Выбирая сюжет для вышивания, я всякий раз просматриваю ворох картин и картинок. Особенно люблю старинные почтовые открытки с пейзажами русских художников. В дореволюционной России их выпускали разные издательства: "Община Святой Евгении" (Москва), "Ришар" (Санкт-Петербург), "Ленц и Рудольф" (Рига). Таких открыток у меня - целая коллекция. Много пейзажей известных живописцев. Но встречаются имена, которых нет ни в энциклопедиях, ни в книгах по искусству. И неизвестно, где теперь картины этих мастеров: в запасниках музеев, в частных коллекциях, или они вовсе не сохранились.
Хочу поделиться с читателями "Науки и жизни", как я вышивала пейзаж "Зимняя ночь" художника Михаила Маркиановича Гермашева (1867-1930) со старинной почтовой открытки.
Сначала я отсканировала открытку и через компьютер увеличила ее до нужных размеров. Затем с увеличенного сюжета сняла контурный рисунок на кальку.
Картины я вышиваю только на подрамнике, а не на пяльцах. Ткань на подрамник натягиваю и закрепляю кнопками. Существует много способов переноса контурного рисунка с кальки на ткань. Самый распространенный - через копировальную бумагу. Единственное требование - не растянуть ткань на подрамнике.
Подбор ниток для вышивания - очень интересное и сложное занятие. Делать это нужно днем, так как при искусственном освещении нитки меняют цвет. Чтобы картина получилась высокохудожественной и, как говорят, была сделана со вкусом, ее нужно вышивать нитками мулине приглушенных тонов. Очень яркие цвета годятся только для декоративной вышивки.
Я обычно вышиваю нитью мулине в одно сложение на тонкой хлопчатобумажной сорочечной ткани, репсе или поплине.
Начинать вышивание картины лучше с деталей на переднем плане, которые хорошо прорисованы. В данном сюжете - это фигура медведя. Его я "простегивала" отдельными стежками ниткой темно-коричневого цвета. Затем так же простегивала ствол дерева слева от медведя, потом домик и елку. Далее отдельными мелкими стежками вышила темный фон и снег.
Как вы заметили, отдельные детали картины я сразу не зашиваю плотно, а только намечаю их основными цветами. Если вижу, что какой-то цвет не подходит, тут же его выпарываю, а не пытаюсь зашить сверху другими нитками.
Простегав основными цветами всю картину, добавляю, где нужно, более темные или более светлые тона.
Последний этап - уплотнение вышивки, то есть нужно зашить те места, где сквозь стежки видна ткань.
Вышить точную копию картины практически невозможно, а может, и не нужно. Поэтому, если есть желание что-то сделать по-своему, я всегда это делаю.
В картине "Зимняя ночь" мне захотелось изобразить много следов на снегу, чтобы сюжет был более оживленным. От этого и весь снег получился совсем не таким, как на открытке.
Буду рада, если мой опыт пригодится любителям вышивки гладью.
Иллюстрация: «Пейзаж М. Гермашева «Зимняя ночь»
Пейзаж М. Гермашева «Зимняя ночь» на старинной почтовой открытке, выпущенной издательством "Ленц и Рудольф" (Рига) и отпечатанной в городе Мюнхене (Германия). В 1911 году эта открытка проделала путь из России в Италию, а точнее - из Санкт-Петербурга в город Рапалло (известный климатический курорт на побережье Ривьера-Лигуре). На открытке хорошо сохранилась надпись отправителя: "У васъ теперь розы, а вотъ у насъ что!"