№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Что можно увидеть на небе в октябре 2024 года

Середина осени на средних и более высоких российских широтах – не лучшее время для наблюдения за звёздным небом, но иногда непогода отступает, даря возможность полюбоваться сокровищами осеннего неба. А мы в этот раз поговорим о созвездии Кита, находящемся в тени более известных созвездий группы Персея.

. Московское небо южная сторона 15 октября, полночь. В зените созвездие Кассиопеи, а вокруг созвездия семейства Персея: сам Персей, Цефей, Андромеда, Пегас, а ниже – Кит. (Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium).
Московское небо северная сторона 15 октября, полночь.
Созвездие Кита. Показаны звёзды до 6,5m и галактики до14m. Имена указаны для звёзд с видимой величиной выше 5,5m и галактик выше 12m. Жёлтой линией показана эклиптика.
Первое изображение, на котором разрешена Мира B, полученное с помощью широкоугольной планетарной камеры телескопа Хаббла (NASA)
Расположение близких к Солнечной системе звёзд в пределах 12,5 св лет. Внизу расположены звезда тау Кита ( Сeti) и система Luyten 726-8 (L 726-8) (en.wikipedia.org, Richard Powel)
Центральная область спиральной галактики M 77. Слева снимок, полученный космическим телескопом «Хаббл» (NASA/ESA). Справа – изображение подковообразной структуры радиусом 700 св. лет и центральный компонент радиусом 20 св. лет, полученные телескопом ALMA
Фотография галактики NGC 247 известной также как Игольное ушко или Коготь, сделанная космическим телескопом GALEX в ультрафиолетовом диапазоне (NASA/JPL-Caltech).
Изображение похожей на истребитель из фильма «Звёздные войны» галактики Дарта Вейдера или NGC 936 (Sloan Digital Sky Survey).
Линзовидная галактика NGC 274 со своим спутником, спиральной галактикой NGC 275 (NASA/ESA Hubble)
Спиральная галактика NGC 275 (NASA/ESA Hubble)
Изображение планетарной туманности Череп или NGC 246 (NASA/JPL-Caltech/J. Hora, Harvard-Smithsonian CfA).
Эллиптическая галактика NGC 541 и необычная, нерегулярная карликовая галактика, известная как Объект Минковского (голубоватый объект в нижнем левом углу). Звездообразование в нём запущено радиоструёй из NGC 541. (NASA, ESA, Goddard/Catholic University of

Из всех созвездий семейства Персея Кит, пожалуй, самый скромный, поэтому и подробный рассказ о нём в сентябрьском номере журнала (см. А. Понятов «Время Кита. Осеннее небо», №9, 2024) стал завершением серии. Об остальных созвездиях, связанных с одним из самых известных мифологических героев, победителем Медузы Горгоны можно узнать в статьях «Науки и жизни»: «Время Кассиопеи. Осеннее небо» (№9, 2020), «Время Андромеды. Осеннее небо» (№9, 2021), «Время Цефея. Летнее небо» (№6, 2022), «Время Персея. Осеннее небо» (№9, 2022) и «Время Пегаса. Осеннее небо» (№9, 2023).

Созвездие Кита (на латыни Cetus, сокращение Cet, родительный падеж Ceti) – одно из самых крупных на небе, как и положено огромному чудовищу, и занимает по площади 4-е место среди 88 современных созвездий. По числу звёзд, видимых невооружённым глазом (100 звёзд ярче 6m) оно делит 12-17 места. Хотя созвездие Кита содержит 10 звёзд с видимой величиной от 2 до 4, из-за большой площади в целом оно выглядит тусклым.

Древние греки словом ketos (на латыни cetus) называли не привычных нам китов, а морские чудовища, близкие к драконам. Именно такого монстра, посланного Посейдоном, Персей и победил, освобождая Андромеду. Созвездие Кита известно с древности и входит в число 48 созвездий, перечисленных астрономом II века нашей эры Птолемеем в «Альмагесте». Правда лежит оно на небе чуть в стороне, отделённое от остальной группы зодиакальными созвездиями. Здесь расположена область неба, которую в шутку называют «водной», поскольку в ней собрались созвездия, названия которых связаны с водой: Рыбы, Кит, Эридан, Южная Рыба, Водолей и Дельфин.

Созвездие не содержит очень ярких звёзд, зато в нём находятся две очень известных звёзды: Мира и тау Кита (τ Ceti). Первая благодаря необычному поведению, а вторая благодаря фантастике и поиску внеземных цивилизаций в середине XX века. Подробно о них рассказано в упомянутой журнальной статье. Тау Кита (3,5m, G8, 11,9 св. лет, 0,69M, 0,79R, 0,49L, 5320 K) не имеет собственного имени, и сама по себе – ничем не примечательная солнцеподобная звезда, заметно уступающая оригиналу по всем параметрам

Кульминация созвездия состоится 15 октября, так что на территории России его лучше всего наблюдать осенью. Поиск Кита на небе стоит начать с более заметного созвездия Тельца, восточнее которого и южнее Овна находится «голова Кита» – пятиугольник из звёзд α, λ, μ, ξ2 и γ Кита, достаточно хорошо заметный невооруженным глазом, поскольку в этой области неба, мало других ярких звёзд. Кит – экваториальное созвездие, расположенное под эклиптикой, тем не менее полностью наблюдается почти на всей территории страны (южнее 65º с.ш. – широты Архангельска). Ему чуть-чуть не хватило, чтобы стать зодиакальным созвездием, эклиптика проходит менее чем в 0,25° от одного из его углов. Тем не менее, краешек диска Солнца 28-29 марта в него заглядывает.

Самую яркую звезду созвездия – оранжевый гигант Дифду (2m, K0, 96 св. лет, 2,8M, 17R, 151L, 4792 K) немецкий астроном Иоганн Байер обозначил второй буквой греческого алфавита (β), видимо, за её расположение в самом хвосте чудовища. В то время как другой красный гигант, Менкар (2,5m, M1.5, 249 св. лет, 2,3M, 100R, 151L, 4792 K), удостоился у него буквы α, поскольку расположен в морде монстра, хотя по яркости он второй в созвездии.

Любопытно, что Менкар несколько раз фигурирует в сериале «Звёздный путь» (США). Причём в эпизоде «Звёздный путь: Энтерпрайз» «Сумерки» (2003), где описывается альтернативная временная линия, в которой инопланетяне уничтожили Землю, система Менкара становится новым домом человечества.

Как ни странно, но в созвездии, занимающем последнее место по доле переменных звёзд среди известных, была обнаружена первая в истории, а потому одна из самых знаменитых переменных звёзд ο Cet (омикрон Кита). Ян Гевелий, наблюдавший за ней с 1659 по 1682 год, дал ей латинское имя Мира – «удивительная» за необычное поведение. Она с периодом 332 дня испытывает сильнейшие колебания блеска в 5-8 звёздных величин. Временами она даже становится ярчайшей звездой созвездия с блеском 2m. В периоды минимального блеска (8,6m-10,1m) Мира не видна невооружённым глазом. Мира дала название целому классу переменных звёзд, насчитывающему около 66 000 членов только в Млечном Пути. Мириды – пульсирующие красные гиганты, изменение радиуса и температуры которых приводят к значительным вариациям светимости и даже цвета.

Собственно, Мира (M5-M9, ~300 св. лет, 1,18M, 332-402R, 8400-9360L, 2918-3192 K) – главная звезда двойной системы, правда о втором компаньоне, белом карлике Мира B известно немного. Он тоже сильно меняет свой блеск 9,5m - 12m, но связано это с аккрецией вещества с главной звезды. Расстояние между компаньонами оценивается примерно в 100 а.е. (0,8″), период обращения 498 лет.

Ещё одной переменной звездой, давшей своё имя классу вспыхивающих звёзд стала UV Ceti (М6, 0,12M, 0,16R, 0,00125L, 2728 K). Вместе со звездой BL Ceti (М5.5, 0,12M, 0,165R, 0,00147L, 2784 K), они образуют необычную двойную систему Gliese 65, также известную как Luyten 726-8. Она состоит из двух почти одинаковых красных карликов (по данным 2019 года – 12,8m), являющихся вспыхивающими звёздами. Gliese 65 – одна из ближайших соседей Земли, располагаясь по данным 2024 года в 8,77 св. годах, что делает её на сегодняшний день восьмой по удалённости от Земли звёздной системой. Соседом Gliese 65 является Тау Кита, удалённая от неё всего на 3,2 св. года.

