Космические сервисы для Земли

Одно из основных направлений развития космической отрасли – обслуживание решения экономических задач на Земле. Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») и его дочерняя компания «ТЕРРА ТЕХ» разработали комплекс информационных сервисов «Цифровая Земля — Сервисы».

Проект «Цифровая Земля» предполагает создание постоянно обновляемой модели всей поверхности Земли с точностью около 1 м, для чего к 2025 году РОСКОСМОС планирует довести орбитальную группировку спутников дистанционного зондирования Земли до 20 аппаратов, а впоследствии запустить не менее 30 спутников различного назначения.

Стенд РКС посвящённый комплексу «Цифровая Земля — Сервисы» на МАКС-2021.

Новый комплекс должен обеспечить клиентов отчетами и аналитикой на основе данных космической съемки. Всего пока доступны 28 продуктов по семи ключевым направлениям — сельскому и лесному хозяйству, экологии, недропользованию, чрезвычайным ситуациям, строительству и землепользованию. Система во многом опирается на алгоритмы искусственного интеллекта и использует технологии нейронных сетей при обработке запросов пользователей. Это позволяет автоматизировать анализ космических снимков и ускорить получения информации. Пользоваться системой можно без специальной подготовки и опыта работы с космической информацией.

Так наблюдение из космоса позволит на новом уровне контролировать целевое использование земель, оценивать состояние посевов на основе данных многоспектральной съемки, вести анализ эффективности внесения удобрений, отслеживать незаконные вырубки леса и несанкционированные мусорные свалки. С его помощью можно обнаружить засуху, подтопление, град и даже просто неурожай на конкретном поле.

Предлагаются и нетрадиционные направления использования космических данных, в частности, для финансового сектора (банков, страховых и инвестиционных компаний). Здесь «космическая» аналитика может быть использована для мониторинга целевого использования заемных средств, залоговых объектов, формирования тарифных ставок, а также при принятии решений по страховым случаям и оценке инвестиционного потенциала территорий и природных активов.

Любопытно предложение использовать спутниковую съемку при разрешении судебных споров по земле или имуществу. В ТЕРРА ТЕХ разработан специальный сервис Докажи.рф, где частные лица и компании могут заказать основанные на ней отчеты для использования в качестве доказательной базы в суде.

Эти и другие новейшие технологии космического приборостроения, использования информации, получаемой от различных космических систем, а также возможности современного «космического» производства холдинг РКС продемонстрировал на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021, который проходит в подмосковном Жуковском с 20 по 25 июля 2021 года.

По материалам РКС