Свой – чужой: учёные БелГУ создают «Чёрную книгу» флоры Белгородской области

Сотрудники научно-образовательного центра (НОЦ) «Ботанический сад Белгородского государственного национального университета (НИУ «БелГУ»)» занимаются рядом проектов по инвентаризации растительного разнообразия региона и страны. Среди них – «Чёрная книга флоры Белгородской области», в которой фиксируется характер распространения на территории региона опасных чужеродных видов.

Клён ясенелистный (Acer negundo) — инвазивнный вид на территории России. Его способность быстрее других пород образовывать многоярусные заросли затрудняет возобновление местных видов и представляет угрозу биологическому разнообразию. Считается одним из самых агрессивных древесных сорняков в лесной зоне Евразии. Фото: Agnieszka Kwiecień, Nova, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons.

За период с 2010 по 2022 годы ученые БелГУ нашли 35 новых чужеродных видов растений, 14 из них – нехарактерные для флоры Центрального Черноземья. Это виды североамериканского, азиатского и европейского происхождения, поток которых в регион постоянно растет из-за интенсивной миграции растений с перевозимыми грузами, а также в связи с климатическими изменениями. «Несомненно, изучение характера распространения этих видов важно с точки зрения биобезопасности страны. Именно поэтому, учитывая угрозу появления и распространения чужеродных видов в Белгородской области, нами принято решение о создании «Чёрной книги флоры «Белгородской области» – рассказал Валерий Тохтарь, директор НОЦ «Ботанический сад НИУ «БелГУ».

Такие растения могут значительно изменять структуру и характер функционирования природных экосистем, вытеснять редкие виды местной флоры, снижать урожаи сельскохозяйственных культур. «Оценка ущерба от появления чужеродных растений в различных странах исчисляется миллиардами долларов. Известно, что фитоинвазии способны приводить даже к возникновению стихийных бедствий: пожаров, наводнений, эпизоотий и других необратимых последствий» – пояснил Валерий Тохтарь.

Исследователи планируют регулярно пополнять «Чёрную книгу флоры Белгородской области» новыми данными о появлении и распространении чужеродных растений. Они автоматически будут зарегистрированы на портале «Флора России», поскольку проект интегрирован в общую сеть, объединяющую наблюдения исследователей со всей страны. Организатором проекта «Флора России» выступает биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. «К нам может присоединиться любой заинтересованный человек и внести свой вклад в фотофиксацию биоразнообразия, как Белгородской области, так и России в целом», – прокомментировала Виктория Зеленкова, заведующая лабораторией экспериментальной ботаники НОЦ «Ботанический сад НИУ «БелГУ».

Напомним, что научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ) созданы в рамках нацпроекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России.