№08 август 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Что можно увидеть на небе в августе 2024

Вот и завершается лето с его тёплыми и по большей части ясными ночами, позволяющими без помех любоваться красотами звёздного неба. А мы обратим внимание на достопримечательности скромного созвездия с научным названием Микроскоп.

Микроскоп (на латыни Microscopium, сокращение: Mic) — маленькое тусклое созвездие южного полушария неба, расположенное чуть ниже эклиптики. Оно занимает 66 место среди 88 современных созвездий по площади и, имея 20 звёзд ярче 6m, делит 64-82 места с таким известным созвездием как Малая Медведица. В нём только четыре звезды ярче 5m. В целом же в границах созвездия находится 43 звезды ярче 6,5m.

Московское небо 15 августа 2024 года, полночь, южная сторона. Из-за горизонта выглядывает созвездие Микроскоп. Красными линиями показан астеризм Летний Треугольник. (Stellarium)
Московское небо 15 августа 2024 года, полночь, северная сторона.
Созвездие Микроскоп. Маркеры указаны для звёзд ярче 6,5m, а галактик – 15m. Линиями соединены звёзды с видимой величиной выше 5m.
Спиральная галактика NGC 6925 по данным обзора Pan-STARRS . Изображение создано с помощью программного обеспечения Aladin Sky Atlas из Страсбургского центра астрономических данных DSS (Дональд Пеллетье, wikimedia.org).
Эллиптическая галактика с оболочками NGC 6958. Изображение получено телескопом Prompt 7 в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо в Чили.
Лобовое столкновение двух галактик на расстоянии 704 млн св. лет от Земли породило необычную структуру, напоминающую призрачное лицо. Она просуществует около 100 миллионов лет. Сами галактики полностью сольются примерно через 1-2 миллиарда лет. Размер изображения, полученного космическим телескопом «Хаббл»: 1,36′ × 1,47′. Система занесена в каталог необычных (пекулярных) галактик Arp-Madore под названием AM 2026-424 (NASA, ESA, J. Dalcanton, B.F. Williams, and M. Durbin (University of Washington))

Микроскоп – одно из созвездий, созданных в середине XVIII века французским астрономом Никола Луи де Лакайлем. Своё название оно получило в честь выдающегося исследователя и создателя уникальных микроскопов Антони ван Левенгука . Никакой выраженной фигуры звёзды созвездия не образуют и для его поиска можно ориентироваться на более заметные соседние созвездия. Микроскоп расположен под Козерогом, между Южной рыбой и Стрельцом.

На территории России созвездие полностью видно в южных областях (южнее 45º с.ш. – примерно широта Краснодара) и частично в центральных (южнее 45º с.ш. – примерно широта Санкт-Петербурга). Правда следует учитывать, что слабые звезды на высоте нескольких градусов над горизонтом практически не видны. Наиболее благоприятные условия для наблюдения созвездия Микроскоп наступают в июле и августе.

Гамма Микроскопа (4,68m) —  самая яркая звезда созвездия. Это жёлтый гигант спектрального типа G6III с диаметром в 10 раз и массой 2,5 раза больше Солнца. Сейчас она находится на расстоянии 223 св. года от Земли. По данным Hipparcos γ Mic около 3,9 миллиона лет могла пройти в пределах 1,14 – 3,45 св. лет от Солнца и повлиять на наше облако Оорта. Впрочем, данные Gaia DR2 не подтверждают столь близкого сближения. Так что с этим вопросом астрономы ещё будут разбираться. Но даже оказавшись на расстоянии 6 св. лет, γ Mic стала бы самой яркой на небе со звёздной величиной -3m, поскольку её светимость в 64 раза больше солнечной. Это значительно ярче, чем светит в настоящее время Сириус.

По обе стороны от γ Mic примерно на одинаковом угловом расстоянии находятся две других близких по блеску звезды созвездия белая эпсилон Микроскопа (4,71m, A1V, 116 св. лет, 2,2M, 2,2R, 36L, 9126 K) и жёлтая альфа Микроскопа (4,89m, G7III, 395 св. лет, 3.2M, 18R, 173L, 4881 K) Микроскопа. Четвёртая яркая звезда – белая θ1 Mic (4,82m, A7, 179 св. лет, 2,3M, 2.4R, 36L, 9240 K) расположена значительно южнее.

Эти четыре звезды и определяют фигуру созвездия, но в нём есть ещё несколько интересных более тусклых звёзд. AX Mic (6,67m, M0, 0,6M, 0,5R, 0,03L, 3800 K), более известная как Lacaille 8760 — красный карлик, который находится всего в 12,9 св. годах от Солнечной системы, так что это самый яркий красный карлик на небе. В 1979 году ирландский астроном Патрик Бирн обнаружил, что Lacaille 8760 – вспыхивающая звезда, и ей было присвоено обозначение переменной звезды AX.

BO Mic (9,39m, K3, 166 св. лет, 0,8M, 1,1R, 4750 K) интересна тем, что это очень быстро вращающаяся звезда, прозванная Speedy Mic («Быстрый Мик»). При размере 80% солнечного она имеет период вращения всего 9 часов 7 минут (для сравнения у Солнца – 25 дней). Скорость вращения на экваторе составляет около 135 км/с. BO Mic – активная звезда, на ней происходят заметные звездные вспышки, которые в среднем в 100 раз сильнее солнечных, и она излучает энергию в основном в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах спектра. Фотосфера этой звезды показывает высокий уровень магнитной активности, при этом одновременно наблюдается множество звёздных пятен и протуберанцев. Временами одновременно наблюдалось до 25 протуберанцев, простирающихся наружу на расстояние, составляющее 3,6 радиуса звезды. Speedy Mic — одна из самых активных звезд в окрестностях Солнца.

Видимых объектов дальнего космоса в Микроскопе немного, поскольку там находится войд Микроскопа – примерно прямоугольная область относительно пустого пространства, открытая и названная южноафриканским астрономом Тони Фейраллом в 1984 году. Однако есть и далёкое сверхскопление галактик Микроскопа, состоящее из скоплений Abell 3695 и Abell 3696, а также, возможно, Abell 3677, 3693 и 3705. Впервые замеченное в начале 1990-х годов, оно пока мало изучено. Поскольку красное смещение сверхскопления 0,9, то расстояние до него можно оценить примерно в 360 мегапарсек.

Из наблюдаемых в любительский телескоп объектов выделим большую спиральную галактику без перемычки NGC 6925 (11,3; 100 млн св. лет; 4,1′ × 1,1′). Она имеет форму линзы, поскольку видна нам почти с ребра. Примерная оценка её диаметра – более 200 000 св. лет. Расположена галактика в 3,7 градусах к западу-северо-западу от α Mic. Возможно, NGC 6925 – главная галактика в группе, в которую ещё входят по крайней мере галактики NGC 6923 и IC 5020.

NGC 6958 (11,5m; 2,5′ × 1,9′; 110 млн. св. лет) представляет собой галактику с оболочками. Это тип эллиптической галактики, где звезды гало расположены в концентрических оболочках. Такую структуру имеют около 10% эллиптических галактик, причём она никогда не наблюдается в спиральных галактиках. Астрономы полагают, что оболочки развиваются, когда большая галактика поглощает меньшую галактику-компаньона. При этом два центра галактик сближаются и начинают колебаться вокруг центра масс, создавая гравитационное волнение. Оно и формирует оболочки из звезд, похожие на рябь, распространяющуюся по воде.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на августовском небе. Любопытно, что практически все планеты этим летом «домоседы»

Меркурий проведёт последний месяц лета в созвездии Льва, описывая петлю под Регулом. Лишь на 6-10 августа его «занесёт на повороте» в Секстант. 4 августа у него стояние с переходом к попятному движению, а после 28 августа он вернётся на прежний курс. 19 августа у него соединение с Солнцем так что наблюдать за первой планетой затруднительно. 8 августа он будет находиться неподалёку от Венеры.

