Что можно увидеть на небе в июне 2024

Июнь – время летнего солнцестояния. Нас ждут самые короткие ночи, но и, как правило, хорошая погода, благоприятствующая наблюдениям неба. В этот раз обратим внимание на уникальное, хотя и не слишком известное созвездие Змеи. Его половинки расположены по обе стороны созвездия Змееносец.

В прошлом году в статье, посвящённой летнему небу, я рассказал о созвездии Змееносца («Время Змееносца. Летнее небо», «Наука и жизнь», № 6, 2023). В этот раз речь пойдёт о неразрывно связанном с ним созвездии Змеи. Ведь, если есть змееносец, то должна быть и змея, которую он носит. Подробно о достопримечательностях созвездия можно прочитать в июньском номере «Науки и жизни» («Время Змеи. Летнее небо», «Наука и жизнь», № 6, 2024).

Московское небо 15 июня 2024 года, полночь, южная сторона. Красными линиями показан астеризм Летний Треугольник, вершинами которого служат яркие звёзды Вега, Денеб и Альтаир. (Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium)
Московское небо 15 июня 2024 года, полночь, северная сторона.
Созвездие Змеи. Маркеры указаны для звёзд ярче 6,5m, а галактик – 14m.Имена указаны для звёзд с видимой величиной выше 6m, а галактик – выше 13m.
Одно из самых крупных и плотных известных шаровых скоплений – M 5. Астрономы заметили в нём множество молодых голубых звезд, скрывающихся среди гораздо более ярких древних звезд возрастом более 12 миллиардов лет. (ESA/Hubble & NASA)
Туманность Орёл. В центре видна тёмная «галочка», которая и дала ей название. Это «Столпы Творения». Правее и выше видно скопление звезд, освещающих столпы, — рассеянное скопление M 16. (David (Deddy) Dayag, en.wikipedia.org)
Изображение Столпов Творения в центре туманности Орёл, полученное космическим телескопом «Хаббл» (NASA, ESA, and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA)).
Изображение секстета Сейферта, полученное космическим телескопом «Хаббл». Небольшая спиральная галактика в центре расположена гораздо дальше, чем остальные четыре (NASA, U. Manitoba, PSU, STScI).
Спиральная галактика NGC 6118, прозванная астрономами-любителями ее «Мигающей», поскольку она то появляется, то исчезает из поля зрения при разных положениях глаз (Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona).

Змея (на латыни Serpens, сокращение: Ser) – достаточно крупное экваториальное созвездие, расположенное чуть выше эклиптики. Оно занимает 23 место среди 88 современных созвездий по площади и, имея 60 звёзд ярче 6m, делит 32–36 места с таким известным созвездием как Цефей, который чуть меньше по размеру. В нём только одна звезда ярче 3m и ещё семь ярче 4m. Шесть из этих звёзд находятся в Голове Змеи. Там же, в верхней части расположен треугольник из трёх неярких звёзд (β, κ и γ), образующих астеризм Голова Змеи. 11 самых ярких звёзд созвездия образуют две цепочки, в которых при должной фантазии нетрудно углядеть туловище змеи.

Созвездие Змеи уникально тем, что это единственное созвездие, которое разделено на две отдельные разнесённые на небе части. Serpens Caput (Голова Змеи) расположена на западе от Змееносца, а Serpens Cauda (Хвост Змеи) – на востоке. Между ними как раз и находится созвездие Змееносца. Созвездие известно с древности и описано в каталоге звёздного неба астронома II-го века Клавдия Птолемея «Альмагест». Правда, у него имелась в виду только «Голова Змеи».

Для поиска на небе Головы Змеи можно ориентироваться на соседнее созвездие Волопаса. Она расположена к востоку от хорошо заметного Арктура (0,15m). На Хвост Змеи укажет восточный сосед – созвездие Орла. Он начинается западнее Альтаира (0,75m). На территории России созвездие Змеи полностью видно повсюду, кроме северных районов. Наиболее благоприятные условия для его наблюдения наступают в июне.

Самая яркая звезда созвездия α Ser (Унук-Эльхайя) находится в середине Головы Змеи, за что на латыни именуется Cor Serpentis – «Сердце Змеи». Это двойная система из красного гиганта B (2,6m, K2, 1,7M, 13,5R, 70L, 4498 K) с тусклым компаньоном (11,8m), который находится на расстоянии 58″. Расположена она достаточно близко к Земле, на расстоянии 74 св. года. О том, как эта звезда связана с научно-фантастической повестью И. А. Ефремова 1958 года «Сердце Змеи», и о чём в ней советский писатель полемизирует с рассказом американца М. Лейнстера «Первый контакт» 1945 года, читайте в июньском номере «Науки и жизни». Кстати, именно Лейнстер придумал формулировку «первый контакт» для встречи землян с инопланетянами, которая прочно вошла в фантастическую литературу.

Голова Змеи находится далеко от полосы Млечного Пути и там можно увидеть далёкие галактики, самая яркая из которых имеет видимую величину около 11m. Хвост Змеи лежит близко к плоскости Млечного Пути, более того соседствует с созвездием Стрельца, где находится центр Галактики. Здесь располагаются несколько ярких рассеянных и шаровых звёздных скоплений.

