Очень глубоководная жизнь
В Курило-Камчатском жёлобе нашли погонофор и моллюсков
Считается, что жизнь в океане есть на любых глубинах, даже самых больших, больше 5000 м, которые называются ультраабиссалью. Такие глубины есть в океанических жёлобах. Самый известный из них – Марианский жёлоб (или Марианская впадина), в котором есть участок с глубиной около 11 тыс. метров – более глубоких мест в океане нет, либо же мы о них не знаем. Но Марианский жёлоб такой не один. В северо-восточной части Тихого океана есть Курило-Камчатский жёлоб, который тянется на 2170 км и максимальная глубина которого достигает 9717 м. Именно его на предмет возможной жизни изучали сотрудники китайского Научно-технологического института глубоководных исследований, Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского РАН, Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН и их коллеги из научных центров Новой Зеландии и Дании.
До последнего времени все предположения о том, кто живёт в ультраабиссали, оставались во многом предположениями – чтобы изучать такие глубины, нужны очень непростые подводные аппараты. Сейчас такие аппараты появились, и один из них проплыл вдоль дна Курило-Камчатского жёлоба и примыкающего к нему Алеутского жёлоба. В статье в Nature исследователи описывают обширные сообщества живых организмов, обитающие на глубинах от 5800 до 9533 м и простирающиеся по жёлобу более чем на 2500 км. Наиболее многочисленными среди них оказались двустворчатые моллюски и многощетинковые черви погонофоры. Питаются они благодаря симбиотическим микробам; в свою очередь, этим микробам для жизни нужен сероводород и метан. Причём метан, как пишут авторы работы, тоже представляет собой продукт деятельности микробов, но уже других, которые перерабатывают углеродсодержащие соединения в осадочных донных слоях. Считается, что глубоководные организмы живут за счёт органики, которая падает сверху. Но в данном случае исследователи говорят о сообществах организмов, которые живут за счёт хемосинтеза: микробы-хемосинтетики получают энергию из химических реакций с различными веществами (газами, углеводородами и др.), выходящими на поверхность через донные неоднородности и трещины. Эту энергию они тратят на синтез органических веществ, которыми потом пользуются другие члены экосистемы.
На сегодняшний день погонофоры и моллюски из Курило-Камчатского жёлоба оказались самыми глубоководными организмами, если не считать микробов, которые наверняка есть и на бо́льших глубинах. Но, возможно, сложные экосистемы есть и глубже, может быть, даже в самом глубоком месте Марианского жёлоба, только надо дождаться, когда его изучат с помощью новых подводных аппаратов.