КАМЫШОВЫЕ ФИЛЬТРЫ

Наука и жизнь // Иллюстрации

Проблема очистки сточных вод в Астраханской области, несмотря на предпринимаемые усилия, остаётся актуальной. Ежегодно около 80—90 млн м3 загрязнённых сточных вод сбрасывается в водные объекты края. В основном — это не до конца очищенные на очистных биологических сооружениях воды и стоки ливнево-дренажной системы Астрахани и станций водоподготовки. По разным компонентам сбросы на очистных сооружениях превышают предельно допустимые значения в 1,2—100 раз.

Исследователи из Астраханского государственного университета (АГУ) предложили для очистки сточных вод использовать камыш и тростник, широко распространённые в Астраханской области — в основном в нижней Волге и в дельте Волги. Метод очистки с помощью этих растений предложила ещё в 60-е годы ХХ века немецкий учёный Кате Шейдел. Она заметила, что в почве около корней тростников и камышей обитает большое количество микроорганизмов разных видов, способных легко разлагать органические соединения и соединения тяжёлых металлов. Продукты разложения при этом хорошо поглощаются и накапливаются тростниками и камышами. Эффект очистки таким методом достигает для бытовых сточных вод 92—95% (например, по аммонию, нитратам, фосфатам и др.) и для промышленных сточных вод, содержащих металлы, — 90% (по меди, железу, цинку и др.).

Очищающие тростниковые поля строятся довольно просто. В верхнем слое почвы произрастают тростники (камыши) с плотностью 20 растений/м2. Ниже расположены слой песка и слои гравия, состоящие из частиц различного диаметра. В самом низу находятся трубы, которые служат для отведения очищенных вод с помощью системы насосов. Стены и дно поля покрывают непроницаемым материалом. Таким образом, сточные воды, перекачанные в очищающее поле, сначала подвергаются биологической очистке слоем тростника (камышей), затем — механической очистке в слоях песка и гравия, после чего их выкачивают с помощью системы труб и насосов.

Исследователи отмечают, что метод не требует больших затрат ни на постройку поля, ни на его эксплуатацию, продолжительность которой может достигать 30—50 лет.