Болотная вольвариелла — что ты такое?

Если бы Менделеев вместо классификации химических элементов заинтересовался систематикой грибов, то ему даже не пришлось бы уезжать из родного Тобольска! Об уникальных грибах, которые учёные находят в окрестностях бывшей столицы Сибири, рассказывает Владимир Капитонов, научный сотрудник лаборатории биоразнообразия и экологии наземных организмов Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения РАН.

Вольвариелла болотная Volvariella paludosa. Фото В. Капитонова.

— Владимир Иванович, в интернете можно прочитать, что в Тобольске регулярно открывают новые виды грибов. Это правда?

— Да, у нас есть открытия, которые выходят за рамки традиционных исследований региональной микобиоты. Имею в виду находки новых для науки видов грибов, первоописания которых были опубликованы нами совместно с коллегами из Ботанического института имени Комарова Российской академии наук и Центра биологических исследований Венгерской академии наук в авторитетных зарубежных журналах Persoonia и Phytotaxa.

Принято считать, что равнинная часть Западной Сибири в микологическом отношении не столь самобытна, как, скажем, ближайшие горные районы Южного Урала или Алтая, которые служили рефугиумами или убежищами для неморальных компонентов биоты в периоды плейстоценовых оледенений. Но, как показывают наши исследования, обширные водно-болотные угодья Западно-Сибирской равнины имеют важное значение для поддержания таксономического разнообразия региональной микобиоты, служат местообитаниями глобально редких и новых для науки видов грибов. К таким ценным ветландным экосистемам можно отнести низинные минероторофные болота на древних террасах Иртыша, где мы выявили обитание таких редких представителей болотной микобиоты, как порховка болотная (Bovista paludosa) и опёнок чеканный (Desarmillaria ectypa), занесённые в Красную книгу Российской Федерации. Также собраны типовые образцы двух недавно описанных видов вольвариелл: болотной (Volvariella paludosa) и булавоцистидной (Volvariella clavocystidiata).

капитонов.jpg
Владимир Капитонов. Фото Наталии Лесковой

— Что это за грибы такие?

— Новые виды относятся к космополитному роду Вольвариелла (Volvariella), объединяющему, по современным данным, около 100 видов базидиальных грибов, из которых 13 достоверно отмечены на территории России. Представители этого рода морфологически характеризуются мелкими или средними, редко довольно крупными по размерам плодовыми телами, дифференцированными на шляпку и ножку, наличием мешковидной вольвы вокруг основания ножки, свободными пластинками, розовым отпечатком спор. Они обычно растут как сапротрофы на почве и подстилке в разных типах леса, на лугах, в рудеральных местах – это мусорные свалки или строительные отходы, но известны также древесные и микопаразитические виды.

Вольвариелла болотная_Volvariella paludosa_01.JPG
Вольвариелла болотная Volvariella paludosa. Фото В. Капитонова

— Они съедобные?

— Вольвариеллы считаются съедобными, некоторые из них, широко известные как «соломенные грибы» (Volvariella diplasia, Volvariella volvacea), даже культивируются в промышленных масштабах во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии. По некоторым оценкам, на их долю приходится до 16% от общего объёма производимой в мире грибной продукции. Полагаю, что в плане съедобности новые виды вольвариелл не являются исключением, хотя специально этот вопрос мы не изучали.

— Правильно ли я поняла, что эти грибы в основном растут во влажной почве, на болотах?

— Все образцы новых видов вольвариелл были собраны на переувлажнённых участках низинных минеротрофных болот, где они произрастали среди влаголюбивых зелёных мхов и травянистых растений. Эта «любовь» к болотным местообитаниям – уникальная экологическая особенность описанных нами видов. Раньше в таких местах вольвариелл не встречали.

Ежовик коралловидный_Hericium coralloides.jpg
Ежовик коралловидный Hericium coralloides. Фото В. Капитонова

— Болотные вольвариеллы чем-то отличаются от других грибов этого рода?

— Существенных отличительных признаков во внешнем облике «болотных» вольвариелл в сравнении с другими близкими представителями рода мы не видим, более значимые межвидовые морфологические различия проявляются на уровне микропризнаков, таких как размеры спор или форма цистид. При этом филогенетический анализ, сделанный на основе последовательностей nrITS и nrLSU, подтвердил видовую самостоятельность двух новых таксонов.