Тем не менее самое примечательное шаровое скопление – M 5 – находится в Голове Змеи. Имея видимую величину 5,6m и угловой размер 23′ (для сравнения, видимый диаметр Луны 30′), оно находится на грани видимости невооружённым глазом. Но чтобы различать отдельные звёзды, некоторые из которых достигают видимой величины 10,6, требуется достаточно крупный телескоп. Это одно из самых крупных (радиус – 80 св. лет, масса – около миллиона масс Солнца) и старых (возраст – около 10,6 млрд лет). Расстояние до него 24 500 св. лет.

Другой примечательный объект созвездия – туманность Орёл и связанное с ней молодое рассеянное скопление звёзд M 16. Туманность имеет видимую величину 6,4m и угловой размер примерно 80′, что на расстоянии 5700 св. лет соответствует области 130 св. лет (само скопление имеет диаметр около 30 св. лет). В её центре находится область активного звездообразования «Столпы Творения», получившая широкую известность благодаря фотографиям космических телескопов «Хаббл» и «Джеймс Уэбб».

В Голове Змеи можно наблюдать большое число галактик, самая яркая из которых имеет видимую величину около 11m. Там же находится и любопытная группа взаимодействующих галактик – Секстет Сейферта, обозначенная единым номером NGC 6027 (её члены отличаются буквенными индексами). Как следует из названия, группа должна состоять из шести членов, но на самом это лишь четыре галактики диаметром около 35 000 св. лет.

В Хвосте Змеи расположена уникальная по форме биполярная планетарная туманность Красный Квадрат (13,6m), обладающая поразительной симметрией.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на июньском небе. Отметим, что в 2024 году летнее солнцестояние с самой короткой ночью наступит 20 июня.

Меркурий встретит лето в созвездии Тельца, затем 17 июня последуют Близнецы. 14 июня у него соединение с Солнцем, так что наблюдать за первой планетой затруднительно. 4 июня Меркурий пройдёт в 0,1′ от Юпитера, а 17 июня в 0,9′ от Венеры.

Венера 17 июня также перейдёт из созвездия Тельца в Близнецы. 4 июня и у неё соединение с переходом на вечернее небо. Наблюдать вторую планету можно будет только в конце лета.

Марс встретит лето в созвездии Рыб, откуда 10 июня переместится в созвездие Овна. Условия его наблюдения понемногу улучшаются.

Юпитер и Уран июнь проведут в созвездии Тельца, Сатурн – в Водолее, а Нептун – в Рыбах. Все они в июне видны плохо. В частности, у Юпитера и Урана в мае было соединение с Солнцем. 30 июня у Сатурна произойдёт стояние с переходом к попятному движению. Уран можно увидеть на утреннем небе с середины июня, когда наблюдать его можно будет около часа, мешает светлое небо

В начале июня сразу четыре планеты: Меркурий, Венера, Юпитер и Уран соберутся в небольшой области в Тельце между Гиадами и Плеядами. Несколько дальше расположится и Марс. Так что, если бы не плохие условия видимости, мы могли бы наблюдать на небе любопытную картину, частичный парад планет.

Карликовая планета Церера (7,9m–7,3m) июнь проведёт в созвездии Стрельца. Она приближается к противостоянию, которое состоится 5 июля.

Яркие астероиды с величиной более 10m

Название      Величина                     Созвездия
 (4) Веста           8,6               Близнецы, Рак
 (7) Ирида          10–9,3                    Водолей
 (40) Гармония       10,2–9,5
            Стрелец, Козерог
 (2) Паллада        9,0–9,4  Северная корона, Голова Змеи
 (43) Ариадна        9,2–9,9                    Змееносец, Скорпион
 (42) Изида       10,3–9,4                    Стрелец
 (532) Геркулина        9,9–10,4        Волосы Вероники, Дева
 (15) Эвномия          10,3                      Овен

У астероидов (43) Ариадна и (42) Изида будет «великое противостояние», когда они наиболее близко подойдут к Земле: 2 июня на 0,85 а. е. и 27 июня на 0,99 а. е. соответственно. Не пропустите момент разглядеть их детальнее!

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ – после захода, ПВ – перед восходом).

Объекты                       1 июня

Первая четверть            14
 Полнолуние            22
 Последняя четверть             28
 Апогей   14 (404078 км)
 Перигей     2 (368108 км)
  27 (369292 км)

В июне значимых метеорных потоков не ожидается.

К сожалению, две самые яркие кометы этого лета 12P/PonsBrooks (~5m) и 13P/Olbers (~6m) наблюдателям из северного полушария недоступны. А ведь 2 июня комета 12P/Pons–Brooks пройдёт на наименьшем расстоянии от Земли (d = 1,55; r = 0,78). Здесь r – расстояние до Солнца, d – до Земли в а. е. Впрочем, 13P/Olbers в самых южных районах России, возможно, всё же удастся увидеть по вечерам очень низко над горизонтом в созвездиях Возничего и Рыси. 30 июня она пройдёт перигелий (r = 1,37; d= 2,18).

Яркие кометы

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS)
 8m, В, Н; Дева, Лев
 C/2021 S3 (PanSTARRS)  11m, В, Н, У; Лебедь, Цефей, Дракон
 154P/Brewington  11m, У(н); Овен, Телец
 C/2023 V4 (Camarasa- Duszanowicz)
 12m, В, Н(н), У(н); Возничий, Рысь
 C/2022 E2 (ATLAS)  12m, В(н); Близнецы, Возничий

Буквами в таблице обозначены время наблюдения: В – вечер, Н – ночь, У – утро; (н) – расположена низко над горизонтом.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!