Устрицы – это не только деликатес…
Что откопали археологи Помпей в этом году и какие находки почти поставили исследователей в тупик – в материале Юлли Улётовой.
Первую половину 2024 года археологи Помпей вели активные раскопки в одном из кварталов IX района. Среди помещений домов квартала было открыто два домашних святилища, предназначенных для разных семейных ритуалов. Различной – как по дизайну, так и по стоимости – также оказалась и их отделка. В обоих случаях в святилищах сохранились строительные материалы, что указывает на подготовку к ремонту.
Самыми предсказуемыми находками оказались бытовые бронзовые предметы – два подвесных светильника и два кувшина. Органические остатки и несколько гвоздей рядом с ними позволили предположить, что вещи содержались в деревянном ящике. Отдельно был найден железный инструмент типа древнеримской кирки-долабры.
Некоторые из находок: бронзовый кувшин. Фото: Parco Archeologico di Pompei
Вдоль восточной стены святилища аккуратно составлено полтора десятка амфор. Перед хранением их вымыли и сложили горлышками вниз, чтобы высушить. Однако некоторые находки во втором святилище поставили археологов в тупик. Три горки смеси для ремонта полов вдоль западной стены можно объяснить предстоящим ремонтом, но вот куча створок устриц у входа… Точное их количество установить не удалось, но не менее 120 штук обеих створок. У устриц они отличаются: левая более мелкая и плоская, потому что правой моллюск прикрепляется к камням.
«Прихожая» между садом и святилищем в доме в IX районе. Подробнее в материале «Свято место пусто не бывает: агатодемоны и ремонт по-древнеримски». Фото: Parco archeologico di Pompei
В Древнем Риме, согласно сохранившимся литературным источникам (Сенека, Плиний Старший, Петроний, Апиций), устрицы считались деликатесом, признаком роскоши. Идею коммерческого выращивания устриц римская традиция связывает с именем некоего Сергия Ораты, который в конце II века до н. э. завёл устричные фермы в озёрах близ Неаполитанского залива. Там выращивали устриц на терракотовых плитках и черепках. Но был и другой способ. Он назывался «пергола» – раковины устриц подвешивали на веревки, натянутые между столбами. Упоминания в литературе IV века свидетельствуют, что именно эта техника выращивания устриц использовалась во времена поздней Империи.
Кучка устричных створок. Фото: Parco Archeologico di Pompei
Возможно, что и в первые века нашей эры в озёрах Кампании и прибрежных лагунах Бай и Путеол также разводили устриц методом «пергол». На устричных створках из святилища в 10 квартале имеются сквозные отверстия – возможно, как раз для подвешивания. Кроме того, на краях створок есть характерные отметины, которые появляются при открывании раковин. Казалось бы, ответ на вопрос, для чего нужны были устрицы, уже получен. Но исследования помпейских кухонь, канализации, мусорных куч и иных археологических контекстов, связанных с приготовлением или потреблением пищи, не подтверждают широкого распространения устриц и блюд из них.
Однако есть ещё одна сфера деятельности, где римляне применяли устричные створки в больших количествах – строительство и ремонт. Мелко измельченные раковины (которые состоят в основном из карбоната кальция) давали порошок для белого пигмента и компонент для извести хорошего качества. И свидетельства такого типа обнаружены во время раскопок в других древнеримских городах, например, в Приверно и в Аквилее. Учитывая присутствие в святилище строительных материалов и инструмента, можно предположить, что устричные створки предназначались именно для ремонта.
Амфоры с известью. Фото: Parco Archeologico di Pompei
Кстати, круглая форма кучи неслучайна: створки хранились в каком-то контейнере, возможно, из растительных волокон, который не сохранился. Вот так в очередной раз раскопки всего лишь одного помещения в домах Помпей подтвердили многие известные из литературных источников сведения о древнеримском быте, предоставив материальные свидетельства.