— Что ваши открытия дают науке?

— Расширяют наши знания об этом интересном роде грибов, позволяют оценить филогенетические связи между разными таксонами, предоставляют возможность рассмотреть роль болотных видов грибов в формировании региональной микобиоты. Кроме того, новые виды могут стать объектом прикладных научных исследований в интересах пищевой или фармацевтической промышленности.

Плютей Фенцля_Pluteus fenzlii.jpg
Плютей Фенцля Pluteus fenzlii. Фото В. Капитонова

— А что мы не знаем об этих грибах? Существуют какие-нибудь загадки в их жизни?

— Грибы – это удивительный мир, в котором каждый для себя может найти какую-то загадку или нерешённый вопрос. В прошлом сезоне нас несколько озадачили причины массового появления в тобольских лесах паутинника фиолетового (Cortinarius violaceus), который здесь ранее не отмечался. Вид имеет сравнительно крупные плодовые тела и примечательный внешний вид, поэтому он не мог оставаться незамеченным на двенадцати постоянных геоботанических площадках, где на протяжении последних восьми лет мы проводим ежегодный мониторинг грибной биоты. Всё это время паутинник никак не проявлял себя, но по каким-то причинам стал обильно плодоносить в прошлом году.

Паутинник фиолетовый_Cortinarius violaceus.jpg
Паутинник фиолетовый Cortinarius violaceus. Фото В. Капитонова

В то же время, дождевик гигантский (Calvatia gigantea), также относящийся к «метеорным видам», для которых характерны многолетние перерывы в плодоношении, ежегодно привлекает наше внимание своими крупными (размером с футбольный мяч) плодовыми телами, появляющимися в одном и том же локалитете на территории нашего научного учреждения.

— Почему так происходит?

— Понятно, что на периодичность плодоношения грибов влияет широкий комплекс как внешних, прежде всего абиотических, так и внутренних факторов, связанных с биологическими особенностями конкретного вида. Не совсем понятно, какой фактор тут ключевой, учёт которого позволил бы нам более или менее точно спрогнозировать время следующего плодоношения.

Дождевик гигантский_Calvatia gigantea_P1550745.jpg
Дождевик гигантский Calvatia gigantea. Фото В. Капитонова

— Есть ли среди обнаруженных вами грибов какие-то для вас особенно необычные?

— Было удивительно встретить на болоте вольвариеллу, поскольку все известные представители данного рода «сухопутные». Поначалу мы даже подумали, что нашли какой-то болотный вид мухомора, но розоватые пластинки и сухая шелковистая шляпка найденного образца указывали на его принадлежность к роду Volvariella.

— Чем лично вам интересны грибы?

— Прежде всего, они мне интересны как объекты научных исследований. Полевые работы по сбору микологического материала зачастую превращаются в экстремальные походы в условиях сибирской тайги. Зато сколько радости доставляет находка редкого или неизвестного тебе гриба! Мгновенно проходит вся усталость, как будто и не было позади километров трудного маршрута по лесным буреломам и топким болотам.

Не менее интересен процесс идентификации собранных грибных образцов, который предполагает изучение различных микроструктур с помощью микроскопа, с применением разнообразных химических реактивов. Правда, в последнее время описано много криптических видов, видов-двойников, надёжное определение которых возможно только с помощью ДНК-анализа или опытами со скрещиванием, что ограничивает возможности традиционных методов, основанных на анализе морфологических структур.

Саркосома шаровидная_Sarcosoma globosum.jpg
Саркосома шаровидная Sarcosoma globosum. Фото В. Капитонова

Грибы для меня интересны и с эстетической точки зрения: среди них много внешне красивых, ярких по окраске и необычных по форме. Кстати, профессиональный интерес к грибам у меня зародился с увлечения фотосъёмкой объектов живой природы. Когда в моей фототеке накопилось несколько сот фотографий грибов, возникла необходимость определения их видовой принадлежности, что требовало немалых микологических знаний. Так я и стал учёным-микологом.

Материал подготовлен при содействии организаторов ежегодного фестиваля «Менделеевские дни», который проходил 7– 8 февраля на родине учёного, в Тобольске.


Автор: Наталия Лескова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее