Все в сад, в римский сад!

Как древние римляне возвели садоводство в ранг искусства и науки — рассказывает Юлли Улётова.

Натюрморт, фреска из Помпей. Художник изобразил фрукты в стеклянной вазе, какие-то плоды (возможно, вяленые или сушёные) в керамическом сосуде и амфору. Илл.: Parco Archeologico di Pompei.

Со времени «приручения» растений прошло несколько тысячелетий. Люди выращивают всё больше злаков, овощных и плодовых культур, ягод и трав. Часть из этого идёт в пищу, а что-то используется в ритуальных целях – как украшение для сакральных мест и участников церемоний или на жертвоприношения. Поля и сады приносят их владельцам неплохую прибыль – не только прямую – от урожаев, но и опосредованную – от сдачи их в аренду. Сады, палисадники и клумбы радуют глаз жителей всех древних государств. Но лишь римляне возвели садоводство в ранг науки.

Любой италиец, занятый в сельском хозяйстве, знал, как важна обработка почвы с учётом её характера и природы высеваемого растения, что следует восстанавливать плодородие почв и чередовать возделываемые культуры, не забывать вносить минеральные удобрения вроде золы и извести. Даже состав навоза разных животных был проверен опытным путем на посадках и классифицирован: чей и для чего лучше подходит!

Обобщив эти знания, римские писатели, склонные к систематизации, оставили после себя трактаты о различных областях сельского хозяйства: полеводстве, садоводстве, виноградарстве и огородничестве: Марк Порций Катон Старший (II век до нашей эры, возможно, его авторству принадлежал трактат «О земледелии»), Марк Теренций Варрон (I век до нашей эры, трактат «О сельском хозяйстве»), Луций Юний Модерат Колумелла (I век нашей эры, трактаты «О сельском хозяйстве» и «О деревьях») и Гай Плиний Секунд Старший (I век нашей эры, многотомное сочинение «Естественная история»). Даже древнеримские поэты не остаются в стороне. Публий Вергилий Марон (I век до нашей эры, «Георгики» и «Буколики») даёт советы по агрономии, а Квинт Гораций Флакк (I век до нашей эры, «Оды») сетует на чрезмерное распространение в Италии садов в ущерб сельскому хозяйству.

При этом советы не остаются незыблемыми, авторы вновь и вновь обобщают опыт современников. Например, Варрон советует навозные кучи прикрывать ветвями от солнца, а Колумелла уже рекомендует устраивать навозохранилища с цементированным дном. Во времена Катона римляне знали только три зелёных удобрения (т.е. растений, которые выращивали, чтобы впоследствии закопать в почву для обогащения её азотом), а для дренирования почвы лишь копали сточные канавы на полях. Через 200 лет Колумелла в своих трактатах советует уже семь видов зелёных удобрений, а для дренажа различных почв рекомендует разные типы канав и каналов.

02.jpg
Реконструкция пресса для изготовления оливкового масла на Вилле Мистерий в Помпеях / Parco Archeologico di Pompei.

Виноградарство также сделало огромный шаг вперед: Катон описывает семь сортов лоз, у Колумеллы их число выросло до 63! Новые сорта и акклиматизируют, и выводят самостоятельно. Советы по выращиванию лоз учитывают климатические особенности и характер конкретной почвы. Кроме того, в трактатах можно найти замечания и рекомендации по техническому снабжению полного цикла производства вина – от материала кольев для лоз до правильного устройства давильни.

03.jpg
Фреска из Помпей с изображением горы (скорее всего, Везувий), бога виноделия Вакха в ягодах винограда с кубком и пантерой и змеем-агатодемоном («гением места») / Parco Archeologico di Pompei.

Важны рекомендации, как теперь модно говорить, по диверсификации использования земельных владений. Хотя у Катона под виноградник, оливковую рощу, зерновые и овощи предназначались отдельные участки, последующие авторы советуют разнообразить культуры на этих участках. Например, между оливами стоит сеять по очереди зерновые и бобовые, а для поддержания виноградных лоз в некоторых случаях следует посадить вязы. Конечно, далеко не все владельцы небольших имений или больших поместий следовали этим советам, но данные, которые в XX веке позволит получить современная наука, указывают, что это были не беспочвенные, оторванные от реальности фантазии, а вполне практические, проверенные опытом рекомендации.

04.jpg
Реконструкция рабочей тележки в садике Дома Менандра в Помпеях / Parco Archeologico di Pompei.

Не обошли римляне своим вниманием и сады. Всё тот же Варрон, который писал свой трактат в последней трети I века до нашей эры, отмечает в нём, что Италия похожа на сплошной плодовый сад. В это же время Гораций в стихах грустит, что вместо полей и оливковых рощ сограждане строят дворцы, портики для прогулок и разбивают сады. Причиной тому стал рост благосостояния римлян: они стали богаты настолько, что начали вкладывать капитал в то, что не уже приносило денег, зато радовало глаз и производило впечатление на окружающих. Вместо больших ферм-хозяйств стало модным строить роскошные виллы, утопавшие в искусно распланированных садах с фонтанами и скульптурами.

05.jpg
Фресковая миниатюра из Помпей с изображением роскошной виллы с клумбами (или огородами) во внутреннем дворе и садом вокруг / Parco Archeologico di Pompei.

Загородные виллы богачей последнего века Римской республики нам известны по их упоминаниям в античной литературе и особенно – по описаниям в частных письмах. В середине I века до нашей эры известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон пишет письма своему брату Квинту, где обсуждает с ним строительные и отделочные работы на семейных виллах, особо отмечая старание садовника.

Плиний Младший отправляет некоему Галлу письмо с одой собственной вилле в Лавренте – всего в 25 километрах от Рима на побережье. Из всего длинного и замечательного описания усадьбы нам интересен сад, который прекрасно видно из столовой-триклиния: он состоит из шелковиц и смоковниц, а вокруг сада идёт аллея, обсаженная буксами (небольшой кустарник-деревце типа самшита) и немного розмарином. Но он на вилле не единственный – есть и другой, «по-деревенски обильный», а кроме садов ещё и «цветник с благоухающими левкоями». Однако, как сетует Плиний, «при всех удобствах и приятности этого места, ему не хватает фонтанов».

06.JPG
Фреска, открытая где-то в районе Везувия, с изображением павлина, сидящего на садовой ограде / Фото Юлли Улётовой.

Но не будем сопереживать рачительному хозяину, ведь лаврентийская вилла у него была… не единственная. Из письма Плиния своему другу Домицию Аполлинарию мы узнаём о ещё более роскошной вилле в Этрурии, современной Тоскане, в 225 километрах от Рима. Она больше размерами, чем лаврентийская. Здесь так же имеется сад, цветник, отдельный дворик с платанами и фонтаном, луг, виноградники. И ещё один сад, который Плиний называет «ипподромом» – по его вытянутой с закруглёнными концами форме. Судя по описанию, он бы напомнил нам регулярные французские парки: аллеи, вдоль которых тянется низкий букс разной формы, приданной кустам садовниками, вперемежку с платанами, кипарисами и лаврами, розарий, беседка с мраморной скамьей в тени виноградных лоз на колоннаде и фонтаном. По всему саду расставлены другие мраморные скамьи, также сопровождаемые фонтанчиками. Райское место!

07.jpg
Снятая со стены Дома Золотого браслета в Помпеях и смонтированная на основе в музее настенная роспись с изображением сада, украшенного мраморными рельефами, масками, фонтаном и наполненного птицами / Parco Archeologico di Pompei.

Несмотря на подробное описание одной из вилл, данное Плинием в письме, составить её план так и не удалось, хотя таких попыток – научных – было около двадцати. Зато по раскопанным древнеримским виллам удалось определить, как в целом были устроены сады таких владений.

В самом Риме тоже имелись большие сады. Самыми ранние из исторически известных – Лукулловы сады, принадлежавшие консулу 60 года до нашей эры Луцию Лукуллу. Светоний и Тацит упоминают Сервилиевы сады – они были названы так в честь самой известной их хозяйки, Сервилии Цепионы, дамы сердца Юлия Цезаря. Эти сады  являлись частью большой городской виллы. Были сады и у самого Цезаря  – они находились в разных городских усадьбах. Один из участков после гибели Цезаря выкупил древнеримский историк Саллюстий – по его имени сады и стали известны в городе на века. Кроме того, Цезарь завещанием передал собственные «сады над Тибром» в общественное пользование.

Не менее известны в городе были и сады Мецената, друга императора Августа, в которых располагался павильон для выступлений опекаемых им поэтов и музыкантов. Ещё один сподвижник и друг Августа – Марк Випсаний Агриппа – превратил Марсово поле в общественную зону отдыха с огромным банным комплексом, в состав которого входили и сады. Там же, на Марсовом поле, расположились Сады Помпея. Практически все упомянутые сады после смерти их владельцев перешли в императорскую собственность и были доступны для прогулок всем жителям Рима. Тут надо отметить, что традиция императоров открывать принадлежащие им озеленённые пространства сохранилась и в дальнейшем.

Римляне любили живые сады настолько, что не хотели расставаться с ними и в закрытых помещениях без солнечного цвета. Сохранились прекрасные образцы фресковых росписей стен с изображением садов с фруктовыми деревьями, цветами и птицами. Например, такой сад украшал стены триклиния – зала для званных обедов – на вилле супруги императора Августа Ливии. В жаркую или плохую погоду пировавшие гости могли представить себя в этой столовой как в роскошном саду. С необычайной достоверностью художники передали листья и плоды деревьев из реального сада Ливии. Среди них кипарис, олеандр, айва, гранат, лавр, кедр и многие другие. Но какой же сад без цветов? В саду и на стенах пиршественного зала виллы Ливии росли розы и хризантемы. А ещё учёные определили по тщательным рисункам около 30 видов птиц, которые известны и сегодня.

08.JPG
Снятая со стен руин Виллы Ливии в Прима-Порто и смонтированная в музее на основе фресковая роспись обеденного зала с изображением большого сада / Miguel Hermoso Cuesta / Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0

Другой впечатляющий пример подобной росписи сохранился в Помпеях, а теперь он реконструирован в музее. Это небольшая спальня-кубикула из Дома Фруктового сада. Уже по одному названию дома понятно, какое впечатление роспись произвела на тех, кто руководил его раскопками. Сад этот ещё более декоративен, чем сад императрицы Ливии: высокие решётки, крупные вазоны и фонтаны привлекают к себе внимания не меньше, а может, и больше, чем зелень. Змея на большой смоковнице, тянущаяся к плодам, – ненавязчивый символ процветания. Однако эта комната в доме не единственная с садовой живописью на стенах. Ещё одна спальня «утопает» в зелени сада, но сад там непростой. Среди декора сада можно заметить театральные маски и пинаки – небольшие нарисованные на деревянных дощечках картины с египетскими сюжетами. Странный на первый взгляд, выбор темы для пинак раскрывает декор третьей спаленки: похоже, хозяин дома был поклонником культа египетских богов. Похожий, богато украшенный декором сад можно увидеть и на стенах комнаты в Доме Золотого Браслета.

09.jpg
Снятая со стен Дома Фруктового сада в Помпеях и смонтированная в музее на основе фресковая роспись с изображением сада / Parco Archeologico di Pompei.

Ранее из писем римлян мы узнали, что в садах на виллах ставили вдоль дорожек скамьи, а в укромных местах – беседки и фонтаны. Фрески из Помпей демонстрируют, как всё это великолепие могло выглядеть. И вот мы видим, что в садоводстве римляне использовали цветочные клумбы и бордюры, шпалеры и боскеты, живые изгороди и даже топиарии. Это слово латинское и означает постриженные под различные формы фигуры деревья и кустарники (обычно кипарис и букс). Плиний Старший упоминает, что таким образом садовники составляли целые композиции, например, охоту или флотилии.

Садоводство в Древнем Риме достигло небывалых высот и превратилось из ремесла садовников в искусство, вовлекая в их создание представителей профессий более высокого уровня – архитекторов, инженеров и художников. Но можем ли мы сейчас оценить живую красоту древнеримских садов? Как оказывается, можем. Об этом в третьей части нашего исторического «расследования».

Первая часть. «Приручение» растений в Плодородном полумесяце: от сбора диких злаков до сдачи в аренду цветущих садов.


Использованная литература:

Pliny the Elder. The Natural History / John Bostock, M.D., F.R.S. H.T. Riley, Esq., B.A. London. Taylor and Francis, Red Lion Court, Fleet Street. 1855.

Jashemski, W.F. The Gardens of Pompeii, Herculaneum and the Villas Destroyed by Vesuvius / Aristide d Caratzas Pub, 1979.

Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод С.В. Шервинского. Художественная литература, Москва, 1979.

Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений / СПб, Биографический институт, Студия биографика, 1993.

Марк Порций Катон. Земледелие / Пер. и комм. М.Е. Сергеенко при участии С.И. Протасовой. М., 1950. Переиздания: М., 1998; М., 2007.

Марк Теренций Варрон. Сельское хозяйство / Пер. М.Е. Сергеенко. Издательство АН СССР, М.-Л. 1963.

Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. Т. I, годы 68—51 / Пер. и комм. В.О. Горенштейна. Издательство Академии Наук СССР, М.—Л., 1949.

Письма Плиния Младшего. Книги I—X / Пер. М.Е. Сергеенко, А.И. Доватура. 2-е переработанное. М.: Наука, 1982.

Ученые земледельцы древней Италии. [Катон, Варрон, Колумелла, Плиний] / Пер. М.Е. Сергеенко. М.: Наука. 1970

Автор: Юлли Улётова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее