цитадели, строили гробницы. Мелкие царства существовали в полузависимом состоянии от более сильного гегемона в регионе: признавали власть могущественного царя, но всё же сохраняли большую долю самостоятельности. Скорее всего, часть династов разных владений могла находиться в родстве друг с другом. Не менее слабо аристократические правители были связаны с земледельцами Греции, за счёт эксплуатации которых царям удавалось жить в роскоши.
Археологические раскопки в различных местах Греции отмечают сокращение числа поселений в XIII веке до н. э. по сравнению с предыдущим периодом. Это может свидетельствовать об убыли населения, возможно, из-за миграции. В то же время микенцы возводят разного рода укрепления, а в оборонительных сооружениях некоторых дворцов есть следы нападений.
В конце XII века до н. э. микенская цивилизация Греции стала жертвой дорийского вторжения — движения племён из северной части Балканского полуострова. По всему направлению этого движения археологи отмечают разрушение микенских поселений. У основной массы населения Греции, жившего при родовом строе, не было, очевидно, ни сил, ни желания защищать придворную аристократию городов-дворцов. По сути, микенская цивилизация к моменту прихода дорийцев представляла собой колосса на глиняных ногах, чьи внутренние проблемы пришельцы с севера лишь усугубили вплоть до падения.
Археологическая зона Микен. На переднем плане — так называемое зернохранилище (скорее всего, это было помещение для стражи около ворот). На заднем плане — жилые кварталы за крепостной стеной Микен. Фото Юлли Улётовой.
Об этой великой эпохе греческая мифология сохранила немало устных легенд и целых стихотворных эпосов (вспомним Гомера). К ним позднее часто обращались драматурги классического периода. В то же время, по мнению специалистов, такие эпосы как Фиванский цикл, например, могут отражать вполне реальные события микенского времени.
Вместе с окончанием XI века до н. э. приходит к концу и бронзовый век истории Греции. Дорийское вторжение перемалывает микенцев так, что следующей эпохой станут «Тёмные века» — более двухсот лет без письменности. Микенские поселения разрушены, население сократилось, сельское хозяйство пришло в упадок.
Гибель микенской цивилизации стала отголоском кризиса материальной и духовной культуры, который затронул и другие регионы Средиземноморья настолько, что всеобщий упадок XII века до н. э. историки позже назовут «катастрофой бронзового века». А в VIII веке до н. э. Греция вступит в свою архаическую эпоху, а затем и в тот великолепный период, который мы называем классическим. Лишь два с лишним тысячелетия спустя люди найдут следы погибших цивилизаций, и минойцы с микенцами получат достойное место на страницах книг по истории.