Лаборантка должна была пометить мышей, отобранных для опыта: сделать у них маленькие двухмиллиметровые отверстия в ушах. Когда же руководитель эксперимента доктор Эллен Хебер-Кац, сотрудник одного из исследовательских центров Филадельфии, изучающая заболевания иммунной системы, месяц спустя осмотрела животных, никаких дырок в ушах она не обнаружила. Напротив, структура тканей, хрящей, кровеносных сосудов выглядела так, словно мышиных ушей ничто не коснулось, да и шерстка на них не выдавала следов травмы.
Однако лаборантка заверила доктора Хебер-Кац, что именно месяц назад с помощью инструмента, похожего на тот, которым зажимают свинцовые пломбы, продырявила уши у всех мышей. "Повторите свою работу при мне", - попросила доктор Хебер-Кац. И опять произошло удивительное: через четыре недели дырки на ушах заросли так аккуратно, как будто их и не было. Не удалось обнаружить и рубцов в тех местах, где была прорублена живая ткань.
"На этой разновидности мышей мы впервые наблюдаем у млекопитающих удивительную регенерацию тканей. Более того, есть возможность найти ее генетический механизм", - такое заключение сделал доктор Д. Штокум из университета в Индианаполисе.
До сих пор регенерацию тканей и органов, как правило, изучали на существах, очень далеких от человека: на червях, насекомых, в лучшем случае - на морских звездах и саламандрах.
Опыты, о которых рассказано, проведены пять лет назад. Прошедшее время было использовано на то, чтобы изучить механизм регенерации. Недавно доктор Хебер-Кац докладывала об этом на конференции в Филадельфии. Главный ее вывод: способность заменять органы, залечивать раны, не оставляя рубцов, еще сохранилась в наследственном веществе млекопитающих. У того вида мышей, что использовались при изучении иммунной системы, этот механизм оказался работающим - это подтвердили и найденные у них семь действующих генов. У других млекопитающих этим генам не позволяют проявлять свою активность клетки, называемые Т-лимфоцитами, число которых в организме с возрастом увеличивается. Удалось показать, что если увеличить число Т-лимфоцитов в крови молодых мышей, то они теряют способность к полноценной регенерации. И наоборот: блокируя Т-клетки в крови взрослых мышей, можно заставить их восстанавливать свои ткани.
Путь этого метода до врачебной практики еще очень и очень долог. Но ученые надеются, что со временем он поможет при лечении хронических ран, ожогов, ранений позвоночника и, может быть, наступит время, когда медицина научится восстанавливать и простейшие органы.
Уместно напомнить, что в 60-80-е годы в одном из институтов Академии наук СССР успешно работали, изучая регенерацию на млекопитающих, доктор биологических наук Л. В. Полежаев и его сотрудники. Обработав поврежденные ткани смесью растертых клеток, исследователи добились сначала восстановления лапы у крысы, а затем - сердечной мышцы и нервных клеток у разных видов животных. Эти впечатляющие результаты уже тогда показали, что способностью к регенерации обладают и млекопитающие, хотя для ее "пробуждения" нужны специальные условия.