Венера почти весь месяц тоже будет в созвездии Льва, но 24 августа перейдёт в созвездие Девы. 4 июня у неё было соединение с переходом на вечернее небо, так что лучше всего наблюдать её можно будет только во второй половине августа. Зато большая яркость делает её видимой даже в светлых сумерках.

Марс путешествует по созвездию Тельца. Условия его наблюдения улучшаются. 14 августа он пройдёт в 0,3′ от Юпитера.

Юпитер и Уран август проведут в созвездии Тельца, Сатурн – в Водолее, а Нептун – в Рыбах. У Нептуна и у Сатурна 21 и 8 сентября соответственно будет противостояние. Так что условия их наблюдения приближаются к оптимальным. В конце августа они будут видны всю ночь. У Урана противостояние в ноябре и к концу августа период его утренней видимости, постепенно увеличиваясь, превысит 5 часов.

Карликовая планета Церера (7,8m-8,4m) август проведёт в созвездии Стрельца.

Яркие астероиды с величиной более 10m

Название      Величина                     Созвездия
 (4) Веста        8,2–8,1                   Лев
 (7) Ирида         8,3–8,7         Водолей, Козерог
 (40) Гармония        9,1–9,9
       Стрелец, Козерог
 (194) Прокна     10,5–9,5          Рыбы, Водолей
 (16) Психея    9,8–9,6–10,3                 Козерог
 (2) Паллада        9,8–10,1     Голова Змеи, Геркулес
 (39) Летиция      10,4–9,8               Рыбы, Кит
 (15) Эвномия       10,1–9,9        Персей, В озничий

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ – после захода, ПВ – перед восходом).

Объекты                       15 августа

Новолуние             4
 Первая четверть            13
 Полнолуние            19
 Последняя четверть             26
 Апогей      9 (405298 км)
 Перигей     21 (360199 км)

По 15 августа будет активен слабый метеорный поток альфа-Каприкорниды (ZHR ~ 5) с радиантом в созвездии Козерога, но его максимум уже прошёл 29 июля. Правда он примечателен тем, что в нём велика доля ярких огненных шаров, так что, возможно, и в начале августа наблюдателям повезёт их увидеть.

По 23 августа будет активен метеорный поток Южные дельта-Аквариды (ZHR ~ 16). Его максимум тоже прошёл в ночь с 28 на29 июля. Однако этот поток имеет хорошую интенсивность в течение недели, с центром в ночь максимума. Поэтому есть шанс увидеть его в первых числах месяца.

В августе наступит время одного из трёх главных метеорных потоков всего года – Персеид (ZHR ~ 100). В этом году он будет активен с 17 июля по 24 августа с пиком в ночь с 11 на 12 августа. Персеиды – самый популярный метеорный поток среди астрономов-любителей, потому что его пик приходится на тёплые августовские ночи. В этот раз у него не самое удачное время наблюдения вблизи первой четверти Луны (фаза 44%). Персеиды - это частицы, выбрасываемые кометой 109P/Swift-Tuttle во время ее многочисленных возвращений к Солнцу.

Август этого года - не богат на яркие кометы, а комета 13P/Olbers в северном полушарии видна очень низко.

Яркие кометы

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 13P/Olbers 7,2m  – 9m, В(н); Б. Медведица, Волосы Вероники
 C/2021 S3 (PanSTARRS)  13m, В, Н, У; Дракон, Лебедь
 C/2023 V4 (Camarasa- Duszanowicz)
 13m, В, Н(н); Гончие Псы, Волопас
 C/2022 E2 (ATLAS)  13m, У; Возничий, Рысь

Буквами в таблице и ниже обозначено время наблюдения: В – вечер, Н – ночь, У – утро, (н) – низко над горизонтом.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!