Павильон «АТОМ» открылся на ВДНХ

Хотите погрузиться в мир атомной энергии и пройти путь от первых реакторов до самых смелых проектов звездолётов? Тогда следуйте за нами!

Инсталляция «Атомный реактор» в павильоне Атом на ВДНХ. Фото Максима Абаева.

Прозрачное здание, находящееся в самом центре ВДНХ, привлекает внимание с первого взгляда. Большие белые буквы, складывающиеся в название павильона — «АТОМ». Мир будущего — вот что пришло в голову при входе в него. Центр белоснежного холла украшает модель атома с ядром из протонов и нейтронов, поверх которого «закручиваются» электронные оболочки. Интересно, а какой это химический элемент?

«Говорить о мире атома просто и доступно — это всё равно, что просто и доступно говорить о мире магии. Поэтому слово «Хогвартс» у нас летало в воздухе всё время, пока мы работали над этой экспозицией», — говорит о проекте его художественный руководитель, советник генерального руководителя корпорации «Росатом» по информационным проектам Андрей Черемисинов.

IMG-20231113-WA0006.jpg
Андрей Черемисинов. Фото: пресс-служба Фонда «Атом».

На фоне научно-технических музеев России новый павильон выделяется необычной конструкцией, изюминка которой — 58-метровая крыша-консоль и уникальные 12-метровые стёкла-стены. Для того чтобы посмотреть всю экспозицию, нужно посетить четыре зала, два из которых находятся под землёй. На каждом этаже, начиная с минус третьего, расположены тематические комнаты, погружающие в историю освоения атома, рассказывающие о современных атомных проектах и заглядывающие в мир будущего, который немыслим без атомной энергии.

IMG_20231026_135122_1_cropped.jpg
Если посчитать количество синих и фиолетовых шариков в ядре, можно узнать, какому химическому элементу оно принадлежит. Может быть урану? Фото Максима Абаева.

Сперва спустимся на самый нижний, минус третий этаж, где сразу окунёмся в прошлое. Что было почти восемь десятилетий назад? Мир навсегда изменился после открытия удивительной силы, заключённой в атомном ядре. В помещениях, располагающихся в зале «Советский атомный проект», мы видим воссозданный антураж самых первых лабораторий, настоящие приборы и вещи той эпохи. На стенах висят портреты советских учёных-атомщиков, а настенные проекторы показывают исторические кадры, отрывки из интервью, документальные фильмы о создании первого реактора и первых испытаниях атомного оружия.

Продвигаясь по экспозиции, невольно ощущаешь себя путешественником во времени, поскольку в переходах между залами воссозданы интерьеры советских и американских квартир, где даже в корпусах оригинальных старых телевизоров 50-х и 60-х годов воспроизводится чёрно-белая кинохроника (хотя кинескопы в них уже, конечно, заменены современными экранами).

Погрузившись в историю создания атомных реакторов, захотелось увидеть, как освоение атомной энергии повлияло на сознание и мечты людей того периода. Этому посвящён зал «Время первых», располагающийся на минус втором этаже.

IMG_20231026_152647_1_cropped.jpg
На переднем плане  макет ядерного звездолёта «Дедал», который мог бы примерно за 50 лет долететь до ближайшей к Солнечной системе звезды Барнарда. Пожалуй, это самый амбициозный проект человечества. Фото Максима Абаева.

Макеты, расположенные в этом зале, удивляют смелостью фантазии инженеров второй половины двадцатого века. Ядерный дирижабль и ядерный вертолёт, подземная атомная лодка и даже звездолёт с ядерным ракетным двигателем. А шестиколёсная 21-я Волга на атомной батарейке продлевает поле проектов и экспериментов того времени в мир ретрофутуристических фантазий о них. Даже появление первого раздельного купальника ярко красного цвета было обязано атомной энергии, пусть и не самому мирному её воплощению...

IMG_20231026_151736_1_cropped.jpg
Такая подземная атомная лодка, наверное, была мечтой любого метростроителя! Фото Максима Абаева.

Проходя мимо уменьшенной копии атомного ледокола «Арктика», первого из надводных судов, добравшегося до Северного полюса, мы заметили двух людей, аккуратно приклеивающих мельчайшие детали к палубе корабля. Работа над экспонатами была уже практически закончена, но нам удалось подсмотреть, как добавляют «последние штрихи» самым интересным объектам. Прикрепление перил к модели ледокола, которые по размеру не больше зубочистки, потребовало усилий сразу двух человек. Интересно, сколько же человеко-часов потребовалось, чтобы создать весь зал?

Продолжаем двигаться вперёд. Зал «Современная атомная промышленность», который находится на первом наземном этаже, ждёт посетителей, чтобы рассказать им о новых технологиях, проектах и современном взгляде на атомную энергию. Белая комната с множеством светящихся элементов, стеклянных конструкций и видео-инсталляций выглядит просторно и свежо. Попав в этот зал, сразу понимаешь, что здесь предстоит встретиться с современными разработками, которые благодаря учёным уже в ближайшее время смогут войти в нашу жизнь.

Так, на примере модели человека с «подсвеченными» коленными суставами мы узнали про разработки ядерной медицины, позволяющие определять острые и хронические заболевания. В этом же месте нам рассказали про технологии опреснения воды и стерилизации продуктов, в которых тоже участвует сила атома.

IMG_20231026_154001_1_cropped.jpg
Атомные технологии в медицине, конечно, хорошо, но беречь колени лучше всё-таки смолоду... Фото Максима Абаева.

Наконец нашему вниманию представилось «сердце» павильона — модель современного водо-водяного энергетического атомного реактора.

IMG_20231026_153212_1_cropped.jpg
За тем, как «атомный реактор» переливается всеми цветами радуги, можно наблюдать бесконечно. Фото Максима Абаева.

«Работу ядерного реактора можно сравнить с работой оркестра. В функционировании этого сложнейшего механизма важна гармония, слаженность всех исполнительных устройств. Это настоящая симфония, гордость инженеров, ну и наша тоже», — объясняет наш экскурсовод Сергей.

Настоящее шоу с обилием световых эффектов, характерными для большой установки звуками заставило смотреть на огромную машину, не отводя взгляда. А главное, что помимо удовольствия от красоты наблюдаемого светового спектакля, мы можем посмотреть на то, из каких блоков и как устроен современный реактор, что представляет собой конструкция активной зоны, как работают управляющие стержни или как двигаются потоки теплоносителя.

Приоткрыв завесу тайны над техническими особенностей водо-водяных реакторов и впечатлившись технологиями настоящего, настало время заглянуть в будущее. А какое будущее без образования? Поэтому поднимаемся на второй этаж в зал «Атомариум», где нас встречают экспонаты, демонстрирующие различные физические явления окружающего мира. В полумраке располагаются интерактивные конструкции, которые покажут известные всем со школьных времён физические законы. Здесь можно покрутить шестерёнки антикитерского механизма, нарисовать фигуры с помощью звука от скрипичного смычка или раскачать шары в маятнике Чеботаева.

IMG_20231026_155216_1.jpg
Маятник Чеботаева, хоть внешне и напоминает знаменитую «колыбель Ньютона», но иллюстрирует совсем другой класс физических явлений: переход от упорядоченного состояния до хаотичного и обратно. Фото Максима Абаева.

В самом центре тёмного зала виднеется «солнечный остров» — научно-просветительская лаборатория. Её руководитель, Кристина Косолапова, рассказала нам про особенности этого места: «Наша лаборатория направлена на изучение физики. Здесь будут проводиться практикумы, для которых мы имеем широкий спектр оборудования, начиная от динамометров до атомно-силовых микроскопов, разработанных нашими российскими учёными в Зеленограде.

За лабораторными столами будут работать наши посетители: школьники, студенты, взрослые. Всё это будет проходить по выходным в рамках мастер классов, имеющих название «Семейный день». Родители вместе со своим детьми смогут проводить ряд экспериментов по подготовленному рабочему листу. Но, конечно, у нас имеются возрастные ограничения, в лаборатории мы принимаем детей старше 14 лет.

В работе над исследованиями посетителям будут помогать профессионалы, — продолжает Кристина. — У нас есть штатные сотрудники, методисты, преподаватели, лаборанты. Все мы сами разрабатываем материалы и здесь же реализуем эти разработки. Также у нас есть проекты, которые мы создаём совместно с разными организациями, например, с проектом «Московское долголетие». Вместе с ними будут организованны кружки для взрослых, на которых будут рассказывать про то, как физика и химия присутствуют в быту. Такое просвещение для старшего поколения поможет посмотреть по-другому на вещи, присутствующие в их жизни на постоянной основе.

Ещё одна функция лаборатории — трансформация в лекторий. Мы планируем проводить занятия с приглашенными учёными, которые смогут не только рассказать про то, чем они занимаются, но ещё и показать это на опыте. Также мы предоставляем трансляции лекций жителям других регионов».

IMG_20231026_162252_1.jpg
Атомный силовой микроскоп служит для визуализации рельефа поверхности вещества с околоатомным разрешением. Фото Максима Абаева.

Наука — это всегда интересно и увлекательно, но что насчёт развлечений? После длительного путешествия по просторам «атомного мира» мы немного проголодались. Для перекуса на самом верхнем этаже «Атома» мы зашли в ресторан «НЕО». Небольшие порции, предоставленные для пробы блюд, голод не утолили, но позволили задуматься о том, как привычные продукты могут по-разному раскрываться в зависимости от приготовления и подачи. У гастрономических трендов здесь своя эволюция.

В завершение экскурсии нам ещё посчастливилось полюбоваться на ВДНХ с высоты смотровой площадки на самой крыше павильона. Хотя от холодного осеннего ветра не спасли даже заботливо выданные пледы, и мы поспешили обратно внутрь «Атома».

IMG_20231026_160405_1_cropped.jpg
На смотровой площадке павильона Атом. Фото Максима Абаева.

«Атомщики недооценены людьми, — делится с нами Андрей Черемисинов уже перед самым выходом из павильона,— в истории было несколько ключевых событий, одним из них является открытие секретов атома. После этого мир навсегда изменился. А самое главное, что атомная промышленность — это очень наукоёмкая отрасль, вокруг неё возникает целый кластер параллельных направлений: квантовые технологии, новые материалы, ядерная медицина».

«АТОМ» — уникальное, завораживающее красотой научно-популярное пространство, посетить которое теперь может каждый, кому интересна наука!

Автор: Виктория Смирнова