СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ. "ФРЕСКИ" АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА

Н. ТОЛСТАЯ, ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
В Государственной Третьяковской галерее на выставке "Библейские эскизы Александра Иванова". С помощью специальной компьютерной программы небольшие акварели превращаются в огромные полотна.
Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. Бумага желтая, акварель, белила, итальянский карандаш.
Интерактивный киоск. Англия. Музей города Лондона.
Служители не решаются исполнить приказание первосвященников и фарисеев схватить Христа. Бумага, акварель, белила, итальянский карандаш.
Поругание Христа у первосвященника Каиафы. Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш.
Христос в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Бумага серая, акварель, белила, итальянский карандаш.
Хождение по водам. Бумага коричневая, акварель, белила.
Схема расположения проекторов для показа мультимедиа инсталляции.
Интерактивная игра по искусству XXI века. Англия. Галерея Тейт Модерн.
Фрески появляются на стене и исчезают в соответствии со сценарием под звуки музыки.
Акварели, ставшие фресками.

Технические новшества в художественном музее в основном применяют при создании временных выставок. Однако новые технологии постепенно проникают и в святая святых - постоянную экспозицию музея. Уже перестало быть оригинальным применение разнообразных информационных терминалов в музеях - в основном они служат для навигации по экспозиции или по отдельной картине, как это сделано, например, в Государственном Русском музее в зале, где экспонируется картина И. Е. Репина "Заседание Государственного совета". В подобных случаях ни информационный киоск, ни плазменная панель, на которой демонстрируется видеоролик, не соперничают с подлинными произведениями, их служебная функция очевидна даже неискушенному зрителю.

Совсем по-другому обстоит дело в естественно-научных или краеведческих музеях, где видеофрагмент, трехмерная модель или интерактивный киоск становятся полноправными экспонатами. Иногда это происходит, если нужного экспоната не хватает в экспозиции музея, иногда цель такого включения - образовательная. Например, в музее города Лондона есть киоск, который в форме компьютерной исторической игры дает знания о средневековом образе жизни, в частности о гигиене. Необходимо только "прожить" жизнь выбранного тобою персонажа - мальчика или девочки, приняв в этой компьютерной жизни правильные и неправильные решения, и тогда ты узнаешь, например, что пить воду в те времена было небезопасно, поэтому даже дети пили эль, чтобы не заразиться какой-нибудь болезнью.

Художественный музей, оперирующий образами, боится вторжения другой образной системы в свои залы. Мы не говорим здесь о современном искусстве, которое применяет самые разнообразные технические новинки, превращая их в собственный инструмент. Классическое искусство требует деликатного подхода, оно в принципе не нуждается ни в чем, кроме зрителя. Однако иногда технические приемы способны помочь зрителю понять особенности творчества художника, дать ему новые визуальные и эмоциональные впечатления. Именно на это обогащение зрительского восприятия, визуализацию живописной монументальности небольших графических листов был направлен проект мультимедиа инсталляции на выставке "Библейские эскизы Александра Иванова" в Государственной Третьяковской галерее, открывшейся в конце юбилейного 2006 года - года 200-летия А. А. Иванова и 150-летия Третьяковской галереи.

Мультимедиа инсталляция стала частью графической экспозиции, посвященной в основном "Библейским эскизам" Иванова. Этот чрезвычайно редко демонстрируемый цикл акварельных работ хорошо известен специалистам и способен совершенно изменить представление об Иванове как о художнике одной, пусть и великой картины "Явление Христа народу". К сожалению, часто бывает так, что зритель, придя на выставку, не может оценить уникальность выставленного материала. Последний раз эскизы демонстрировались четверть века назад. Техника акварели не допускает длительного и частого экспонирования таких произведений. Но современный зритель, привыкший к подвижному изображению на телеэкране, к огромным размерам городских рекламных щитов, с трудом воспринимает неподвижные маленькие картины. В первую очередь это относится к детям и молодежи.

Для того чтобы продемонстрировать монументальную природу этих небольших акварелей, истинный размер которых от 15x25до 25x40 см, заставить зрителя вернуться к ним и рассмотреть, решено было использовать мультимедиа инсталляцию.

Три проекции на стену увеличивали композиции в 10-20 раз, отчего небольшие произведения приобретали мощь и выразительность фресок. Пространство зала преображалось, казалось, что стены расписаны самим художником. Это соответствовало и замыслу автора: Александр Иванов задумал акварели как эскизы больших росписей неосуществленного храма мудрости. Храм должен был соединить в себе образы разных религий. Однако автор успел изобразить только сцены евангельской и библейской истории. Акварели Иванова хранятся в основном в Третьяковской галерее, куда они попали из московского Румянцевского музея.

Для инсталляции отобрано около 100 лучших, самых завершенных эскизов. Музыкальным фоном, помогающим глубже и эмоциональнее пережить увиденное, служит фрагмент сочинения французского композитора XX века О. Мессиана "Озарение" ("Eclairs sur l'Au-Dela"), в котором нашли отражение его теологические идеи и искания.

Четкая сценарная идея подсказана самим Александром Ивановым: среди эскизов есть несколько набросков композиций росписи стен. Сюжеты, сведенные художником на одной стене, объединены близкими сюжетными ситуациями: благая весть, рождение, искушение, чудеса, Воскресение, Вознесение. Евангельские сцены иногда иллюстрируют тексты разных Евангелий. Параллельно изображены сцены ветхозаветные.

Автором идеи такого показа акварельных листов Иванова стала знаток творчества художника, заведующая отделом графики Государственной Третьяковской галереи Е. Л. Плотникова, сценарий написан ею совместно с хранителем этой коллекции М. В. Крыловой.

Мультимедиа инсталляция имела успех у зрителей Третьяковской галереи, многие из которых приехали в Москву из разных регионов России, а также из-за рубежа (об этом свидетельствуют отзывы, написанные на многих языках). Авторы выставки - отделы графики и мультимедиа и интернет-проектов Третьяковской галереи - решили, что инсталляция, в отличие от подлинных рисунков, может путешествовать. С конца июня по сентябрь 2007 года "фрески" А. Иванова демонстрировались в Государственном Русском музее на выставке работ этого художника (сотрудничество двух крупнейших музеев русского искусства продолжает уже сложившуюся практику обмена произведениями на временных выставках).

Многие любители искусства в провинциальных городах России не могут увидеть шедевры центральных художественных музеев. Им доступны лишь иллюстрации, причем не всегда хорошего качества. Инсталляция, ни в коем случае не заменяя собой подлинник, дает зрителям ощущение, близкое к соприкосновению с произведением искусства. В данном случае мы имеем дело не с реальным предметом, а с замыслом, который бережно реконструирован музейными специалистами, трепетно относящимися к наследию великого мастера.

Проект передвижной выставки получил поддержку Благотворительного фонда В. Потанина. Благодаря этой поддержке в 2007 - начале 2008 года выставку увидят жители Самары (август 2007), Курска (октябрь-ноябрь 2007), Омска (декабрь 2007), Петрозаводска (январь 2008), Вологды (февраль 2008). Список музеев, желающих принять у себя этот проект, продолжает пополняться. Каждый музей предлагает свои условия экспонирования, поэтому в каждом новом месте Библейские эскизы А. А. Иванова будут выглядеть по-новому - крупнее или мельче, где-то они будут экспонироваться дольше, где-то в блиц-режиме нескольких мастер-классов (по творчеству А. Иванова, по программной разработке, по музейной педагогике). В дальнейшем, когда музеи русских городов будут иметь достойное техническое оснащение, возможным станет и тиражирование подобного начинания и его распространение по самым маленьким музеям, что кажется необходимым в условиях весьма обширной географии России. Это реальный шанс сделать произведения великого художника более доступными и понятными людям, где бы они ни находились. Возможно, что творения Александра Иванова достигнут не только самых удаленных точек России, но и станут послами русской культуры во многих странах мира, где существуют (или возникнут в ближайшее время) русские культурные центры.

Возвращаясь к постоянным экспозициям музеев, можно сказать, что через электронные изображения станет доступным широкой публике великолепное наследие графики русских художников, которое по соображениям сохранности произведений сейчас невозможно демонстрировать. Рисунки, акварели, офорты, старые фотографии есть практически в каждом художественном музее, но редко где представлены в экспозиции. Даже там, где, как в Третьяковской галерее, есть специальные залы для показа графики, невозможно поместить всю коллекцию сразу, да и нельзя показывать эти хрупкие и светочувствительные произведения дольше нескольких месяцев. Электронные же каталоги с качественными изображениями помогут исполнить важную миссию музейного работника - не только хранить, но и демонстрировать сокровища публично.

Не каждое произведение, как и не каждый художник, нуждается в превращении - и, самое главное, допускает такое превращение - небольшого листа в гигантскую фреску. В случае с Ивановым произошло счастливое совпадение многих факторов - юбилей художника, выставка его работ, их монументальный характер и возможности современных цифровых технологий, которые сумели эту монументальность визуализировать.

Участие проекта в конкурсе "Меняющийся музей в меняющемся мире" расширило его аудиторию и помогло найти новых партнеров в регионах.

Другие статьи из рубрики «Музей»

Детальное описание иллюстрации

Схема расположения проекторов для показа мультимедиа инсталляции. Три мультимедиа проектора (A,B,C) установлены так, чтобы создавалось монументальное изображение - проекция на противоположных стенах. Каждый проектор соединен с одним из компьютеров, связанных единым программным решением. Программа позволила не только проецировать изображения на стены, но и создавать особый, очень деликатный эмоциональный спецэффект: кажется, что световой луч скользит по поверхности стен и выявляет изображения на них. Зритель невольно становится исследователем пространства своеобразного храма. Автор и разработчик программы - Н. В. Суслов.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее