Череп для денисовцев
Останки денисовских людей пополнились целым черепом
Как известно, история денисовского человека началась в 2008–2010 гг. в алтайской Денисовой пещере. То есть сами-то денисовские люди жили на земле десятки и сотни тысяч лет назад, и давно успели исчезнуть (как и ещё один вид Homo, неандертальцы). Но о том, что на свете существовал вид Homo denisovans, исследователи узнали совсем недавно: в 2008 г. при раскопках в Денисовой пещере обнаружилась кость фаланги пальца, ДНК из неё прочли к 2010 г., и после анализа ДНК оказалось, что принадлежит она новому виду людей. Несколько зубов, которые ранее находили в той же пещере, при более пристальном изучении тоже оказались денисовскими.
Какое-то время эта горстка останков оставалась единственным, что было у исследователей от денисовских людей. Но потом появился кусок челюсти из тибетской пещеры Байшия – по сохранившимся в ней ДНК и белкам она тоже принадлежала денисовцу. В апреле мы рассказывали уже о целой денисовской челюстной кости из Тайваня. И вот сейчас в журналах Cell и Science вышли две статьи с описанием денисовского черепа, чей возраст составляет, как минимум, 146 тыс. лет.
Как и в случае с тибетскими и тайваньскими останками, история у этого черепа долгая и извилистая. Сотрудники Хэюэйского геологического университета получили его от некоего незнакомца в 2018 г., утверждавшего, что череп раскопал его дед аж в 1933 г., хранил его вдали от чужих глаз, а потом завещал потомкам. (Как пишет портал Nature, исследователи полагают, что сам этот незнакомец череп и нашёл, но по какой-то причине ничего не стал рассказывать властям, а спустя какое-то время пошёл с ним в университет.) Череп оказался практически целый, не хватало только нижней челюсти. По внешним параметрам он отличался от известных видов людей, и исследователи назвали его владельца Homo longi (поскольку дед незнакомца якобы нашёл его при работах на Драконьей реке, Long Jiang; соответственно, и человека начали неформально называть человеком-драконом).
На сообщение о H. longi обратили внимание палеогенетики, работавшие с денисовскими останками. Сначала они попытались извлечь ДНК из каменистой кости (часть височной кости) – с ДНК им не повезло, зато получилось с белками. По одному из белков хозяин черепа оказался очень близок тибетским и тайваньским денисовцам, хотя два других белка показали менее убедительное совпадение. Тогда исследователи решили ещё раз попытать счастья с ДНК, попробовав извлечь её из зубного камня. Попытка удалась – среди остатков бактериальных геномов они нашли фрагменты ДНК человеческих митохондрий, и эта ДНК указала на близкое родство с сибирскими денисовцами.
Древняя ДНК доходит до нас в сильно повреждённом виде; она позволяет узнать многое, но далеко не всё. Поэтому останки по-прежнему важны, тем более такие, как этот череп – из него исследователи могут извлечь намного больше информации, чем из предыдущих обломков челюстей, не говоря уже о фалангах пальцев и зубах. Сама же «биография» черепа и тибетско-тайваньских находок наводит на мысль о том, что ради новых денисовских останков не обязательно затевать новые раскопки, достаточно порыться в старых коллекциях древностей, как музейных, так и частных.