γ Ceti – тройная звёздная система. Внутренняя пара γ A (3,56m), носящая имя Каффалджидма, и γ B (6,63m, F3, 1,17M, 6051 K) разделена на 2,6″. Красивое сочетание белого и желтоватого цвета компонентов делают γ Ceti популярной целью астрономов-любителей. При идеальных условиях видимости их можно разрешить уже с помощью небольшого телескопа с апертурой 10 см.

Созвездие Кита находится в стороне от полосы Млечного Пути, так что в его пределах видно множество далеких галактик, не заслонённых пылевыми облаками. Из них выделяется спиральная галактика M 77 (8,9m, 7,1′ × 6 ′, расстояние 47 млн св. лет, диаметр 90 000 св. лет, масса 1×109 М) также известная как галактика Кальмар. Это одна из самых больших галактик каталога Мессье, и самая яркая галактика в созвездии. Она образует пару со спиральной галактикой NGC 1055 (11,4m, 7,6′ × 2,7′, 52 млн св. лет, диаметр 115 800 св. лет). Эти две галактики – крупнейшие в своей небольшой группе галактик.

Небольшая спиральная галактика NGC 247 (9,9m, диаметр 70 000 св. лет) из-за близости к нам (11,1 млн св. лет) имеет достаточно большой угловой размер (21,4′ × 6,9′). C одной стороны диска она имеет необычно большую пустоту, в которой есть несколько старых красных звёзд, но нет молодых голубых звёзд. При этом она видна почти с ребра, поэтому у нас её иногда называют галактикой Игольное Ушко.

Линзовидная галактика NGC 936 (10,2m, 4,7′ × 4,1′, 68 млн св. лет) по форме напоминает истребитель из киносаги «Звёздные войны», а потому была прозвана галактикой Дарта Вейдера или Истребителем Дарта Вейдера.

NGC 246 — большая яркая планетарная туманность (8m, 3,8′, 1600 св. лет, радиус 2-3 св. года), также известная как туманность Череп, англоязычные астрономы-любители иногда называют её туманность Пак-Ман по имени похожего на колобка героя популярной компьютерной игры. Это первая известная планетарная туманность с тройной звёздной системой в центре. Центральная звезда — белый карлик HIP 3678 с блеском 11.8m.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на октябрьском небе, тем более, что середина осени – благоприятное время для наблюдения большинства планет.

Исключением служит, пожалуй, только Меркурий, который октябрь встретит в созвездии Дева, откуда 19 октября перейдёт в Весы, где и останется до конца месяца. 30 сентября у него соединение с Солнцем с переходом на вечернее небо и увидеть его в октябре будет крайне сложно. Придётся ждать середины ноября, когда Меркурий достигнет максимальной восточной элонгации (23º).

Венера начнёт октябрь в созвездии Весы, затем последуют 17 октября – Скорпион, а 24 – Змееносец. По мере приближения ноября условия её наблюдения на вечернем небе будут становиться всё лучше.

Марс почти весь месяц проведёт в Близнецах, лишь 28 октября перейдя в Рак. Условия наблюдения Красной планеты достаточно хорошие, её блеск и угловой размер растут в преддверии январского противостояния, она поднимается высоко над горизонтом и видна всю ночь.

Для планет-гигантов октябрь, как и вся осень – наилучшее время для наблюдений, поскольку все они будут находиться недалеко от своих точек противостояния, которое для Сатурна и Нептуна было в сентябре, у Урана будет в ноябре, а у припозднившегося Юпитера – в декабре. Все они остаются «домоседами»: Юпитер и Уран можно наблюдать практически всю ночь в созвездии Тельца. Сатурн в Водолее и Нептун в Рыбах будут видны в основном в вечернее время. Юпитер будет в стоянии с переходом к попятному движению 9 октября.

Карликовая планета Церера (8,9m - 9,2m), перемещается по созвездию Стрельца. У неё вечерняя видимость.

Яркие астероиды

Название      Величина                     Созвездия
 (4) Веста        8,2–8,1                   Лев
 (7) Ирида         8,3–8,7         Водолей, Козерог
 (40) Гармония        9,1–9,9
       Стрелец, Козерог
 (194) Прокна     10,5–9,5          Рыбы, Водолей
 (16) Психея    9,8–9,6–10,3                 Козерог
 (2) Паллада        9,8–10,1     Голова Змеи, Геркулес
 (39) Летиция      10,4–9,8               Рыбы, Кит
 (15) Эвномия       10,1–9,9        Персей, В озничий

Во время противостояний в октябре астероиды, Летиция, Фортуна и Ганимед приблизятся к Земле на минимальное расстояние по сравнению с другими случаями. Популяризатор астрономии из Зеленогорска Сергей Гурьянов, составивший календарь таких событий, предложил называть их по аналогии с Марсом «великими противостояниями». Не упустите возможность в этот момент получше рассмотреть эти астероиды.

Большой подарок к столетию своего открытия преподнесёт астрономам Ганимед, сближение которого с Землёй будет самым тесным за всю историю наблюдений. 13 октября он подойдёт к нам всего на 0,3741 а.е. или около 56 млн км. Подробнее об этом в статье «Время Кита. Осеннее небо».

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ – после захода, ПВ – перед восходом).

Объекты                       15 октября

Последняя четверть             24
 Апогей      2 (406517)
   29 (406165)
 Перигей     17 (357170)

2 октября произойдет кольцеобразное солнечное затмение с максимальной фазой 0,93 (18:45 UT1). Его можно будет наблюдать в Чили и Аргентине, а частичное затмение на территории обеих Америк, а также в акватории Атлантического и Тихого океанов. На территории России оно видно не будет.

Осенью сильных метеорных потоков нет. А у остальных в этот раз условия наблюдения будут плохие из-за яркой Луны. Со 2 октября по 7 ноября ожидается поток средней силы Ориониды, порождённый кометой Галлея. Его пик будет в ночь с 20 на 21 октября с ZHR = 20, когда Луна будет близка к полнолунию (фаза 83%).

Тауриды – длительный метеорный поток из двух ветвей с радиантами в созвездии Тельца на расстоянии около 9º друг от друга. Его родительский объект – комета Энке. Несмотря на продолжительность более двух месяцев в нём редко можно увидеть более пяти метеоров в час, даже при максимальной активности. Однако поток интересен тем, что обычно богат болидами. Южные Тауриды активны с 10 сентября по 20 ноября с пиком ZHR = 5 в ночь с 9 на 10 октября, когда Луна близка к первой четверти (фаза 42%). Северные Тауриды стартует позднее и активен с 20 октября по 10 декабря с пиком (ZHR ~ 5) в ночь с 11 на 12 ноября (фаза Луны 79%).

Ярких комет этой осенью не ожидается, кроме C/2023 A3 (Tsuchinshan- ATLAS), которая 27 сентября пройдёт перигелий и 12 октября подойдёт на минимальное расстояние к Земле, всего на 0,47 а.е. (r = 0,39). Это примерно на 15 млн км больше минимального расстояния от Земли до Марса. C/2023 A3 (Tsuchinshan- ATLAS) снова удивила. После некоторого спада к началу октября её яркость резко возросла, приблизившись к ожидаемым изначально 2m и пока продолжает расти. Будем ждать, какой максимальной величины она в итоге достигнет и как быстро начнёт затухать.

Яркие кометы

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 C/2023 A3 (Tsuchinshan- ATLAS)     2m, В, У(н); Лев, Дева, Змееносец
 13P/Olbers   12m, В(н);  Дева, Г. Змеи, Весы
 C/2022 E2 (ATLAS)   12m, В(н), Н, В; Рысь
 29P/Schwassmann- Wachmann   13,3m, Н, У; Лев

Буквами в таблице и ниже обозначено время наблюдения: В – вечер, Н – ночь, У – утро, (н) – низко над горизонтом.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!