«Приручение» растений в Плодородном полумесяце: от сбора диких злаков до сдачи в аренду цветущих садов
Вместе с Юлли Улётовой пройдём по следам древних земледельцев и садоводов от неолитического Иерихона до садов Синаххериба.
Как только древние люди поняли, что можно не только собирать плоды диких растений, но и выращивать сами растения, самостоятельно влияя на урожай и не завися от капризов природы, человечество продвинулось далеко вперёд в обеспечении своего существования. Произошло это больше 9 тысяч лет назад в регионе, который археологи в начале XX века назовут «Плодородным полумесяцем». Эта территория раскинулась на исторических землях Египта, Леванта, Месопотамии и действительно напоминает формой полумесяц.
Чтобы узнать, как происходило «приручение» растений, учёные обращаются к материальным свидетельствам деятельности человека. Например, при раскопках Иерихона – построенного в VIII тысячелетии до нашей эры и, пожалуй, древнейшего из непрерывно заселённых городов мира – в слоях, относящихся к концу первого тысячелетия существования города, были обнаружены серпы из камня, зернотёрки и другие орудия для собирания и переработки урожая. Но не нашлось ничего, что указывало бы на обработку земли. Обитатели неолитического Иерихона (представители натуфийской культуры) уже одомашнили собак и даже научились варить пиво, но зернохранилища, если они их и строили, то лишь для урожаев диких злаков.
Схема распространения на Ближнем Востоке 7 основных сельскохозяйственных культур (с модификациями из: (Lev-Yadun et al., 2000. Р. 1602–1603) / Гончаров, 2013.
Огромный вклад в изучение истоков появления сельского хозяйства вносят археоботаники и специалисты по генетике растений. Согласно данным большого международного многолетнего проекта, которые были опубликованы в 2014 году, «двигателями процесса» в области доместикации растений были… засухи и способность людей реагировать на катастрофические изменения в природе. Оказалось, что в пяти различных очагах проживания людей в регионе Плодородного Полумесяца посадки злаков в период вегетации, несмотря на причуды климата, получали достаточно воды – значит, их регулярно поливали. Примерно в то время и произошла «неолитическая революция», то есть, переход человечества от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (сельскому хозяйству и животноводству). Правда, переход этот, как следует из археоботанического исследования 2006 года, растянулся на целое тысячелетие, а то и больше.
Но время шло, и вот жители Плодородного Полумесяца уже выращивают ячмень и пшеницу, несколько видов бобовых, одомашнили мелкий рогатый скот – жизнь людей становится лучше. Земледелие способствует осёдлости и более стабильному появлению пищи, а с ними – и росту численности населения.
С юга и востока люди начинают двигаться на запад. Так уже продвинутые в земледелии сообщества принесли на новые земли свои сельскохозяйственные навыки, а вместе с ними орудия труда и одомашненные культуры. Инструментарий земледельца постепенно расширялся, а приёмы по культивации растений совершенствовались. От необходимого для пропитания сельского хозяйства человечество пришло к садоводству – не только возможности вырастить плоды, но и окружить себя красивыми живыми растениями.
Изображение рельефа, украшавшего небольшой храм в Нимруде (выполнено по рисунку с рельефа). По одной из интерпретаций, это Нинурта преследует птицу молнии-бури Анзу. Оригинал рельефа находится в собрании Британского музея. Фото: Faucher-Gudin / Layard A.H., britishmuseum.org, CC BY-NC-SA 4.0.
И вот уже в шумерских гимнах III тысячелетия до нашей эры восхваляется бог-покровитель земледелия Нинурта («наводнитель почв на селе и во граде»), упоминаются фруктовые сады и террасы, засаженные виноградниками, кипарисами и ароматными травами, а мифы рассказывают о создании отдельных сельскохозяйственных орудий (например, мотыги).
Саргон Древний, первый царь Аккадского государства (правил около 2270–2215 годах до нашей эры), согласно литературной легенде, был приёмным сыном водоноса и служил садовником у царя Киша Ур-Забабы. Очевидно, что навыки садоводства он не забыл и став царём, как-то привёз из одного из походов виноградную лозу, два сорта смоковниц, розы и другие растения.
Глиняная табличка с клинописным рассказом на аккадском языке о рождении Саргона Аккадского и его противостоянии с царем Киша Ур-Забабой. Фото: Philippe Fuzeau/Musée du Louvre.
Во II тысячелетии до нашей эры сады «расцветают» на стенах гробниц XVIII-XX династий Египта.
Более того, в широко известном сейчас и посещаемом туристами заупокойном храме в Дейр-эль-Бахри царицы Хатшепсут, которая правила в начале XV века до нашей эры, были устроены сады. Для добычи растений и деревьев, которые должны были быть высажены в её египетских садах, Хатшепсут отправила экспедицию в Пунт – легендарную страну на северо-востоке Африки. Сейчас садово-археологический памятник выглядит довольно безжизненно, но в пору своего расцвета он был полон зелени.
След от дерева из Пунта, посаженного при храме Хатшепсут. Фото: Edal Anton Lefterov/Wikimedia Commons,CC BY-SA 3.0.
