Несколько лет назад два археолога, исследовавших каменную церковь XII века на севере Норвегии, обнаружили под крышей здания, в щели между крышей и стеной, скопление грязных дырявых тряпок. Это оказались остатки паруса, под которым 650 лет назад ходили корабли викингов. И парус этот был шерстяным. О том, что старые тряпки представляли собой именно парус, свидетельствовала проушина в одном из углов, обделанная металлом. Явно за эту проушину укрепляли канат.
С середины позапрошлого века археологи смогли изучить целый ряд хорошо сохранившихся остатков кораблей викингов. Некоторые удалось поднять с морского дна, другие были закопаны под курганами при погребении какого-либо конунга (вождя викингов). Но ни в одном случае на кораблях не было парусов: в условиях, сносных для дерева, текстиль не сохраняется. Однако, изучив сохранившиеся документы, историки узнали, что искать паруса надо в церквах. Норвежский закон, принятый около тысячи лет назад, гласил: "Тот муж, на коего падет долг хранить парус, да хранит его в церкви. Буде же церковь загорится, он должен первым делом спасти из огня парус". Такие сведения и привели историков в старую церковь. Не был новостью и тот факт, что паруса ткали из шерсти: такие паруса использовались в Норвегии чуть ли не до середины XIX века.
Находку передали главной специалистке по народным ремеслам и ткачеству Норвегии Эми Лайтфут. А тут как раз краеведческий музей в городе Хитра решил построить современную копию ладьи викингов с настоящими шерстяными парусами. Лайтфут объяснила им, что, хотя уже полтора века никто не ткал шерстяных парусов и расспросить о технологии их производства некого, можно опираться на сельских умелиц, которые и по сей день ткут прочную шерстяную материю для верхней одежды.
Анализы показали, что остатки паруса, найденные в старинной церкви, сотканы из длинных и грубых остевых волос древней североевропейской породы овец. Археологи говорят, что таких овец разводили в Норвегии еще в 1400 году до н.э. Небольшие стада этой породы до сих пор держат фермеры от Финляндии на востоке до Исландии на западе. Порода, в Норвегии называемая "дикой овцой", неприхотлива в своих привычках: летом ест траву, зимой питается сухим вереском с морских побережий, не нуждается зимой в укрытии и подкормке, не требует ухода. Не нужен даже пастух: у этой породы сильно развит стадный инстинкт, и отдельные овцы никогда не отбиваются от стада. Цвет шерсти от черного до светлого. Шерсти, правда, дает очень немного - не более полутора килограммов с овцы. А для паруса задуманной копии ладьи викингов требовалось две тонны шерсти.
Пришлось брать шерсть не только от "дикой овцы", но и от ее более современных норвежских родичей. Жены древних викингов в середине лета выщипывали у овец длинные остевые волосы, оставляя более короткий и мягкий подшерсток. У Эми Лайтфут и ее трех помощниц этот процесс занял полгода, причем исключалось мытье шерсти современными методами, которые снимают с шерсти ланолин - жировые выделения кожи овец, защищающие шерсть от воды. Вручную спряли 165 километров шерстяной пряжи. И само изготовление паруса площадью 85 квадратных метров заняло еще два с половиной года.
Позже был изготовлен парус поменьше - 50 квадратных метров, а затем и третий - 90 квадратных метров для других копий старинных кораблей. На изготовление этого самого большого из современных шерстяных парусов ушло 188 километров пряжи и три года труда. Правда, мастерицы пошли на компромисс: шерсть уже не выщипывали, а просто стригли руно целиком и вычесывали из него длинные волосы.
Учитывая такую трудоемкость, становится понятно, что паруса считались огромной ценностью. Но их производили в таких масштабах, что, если верить летописям и сагам, датский король Кнуд II смог снарядить в 1085 году в поход на Англию флот из 1700 кораблей.
Испытания шерстяных парусов на копиях старинных кораблей показали, что они эффективнее современных на 10% и повышают возможности маневра. Но очередная копия ладьи викингов, строительство которой идет сейчас, будет иметь обычные современные паруса: настоящие шерстяные слишком дорого обходятся.