№09 сентябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Летние открытия

На заповедных территориях подводят итоги летнего полевого сезона

Изучение флоры в заповеднике Пасвик.

В сентябре в заповедниках и национальных парках нашей страны подводят результаты исследований, проведенных в летний период сотрудниками заповедной системы и приглашенными экспертами. Каждый полевой сезон преподносит ученым новые открытия и неожиданные находки. Исключением не стал и этот год.

Одна из интереснейших находок этого лета была сделана в национальном парке «Русская Арктика» (Архангельская область). Микробиологи РТУ МИРЭА обнаружили в пробах с острова Земля Александры тихоходок – беспозвоночных размером около миллиметра, обитающих в пресной воде, а также во влажных мхах и лишайниках.

«Тихоходки – это уникальные беспозвоночные. Они выживают в вакууме, кипятке, при температуре ниже -250 ℃. Известно также, что тихоходки возвращаются к жизни после почти полного обезвоживания и мощнейшего воздействия радиации. Примечательно, что тихоходок еще называют водяными медведями из-за особенности передвижения, так сказать, медленной походки, до двух-трех миллиметров в час, которая напоминает медвежью. Поэтому теперь мы с уверенностью и гордостью можем утверждать, что на территории нацпарка «Русская Арктика» живут самый большой медведь – белый и крохотный – беспозвоночный – водяной», – прокомментировал директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов.

Кроме того, в летний сезон-2024 в национальном парке сотрудниками Института географии РАН была создана специальная площадка наблюдения за временной и пространственной изменчивостью сезонно-талого поверхностного слоя Земли и параметрами приповерхностного слоя многолетнемерзлых пород, а также их долгосрочной реакцией на изменения климата. В августе 2024 года на площадке выполнен комплекс наблюдений в период 2 этапа экспедиции.

Микологи в Сихотэ-Алинском заповеднике актуализируют список грибов.

Микологи из Ботанического института имени В.Л. Комарова провели полевые исследования по актуализации списка грибов на территории Сихотэ-Алинского заповедника (Приморский край). За месяц команда ученых обследовала ключевые биотопы на восточном макросклоне особо охраняемой природной территории, включая основные заповедные урочища – Ясная, Кабаний, Куналейка, Зимовейный и Благодатное.

По словам специалистов, микробиота центрального Сихотэ-Алиня существенно отличается от юга Приморского края. Виды, которые находили ученые на юге Приморского края, в данной местности не встречаются, и наоборот.

«Эта экспедиция не обошлась без подозрения на новые выявленные виды, но наши предположения требуют лабораторных исследований», – пояснила старший научный сотрудник Ботанического института имени В.Л. Комарова, к.б.н. Екатерина Малышева.

Особое внимание ученые уделили изучению патогенных грибов, которые поражают растения и вызывают разные симптомы: от небольших поражений на листьях до патологических образований на растениях.

В частности, микологи обследовали патогенную микобиоту рододендрона Фори. Младший научный сотрудник лаборатории систематики и географии грибов Санкт-Петербургского БИН РАН Василий Дудка рассказал, что в месте произрастания этого уникального для России вида был обнаружен потенциально новый вид для этого региона - гриб-паразит, который встречен во всех трех популяциях Фори.

На территории охранной зоны Путоранского заповедника (Красноярский край) этим летом проводились научные исследования в верховьях реки Бунисяк в рамках сотрудничества с Зоологическим институтом РАН. Их главной целью стало продолжение инвентаризации фауны ООПТ и выявление экологических особенностей отдельных таксономических групп.
В ходе полевых работ было обследовано более 50 точек, охватывающих основные биотопы объектов исследований. Особое внимание ученых уделялось влажным, прибрежно-водным и полуводным местообитаниям – берегам рек, озер, мелким стоячим водоемам, родникам, ручьям, водопадам, моховым и травяным заболоченностям. Также исследования охватили и верхние части гор, а именно зоны тундр и холодные каменистые пустыни плато Путорана.
Работы по сбору материала по фауне насекомых (в особенности, представителей отряда двукрылых) и других групп наземных и пресноводных беспозвоночных выполнялись старшим научным сотрудником Зоологического института Андреем Пржиборо.
Полученные после анализа собранного материала данные позволят существенно расширить данные по фауне и биотопам насекомых и пауков Путоранского заповедника.

В Хинганском заповеднике (Амурская область) и на прилегающих территориях во второй половине лета проводились исследования летучих мышей, которые проводятся на ООПТ с 2011 года. Помимо сотрудников заповедника, в них принимали участие представители Московского зоопарка и студенты кафедры биогеографии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Одним из главных итогов полевых работ стало подтверждение обитания девятого вида фауны рукокрылых – длиннохвостой ночницы, которая была отмечена в пойменном хвойно-широколиственном лесу на р. Дыроватка. Длиннохвостая ночница – новый вид млекопитающих не только для заповедника, но и для всей Амурской области.

Восточный кожан исследуется учеными в Хинганском заповеднике.

Кроме того, в ходе экспедиции для нескольких видов рукокрылых были отмечены новые места находок. К ним относятся большой трубконос, ночница Иконникова, сибирский ушан и двухцветный кожан. Сотрудники Хинганского заповедника отмечают, что часто небольшое количество мест находок отражает не столько реальную редкость видов рукокрылых, сколько их скрытный образ жизни и малое количество исследований. Особенно сложно выявлять места обитания видов, не образующих большие колонии и предпочитающих природные убежища – например, дупла деревьев на большой высоте.

В Саяно-Шушенском заповеднике (Красноярский край) в ближайшее время ожидается возвращение научных сотрудников из исследовательской экспедиции, направленной на изучение самой северной группировки снежных барсов, обитающей на территории заповедника.

Источник: Пресс-служба Минприроды России