Рельеф с изображением транспортировки деревьев из Пунта в Египет. Фото: Ismoon/Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0.
В Греции в VIII-VII веках до нашей эры Гомер нараспев рассказывает слушателям о садовом богатстве Алкиноя, царя феаков и внука Посейдона. Сад его занимал гектар и был полон беспрестанно плодоносящих деревьев, за садом устроен большой виноградник, а за виноградником – огород. Все возделываемое пространство орошалось из одного природного источника, а из другого вода была проведена прямо в царский дворец:
Сад у ворот вне двора простирался огромный, в четыре
Гия пространством; со всех он сторон огражден был забором.
Множество в этом саду деревьев росло плодоносных —
Груш, гранатных деревьев, с плодами блестящими яблонь,
Сладкие фиги дающих смоковниц и маслин роскошных.
Будь то зима или лето, всегда там плоды на деревьях;
Нету им порчи и нету конца; постоянно там веет
Теплый Зефир, зарождая одни, наливая другие.
Груша за грушей там зреет, за яблоком — яблоко, смоква
Следом за смоквой, за гроздьями вслед поспевают другие.
Дальше, за садом, насажен там был виноградник богатый.
В части одной на открытой для солнца и ровной площадке
Гроздья сушились, а в части другой виноград собирали.
Там уж давили его, там едва только он наливался,
Сбросивши цвет, а уж там начинал и темнеть из-под низу.
Вслед за последней грядой виноградной тянулись рядами
Там огородные грядки со всякою овощью пышной.
Два там источника было. Один растекался по саду,
Весь орошая его, а другой ко дворцу устремлялся
Из-под порога двора. Там граждане черпали воду.
Так изобильно богами был дом одарен Алкиноев.
В Месопотамии научились извлекать из садов и коммерческую пользу – их сдавали в аренду за плату в несколько раз выше, чем за поля. Вавилонский царь Хаммурапи (правил приблизительно в 1793-1750 годах до нашей эры) в своих «Законах» посвятил немало параграфов обращению с зерновыми и сезамовыми полями и садами – такая дотошность указывает на распространенность операций с ними и необходимость государственного регулирования отношений между их участниками. Например:
(§ 49) Если человек взял у тамкара серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми», то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля.
(§ 50) Если он отдал обработанное зерновое поле или же обработанное сезамовое поле, то только хозяин поля может забрать зерно или сезам, которые будут на поле, а тамкару он должен вернуть серебро с его процентами.
(§ 51) Если он не имеет серебра для возврата, то он может отдать тамкару зерно или сезам соответственно его серебру с процентами, которые он взял у тамкара, согласно царскому уставу.
Или:
(§ 60) Если человек отдал поле садовнику для насаждения сада и садовник насадил сад, то четыре года он должен сад растить. А на пятом году хозяин сада и садовник разделят сад поровну; хозяин сада может свою долю выбрать и взять.
(§ 61) Если садовник не закончил насаждения сада на поле и оставил пустошь, то пустошь должны ему включить в состав его доли.
Тысячу лет спустя (VII век до нашей эры) царь Ассирии Синаххериб перестроил Ниневию, возведя новый роскошный дворец и разбив вокруг прекрасные сады. Для снабжения города водой и орошения этих садов пришлось создать целую систему каналов с инженерными сооружениями, включая знаменитый ныне Джерванский акведук. Возможно, именно сады Синаххериба стали прообразом легенды о «Садах Семирамиды», доказательств существования которых нет и по сей день.
Живописная реконструкция «дворцов Нимруда» – Ниневии времён Синаххериба. Илл.: Fergusson J. / Gruner L. / Layard A.H., Heidelberg University Library.
Намного позднее – в IV веке до нашей эры – древние греки делают первые шаги в попытке собрать знания по несуществующей пока ботанике: ученик Аристотеля, философ и ученый-теоретик Теофраст (Феофраст) пишет две книги «История растений» и «Причины растений». Правда, это все ещё не руководства к действию для практиков, и земледельцы с садоводами обращаются за помощью больше к опыту предков и учатся на собственных ошибках.
Следующий шаг на пути развития садоводства принадлежит римлянам – они сумели превратить практическое занятие в сложное искусство, потребовавшее создания методической литературы. О древнеримском садоводстве мы расскажем в следующей части.
Литература:
Riehl, S., Pustovoytov, K.E., Weippert, H., Klett, S., Hole, F., Drought stress variability in ancient Near Eastern agricultural systems evidenced by δ13C in barley grain // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014.
Tanno K., Willcox G. How fast was wild wheat domesticated? // Science. 2006. V. 311. P. 1886.
Гомер. Одиссея. М, 1953. Перевод В. В. Вересаева под ред. академика И. И. Толстого, ancientrome.ru.
Гончаров Н.П. Доместикация растений // Вавиловский журнал генетики и селекции. 2013. 17. № 4/2. С. 884-899.
Феофраст и его ботанические сочинения. Перевод и прим. Сергеенко М.Е. М.-Л. Изд-во АН СССР, 1951.
Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. М., 1980. С. 152-177. Перевод Якобсона В.А., hist.msu.ru