
Что может влиять на зрение
«Наука и жизнь» №6, 1941.
Хорошо известно, что зрение зависит от устройства глаза. Глаза бывают близорукие, дальнозоркие, — такие глаза видят хуже, чем нормальные. Известно также и то, что работа глаз при хорошем освещении, т. е. достаточно сильном и равномерном, протекает успешнее, чем при слишком слабом или же резко неравномерном освещении. Глазные врачи стараются ‘улучшить условия зрения, поскольку последние зависят от устройства глаз, и для этого подбирают соответствующие очки. Светотехники заботятся о создании хороших условий освещения. Однако еще малоизвестно то, что деятельность наших глаз зависит, кроме того, и от ряда косвенных влияний. Обстоятельства, казалось бы весьма посторонние, никак не связанные с глазом, оказываются значительно влияющими на наше зрение. При этом такие влияния не являются курьёзными индивидуальными особенностями отдельных людей, а представляют общие физиологические закономерности.
Еще в ХVII в. были произведены наблюдения, показавшие, что раздражения одного органа чувств не безразличны для деятельности других {описаны наблюдения над улучшением слуха при освещении глаза). В ХХ в. австрийским ученым Урбанчичем и позже акад. Лазаревым были проделаны специальные опыты, показавшие, что и зрение может меняться при раздражении органа‚ слуха. В последние годы вопросы зависимости зрения от различных непрямых раздражений были предметом специального изучения в лаборатории физиологической оптики Центрального института офтальмологии им. Гельмгольца в Москве. Здесь нами было установлено, что не только слуховые раздражения (звуки и шумы), но и раздражения обонятельные (запахи) и равно вкусовые, отнюдь не безразличны для зрения.
Если смотреть на два силуэта — один черный на белом фоне, а другой белый на черном фоне — то белый силуэт покажется обычно больше черного, хотя на самом деле они одинаковой величины (рис. 1). Эта иллюзия объясняется так называемой иррадиацией света в глазе. Чем ярче при этом белая фигура, тем большей она нам кажется по величине. Опыты, поставленные нами с рядом лиц, показали, что вдыхание запаха бергамотного масла заметно увеличивает эффект световой иррадиации. Иными словами, запахи могут действовать на зрение как усилители света.
Главное наше внимание привлекала, однако, связь органа зрения с органом слуха. Опыты обнаружили, что у большинства людей между деятельностью этих важнейших наших органов чувств существует тесная связь.
Допустим, что мы испытываем остроту зрения. Это та важная функция глаза, которая позволяет нам видеть тонкие детали предметов, мелкие очертания и т. п.
Острота зрения в лаборатории измеряется самым маленьким промежутком между двумя объектами, который глаз еще может замечать. Оказалось, что при наличии звука этот промежуток между двумя черными объектами может быть раза в полтора меньше, чем в том случае, когда опыт производится в тишине. Следовательно, звук может значительно повышать остроту зрения. Мало того, повышение остроты зрения, вызванное слуховым раздражителем, продолжается еще некоторое время и после того, как звук прекратился (рис. 2).
В качестве слуховых раздражений мы применяли шум мотора, треск заглушенного электрического звонка, звуки определенной высоты тона и громкости, создаваемые специальным электрическим генератором звуков.
Подобно запахам, звук увеличивает также и эффект световой иррадиации в глазе. Белые поля при звуке кажутся нам имеющими большую площадь, чем при отсутствии звука.
Звуки могут расширять и границы поля зрения. Проводился, например, такой опыт. Исследуемый субъект должен был смотреть прямо перед собой в одну точку. В это время экспериментатор отодвигал вбок от этой точки слабую зеленую лампочку. Исследуемый должен был сказать, когда зеленый цвет этой лампочки уже перестанет быть для него видимым. При звуке граница видимости зеленого цвета лежала неизменно на 5-—10° дальше от центра; чем при тишине (рис. 3).
Дальнейшее изучение того, как меняется зрение от слуховых раздражений, обнаружило здесь, однако, более сложные зависимости. В опытах с измерением световой чувствительности нашего «сумеречного» зрения оказалось, что звук эту чувствительность снижает, в то время как на зрение «дневное», центральное (при белом свете), он действует обратно, повышая чувствительность.
В дальнейшем мы испытали, как меняется под влиянием звуков чувствительность по отношению к различным цветам. Оказалось, что действие звуков различно в зависимости от того, чувствительность к какому цвету нами испытывается. Чувствительность к красно-оранжевым цветам под влиянием звуков снижается, а чувствительность к цветам зелено-синим, напротив, повышается (рис. 4). Таким образом устанавливается новый факт: звуки могут «перестраивать» наше цветное зрение, усиливая его зелено-синие ощущения и ослабляя красно-оранжевые. Это изменение цветовой чувствительности в ту или другую сторону может быть довольно значительным. Следует поэтому признать, что при звуках У нас весе несколько «зеленеет». Оранжевые же и красные сигнальные огни при наличии слуховых раздражений “при всякого рода шумах вообще) будут видны хуже, чем в условиях тишины. Последнее обстоятельство может иметь и практическое значение при установлении световых норм для красных сигнальных огней, широко применяющихся во всех видах транспорта.
Следующие факты, недавно ‘установленные в нашей лаборатории, также показывают, в каких многообразных и сложных связях может находиться наше зрение со всем множеством окружающих нас различных раздражителей.
Если пропускать через глазное яблоко электрический ток, то при замыкании и размыкании тока возникает ощущение света в глазе (так называемый электрический фосфен). Чувствительность глаз к току (или, как говорят, электрическая чувствительность глаз) повышается при освещении глаз и снижается в темноте.
Слабый стук метронома сам по себе никакого влияния на электрическую чувствительность глаз не оказывает. Но проведем ряд опытов так, чтобы всегда вслед за стуком метронома глаза погружались в темноту. Оказывается (как это нашел впервые А. И. Богословский), что после нескольких опытов стук метронома снижает электрическую чувствительность глаза даже и тогда, когда затемнения за ним не следует. Стук метронома стал, следовательно, условным раздражителем (по терминологии И. П. Павлова), влекущим за собой определенное изменение чувствительности органа зрения. Если предварительно применять метроном всегда вместе с усилением света, вызывающим повышение электрической чувствительности глаза, то он может сделаться условным раздражителем, повышающим зрительную чувствительность.
В других опытах, проведенных в нашей лаборатории, была показана возможность условно-рефлекторного повышения остроты зрения. Сочетав несколько раз слабое постукивание с улучшением освещения, можно было потом и одним слабым постукиванием улучшать остроту зрения, как если бы усиливалось освещение. Таким образом, опыты устанавливают возможность образования ‘условно-рефлекторных связей и в сенсорной сфере, в области чувствительности органов чувств. Тем самым круг возможных раздражителей зрения раздвигается еще шире. Вместе с тем открываются и некоторые новые практические перспективы искусственного повышения функций зрения.