Ускользающий мир

Новости федерального проекта

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

Шесть мещерских зубров переехали в Турмонский заказник

Первая группа животных из Питомника чистокровных кавказско-беловежских зубров Окского заповедника успешно доставлена в заказник «Турмонский».

В этом году запланирована отправка 8 зубров в Республику Северная Осетия-Алания, заказник «Турмонский» для пополнения группы из 10 животных, привезённых сюда два года назад из нашего Питомника и успешно адаптировавшихся к новым условиям.

Для выпуска в дикую природу отобрали группу из 3 самцов и 5 самок.  Шесть из них родились в Питомнике от местных зубров: самцы Мезарь (4 года), Местор (3 года) и Мерсаль (2 года), самки Менелопа (3 года) и Мерелла (2 года). А ещё три самочки Мекроха, Меринда и Мелитен родились от шведских зубров, но уже в нашем Питомнике.

Группа зубров в Окском заповеднике перед дальней дорогой. Фото: Екатерина Цибизова.

Отлов первой группы животных в клетки был осуществлён 16 августа, в течение дня удалось заманить через отловное устройство 6 зубров. 17 августа животных погрузили на две машины. Перед отправкой всех зверей накормили и напоили. Поскольку предстоял длинный путь, в дорогу взяли фляги с водой, мешок комбикорма и сено.

Погрузка зубров в Окском заповеднике. Фото: Екатерина Цибизова.

Практически пять дней животные провели в клетках. Все дни было очень жарко, особенно на территории Волгоградской области и Республики Калмыкия. Даже зная, что зубры сильные и выносливые животные, мы всегда переживаем за них в дороге. Два раза в сутки специально останавливались, чтобы накормить их и напоить.

20 августа, после дополнительной перегрузки животных на лесовозы, мы благополучно поднялись в горы к месту выпуска на территории заказника «Турмонский». На выпуске присутствовало очень много людей: журналисты, представители WWF России и государственных структур Республики Северная Осетия-Алания; сотрудники ГБУ «Беркут», которые и будут осуществлять охрану, наблюдение и подкормку зубров; а также  другие гости.

Перегрузка клеток с зубрами на лесовозы. Фото: Екатерина Цибизова.

Животных в клетках переместили в огороженный вольер и уже там выпустили. Зубры озирались по сторонам, немного пошатывались, кто-то сразу начал кушать. Увидев, что все живы и здоровы, я успокоилась и по привычке стала с ними разговаривать: «Малыши, малыши», – чтобы и их успокоить на новом месте. Вольер, размером в 5 га, с естественным водопоем и зарослями топинамбура, стал на 30 дней местом карантина и адаптации зубров к новым условиям жизни в природе.

Зубры готовы к выходу в заросли топинамбура в заказнике «Турмонский». Фото: Екатерина Цибизова.

Мероприятие осуществляется при финансовой поддержке WWF России – Всемирного фонда дикой природы. Переезд ещё двух зубров в заказник планируется в сентябре.

Автор: Екатерина Леонидовна Цибизова, старший научный сотрудник, заведующая Зубровым питомником