№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Блокчейн переведёт понятие доверия из психологической в математическую плоскость

Специалисты полагают, что скоро технологии блокчейн изменят нашу жизнь примерно так же, как она изменилась с появлением Интернета. Как это будет, что принципиально нового принесёт и чем грозит, рассказывает Александр Беленов, научный руководитель магистратуры «Блокчейн» МФТИ, руководитель лаборатории блокчейн технологий ChainLab научного центра «Идея».  

Александр Беленов, научный руководитель магистратуры «Блокчейн» МФТИ, руководитель лаборатории блокчейн технологий ChainLab научного центра «Идея». На проходившем с 28 по 30 июля фестивале актуального научного кино «ФАНК Уикенд на Роза Хутор» Александр Беленов в качестве эксперта представлял фильм «Криптопия. Биткоин, блокчейн и будущее интернета». Фото Андрея Афанасьева.

— Александр, можете ли вы объяснить доступным языком, что такое блокчейн?

— Попробую. Блокчейн — это самоорганизующаяся распределённая система данных, в которой нет единой точки управления. Особенность её заключается в том, что вы можете в такую базу добавлять данные, а исправлять или удалять их не можете. Это происходит не на уровне вашего желания или желания системного администратора, а на уровне алгоритмов, программного кода. Я — разработчик такой системы, но даже я не смогу ничего удалить из неё.

Второе важное свойство блокчейна заключается в том, что все данные, которые попадают в эту базу, не анонимны. В обычной базе данных мы точно не знаем, кто и что туда записывает. А здесь мы знаем всегда. И третье, что стоит отметить, — в блокчейне есть такое понятие, как смарт-контракт. В нём фиксируются алгоритмы, которые будут в дальнейшем обрабатываться.

— Что такое смарт-контракт?

— Это набор функций и данных, находящихся по определённому адресу и предназначенных для предоставления информации о владении чем-либо. В публичном блокчейне эта открытая информация содержит условия и обязательства, выполнение которых впоследствии по заданному алгоритму обеспечивает независимая распределённая вычислительная система.

Любой человек, кто будет дальше с ним взаимодействовать, может его проверить. Это открытая система. Каждая транзакция подписывается приватным ключом, известным только его владельцу, никто из нас не может взять и что-то списать.

Очень показательный пример — взлом несколько лет назад одной из криптобирж. Утащили ни много ни мало 119 тысяч биткоинов. Это значит, что в системе можно было увидеть, как с некоего адреса на другой ушли эти биткоины. Они там лежали, а забрать их было нельзя: протокол не позволяет. Нет приватной подписи. Мошенников смогли уличить только тогда, когда они «вышли» в реальный мир, пытаясь обналичить деньги.

— Да, интересно. А чем блокчейн полезен в практическом смысле?

— Например, блокчейн технологии принципиально изменят финансовую сферу. Во-первых, никто не сможет распоряжаться средствами без прямого указания владельца. Второе — процесс перевода средств со счёта на счёт, где бы эти счета ни находились, будет быстрым и прозрачным. Блокчейн исключает проблему «зависания» переводов. Третье — блокчейн органично предлагает возможность использования аналогов эскроу-счетов. Это специальный банковский счёт, на котором размещаются деньги, например, дольщиков до момента окончания строительства. То есть деньги нельзя использовать до момента появления готового жилья.

Что нам даёт в этом смысле блокчейн? Если вы решили перевести деньги Иванову Ивану Ивановичу, ровно это и будет сделано. Даже если кто-то в банке захочет что-то изменить, у него ничего не получится. Даже если получится, об этом узнают все. Когда банки перейдут на эти технологии, а это обязательно произойдёт, мы абсолютно точно будем знать: они делают с нашими деньгами то, что обязались делать. И вам не надо никому доверять.

— За счёт чего такое возможно?

— Это технологические тонкости, заложенные на уровне математики. Есть несколько уровней защиты, которые обеспечивают надёжность. Прежде всего все транзакции с точки зрения протоколов обязаны иметь подпись. Что это такое? В блокчейне активно используется приём асимметричной криптографии, в основе которой лежит асимметричное шифрование, состоящее из пары ключей — публичного и приватного. Публичный известен всем, приватный только владельцу. Любую транзакцию, которую мы посылаем в сеть, мы подписываем нашим приватным ключом, и все криптоматериалы, которые идут параллельно с транзакцией, попадают в сеть.

Далее мы смотрим, подписана ли она корректными участниками, и после этого переходим на стадию исполнения. Оно тоже идёт по заданному алгоритму. Это те самые смарт-контракты. Например, в «эфире» смарт-контракт есть, и когда транзакция пришла, мы точно об этом знаем. В биткоине нет смарт-контрактов — мы просто переводим биткоины кому-либо.

— Я пока всё-таки до конца не поняла, чем это выгодно.

— Очень простой пример. Мы сейчас живём в мире, где активно развивается не только блокчейн, но и искусственный интеллект. Сегодня человечество заворожено наблюдает за развитием нейронных сетей, которые приведут за собой невиданное количество контента. Уверен, что вы видели новости, связанные с арестом Трампа. Это так называемые дип-фейки, сгенерированные изображения, новости, написанные ChatGPT. Пройдёт полтора-два года, и никто не сможет отличить такие фейки от правды.

— Уже и сейчас это не всегда возможно.

— Всё верно. Но через небольшое время это станет невозможно в принципе. Это будет выглядеть как информационный апокалипсис. Что делать в этой ситуации? Так вот, система, которая будет распространять информацию на основе блокчейна, сделает такие фейки в принципе невозможными.

— Каким образом?

— У любой информации есть первоисточник. В системе на основе блокчейна работа с персональными данными людей будет намного более жёсткой. Мы очень быстро отсечём всех фейкомётов.

Уже сейчас создаются платформы, в которых тестируется системы доказательств контента. Всё очень просто, если в рамках этой системы мы смотрим статью, в которой есть текст, цитаты и фотографии, у нас есть возможность по цепочке транзакций перейти к первоисточнику текста / цитаты / фотографии. И если кто-то хотя бы один раз создал фейк, у него появится соответствующая репутация, и никто ему больше не поверит. То есть сначала правда и честность будут в жутком дефиците, но потом станут мощным ресурсом для честных людей.

— Таким образом, можно построить честное общество, где обман будет невозможен в принципе? Но как же люди смогут жить без обмана?

— Несколько дней назад я записывал в Сколково лекцию для детей о том, что такое блокчейн. Первое, что я им сказал: «Ребята, лозунг ”Береги честь смолоду” сейчас опять становится актуальным. Если вы сделаете что-то плохое, потом в Интернете вы это не вычистите. Останется цифровой след».

Сейчас можно заплатить кучу денег, если они у вас есть, и удалить какие-то данные в Сети, как, например, это делали некоторые голливудские звёзды. А скоро это будет нереально. Не удалить. Даже если денег у вас много. Потому что это сделано не на уровне человека — это технология, её не проведешь.

В мире будущего, построенного, в том числе, на использовании блокчейн технологий, нужно будет относиться к своим поступкам внимательнее. Скрывать грехи прошлого станет несравнимо сложнее. Невозможность удалить или исправить свою историю приведёт к тому, что жить честно станет выгодно.

— Но это же изменит границы частного?

— Да, мы сможем ограничивать доступ к нашим данным, но в целом через нашу активность в сообществах нас всегда можно будет «взвесить» и оценить. Это то, что сейчас в среде специалистов по блокчейн технологиям называется soul bound token. Наша Душа, наша Репутация.

— Для огромного количества людей это будет трагедия...

— Что же — я им сочувствую. Хотя, если честно, нет. Им придётся менять правила игры.

— Давайте поговорим о том, чем вы занимаетесь в МФТИ.

— В МФТИ в магистратуре «Блокчейн» мы обучаем ребят, которые хотят стать экспертами в области блокчейна. Я думаю, что наша магистратура, без ложной скромности, на сегодня лучшая в Европе. Мы готовим очень хороших технарей-архитекторов, которые могут при желании создать собственный блокчейн. А тема очень непростая. Она требует знаний теории игр, криптографии, теории распределённых систем, теории баз данных и так далее. И если работать в качестве такого технолога, то нужно всё это знать. Если ты чего-то не знаешь, может образоваться дыра в системе безопасности, как это часто бывает.

А ещё после окончания магистратуры они должны стать не просто абстрактными технологами. Выпускники должны понимать, как из всего этого извлекать выгоду и применять на практике. Есть двухсеместровый курс по токеномике, в рамках которого они изучают те бизнес-кейсы, которые уже существуют.

Например, компания S7 разработала на основе технологии блокчейн систему, которая позволяет продавать билеты через агентства. Она гарантирует, что пользователь получит единственный уникальный билет, а компания свои деньги.

— Есть ли применение блокчейна в других сферах?

— Да, конечно. Например, недавно мы сделали платформу для пожертвований на блокчейне «Карма». Думаю, что такого рода платформа станет полезной для многих благотворительных фондов и жертвователей и, в конечном счёте, охватит всю благотворительность.

Сегодня в основе взаимоотношений жертвователя и благотворительной организации лежит всё то же доверие. Всё держится на репутации фондов. Отчёты, которые они готовят, зачастую делаются вручную. И мы не знаем, куда реально уходят деньги.

С платформой на блокчейне всё станет прозрачным. Когда вы будете переводить средства, вы будете видеть, куда конкретно идут ваши деньги, какие комиссии платятся, какие услуги были оказаны и какие товары закуплены фондами для своих подопечных. Абсолютная прозрачность от и до.

Надо сказать, что блокчейн затронет и всю сферу услуг — тех, кто оказывает медицинскую помощь, продаёт различные товары и т. д. Всё это можно будет увидеть в системе. Плюс появится рейтингование — оценка того, насколько честно кто-то работает.

— Очень многих людей непрозрачность платежей отпугивает от благотворительности. Они хотят помочь, но не уверены, что их деньги пойдут туда, куда следует.

— Совершенно верно, при использовании блокчейна мы исключим человеческий фактор. Мы технологически «отрезаем» от общества нечестных людей.

— Но ведь случаются обычные ошибки. Как с этим быть?

— Ошибаться может каждый, и если ошибки допущены, их придётся исправлять. При этом важно честно об этом заявлять, не пытаться скрыть. Просто нужно понимать, что если вы делаете подлог целенаправленно, спрятать его уже не удастся, система не даст.

— Наверняка сразу уменьшится и количество посредников?

— Они просто будут не нужны. Бюрократия исчезнет. Не будет надзорных органов; зачем они нужны, если следить уже не за чем? Появятся электронные нотариусы и электронные юристы — в общем, нас ждёт множество изменений.

— Жизнь становится всё менее материальной  даже деньги переходят в электронную категорию. В то время как человек вполне материален. Нет ли тут диссонанса? Не заменяем ли мы свою реальную жизнь чем-то ненастоящим?

— Но этот нематериальный мир имеет на нас вполне реальное влияние, и оно всё больше. Не думаю, что это должно пугать. Искусственный интеллект тоже нематериален, как, кстати, и естественный. Наши чувства, мысли нематериальны, а ведь именно они составляют нашу суть.

— Знаю, что в научном центре «Идея» у вас создается своя ДАО децентрализованная автономная организация. Что это такое и для чего?

— Это важный аспект нашей деятельности. Представьте, что мы живём в одном большом доме. Как происходят голосования? Кто-то ходит с листом бумаги по квартирам, собирает подписи. Кто-то подписался, кого-то не было дома, кому-то это вообще неинтересно. Никакой гарантии, что ваш голос будет учтён, нет. Запросто может получиться так, что бумага с вашим голосом просто потеряна, ребёнок сделал из неё самолетик и т. д. Опять весь процесс держится на доверии.

Но можно сделать то же самое на блокчейне. И за счёт использования алгоритмов, основанных на криптографии, теории игр и некоторых других разделов информационных технологий блокчейн переводит категорию доверия в разряд математики. И уже неважно, о каком именно объединении идёт речь — дома, дачного кооператива, города или страны. Это, кстати, могут быть как анонимные, так и открытые голосования. Система в любом случае будет показывать реальные цифры — сколько за, сколько против, сколько не стали голосовать. При этом тема личного доверия исчезает.

— То есть доверия в обществе больше не будет?

— Не так. Блокчейн переводит понятие доверия из психологической в математическую плоскость.   

— Как думаете, блокчейн будет распространён повсеместно и полностью заменит нынешний Интернет или они будут сосуществовать?

— 10–15 лет — и повсеместно. Никуда нам от этого уже не деться, потому что это удобно.

— Неужели вы думаете, что человечество не найдёт какие-то способы для обмана, о которых вы сейчас не догадываетесь?

— Пока мы как исследователи технологии таких возможностей не видим. Но это одна из наших задач — такие возможности предусмотреть. Теоретически блокчейн можно атаковать, но это очень сложно сделать.

— Наверняка даже у блокчейна есть какие-то недостатки. Какие?

— Минусы есть. Например, публичные блокчейны очень медленные. Если переходить на понятные образы, то это такие гигантские проходные дворы. Делать на них быстрые проекты нельзя в принципе, большое количество транзакций приведёт к коллапсу.

Например, у блокчейна «эфир» таких коллапсов было уже несколько. Первый случился в 2018 году. Тогда появилась забавная игра «Криптокотики». Их можно было скрещивать между собой и получать уникальных котиков, что вызвало огромный взрыв интереса, люди начали массово играть. «Эфир» временно «умер». Стало невозможным прогонять транзакции. Комиссия стала космической: человек переводил сто долларов, а платил за это тысячу.

Таким образом, на публичном блокчейне не сделаешь проект с большим количеством транзакций. Но он предоставляет возможность «якорить» данные из более быстрых, но менее децентрализованных блокчейнов, то есть сохранять хеши блоков (строка фиксированной длины, преобразованная из произвольного массивов данных). И именно так его сейчас используют.

Есть и другие проблемы, которые надо решить. Например, что делать в случае потери приватного ключа? Если такое происходит, то пользователь полностью теряет доступ к своим активам. На сегодня создание аккаунтов, которые будут позволять восстанавливать доступ к ним, — одно из важнейших направлений исследований. В сети Ethereum разработали стандарт EIP 4337 — предложение позволяет абстрагировать аккаунты от блокчейна. Это уже большой шаг на пути решения данной проблемы.

— Правильно ли я понимаю, что это революция в нынешних интернет-технологиях?

— Скорее это поступательное эволюционное развитие. Тут нет ничего революционного — это постепенный, естественный и вполне закономерный процесс. Математика — древнейшая из наук, но именно сейчас она вторглась в нашу жизнь, создав нечто такое, что перенесёт её применение на кардинальной иной уровень.

Автор: Наталия Лескова и Андрей Афанасьев


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее