Хорошего фехтовальщика может остановить только пуля.
Шарль Лекур
История
Появление в XVI веке лёгкого длинноклинкового оружия, которое всегда можно было носить при себе, пробудило сильное искушение пускать его в ход при любом случае. Дуэльное поветрие уносило больше жизней, чем гражданские войны. Искусство владеть оружием стало не только залогом выживания, но и образом жизни. Шпага — покровительница, заступница, судья и соблазнительница — решала любые конфликты.
Поединок фехтовальщиков всегда вызывал живой интерес у зрителей, полностью поглощая их внимание, чем нередко пользовались карманные воришки. Вот как описывает Теофиль Готье в романе «Капитан Фракасс» подобный случай:
«На другом конце моста поднялся шум, и толпа бросилась туда. Оказалось, там бретёры дрались на рапирах…
Они кричали: “Бей, бей!” — и с остервенением нападали друг на друга. Они сражались двое против двоих и, казалось, пылали друг к другу неукротимой ненавистью, отстраняя шпаги секундантов, пытавшихся их разъединить.
На самом деле эта ссора имела целью вызвать скопление народа, чтобы карманникам легче было орудовать в толпе. И действительно, не один любопытный вмешался в сутолоку с туго набитым кошельком, а выбрался из давки, растратив, сам того не ведая, все свои денежки.
А бретёры, которые и не думали ссориться, а, наоборот, спелись между собой, поспешили примириться, подчёркнуто благородным жестом потрясли друг другу руки и объявили, что честь их удовлетворена. Это, впрочем, не требовало больших усилий — их честь никогда не отличалась чувствительностью».
Шли годы, и постепенно фехтование утратило статус жизненно важного умения. Однако оно дожило до наших дней как вид спорта. Правда, заметно потеряло в зрелищности, обзаведясь громоздкими масками и полным комплектом электронного оборудования. Искусство наносить и самому не получать уколы почти утратило свою прелесть, превратившись в спорт академичный и малопонятный непосвящённому.
Сейчас во всем мире наблюдается спад интереса к спортивному фехтованию. Все больше усиливается его условность, усложняются правила. Случайный зритель просто-напросто не понимает смысл и логику поединков. Эффектный бой на клинках отошёл на второй план, имея возможность волновать сердца лишь в приключенческих фильмах.
Но любовь к красивому зрелищу и романтике породила новую разновидность фехтования: не жёсткое условное единоборство, а постановочное и зрелищное. Новый вид спорта — артистическое фехтование позволяет во всём многообразии демонстрировать технику владения разным клинковым оружием. Эти спектакли со шпагами интересны многим, но в особенности детям и подросткам. Ведь рыцарские и мушкетёрские приключения, слава богу, ещё волнуют юношеские души.
В 2008 году арт-фехтование в России официально стало новой дисциплиной спортивного фехтования. В Европе уже больше 15 лет проводятся международные турниры. С последнего открытого чемпионата Германии спортсмены России вернулись с шестью золотыми медалями в восьми категориях.
Правила
— А зачем вам шнур сзади?
— Чтобы тренер мог оттащить в нужный момент...
Старый фехтовальный анекдот
Новая фехтовальная дисциплина — это театр по спортивным правилам. Любой турнир по арт-фехтованию проходит в виде серии сюжетных костюмированных схваток. Каждое выступление — спектакль, обладающий собственным сюжетом. Фехтовальный бой разучен и отрепетирован, как реплики в театральной пьесе. В арт-фехтовании лицом к лицу встречаются не противники, а партнёры.
Принципиальным отличием арт-фехтования от боя спортивного является запрет импровизации для участников поединков. У героев постановочного боя нет цели победить противника, как это происходит в спортивном поединке.
На сцене все движения оружием и перемещения бойцов разучены как гимнастические или танцевальные комбинации. Каждому участнику известны будущие манёвры партнёра. Вся тактика поединка и трюки для её изображения продумываются тренером и спортcменами, затем воплощаются в заранее избранные действия, а на тренировках оттачиваются путём многократных повторений.
Вот пример начала этюда «Дуэль».
Однако как же определить победителя, когда перед спортсменами не стоит цели нанести укол противнику?
Как и в других сложнокоординационных видах спорта, в арт-фехтовании перед выходящими на соревновательную площадку спортсменами стоит задача набрать максимально возможное количество баллов.
Спортсмены представляют на суд арбитров программу, насыщенную сложными техническими элементами. По окончании демонстрации арбитры выставляют оценки. Побеждают набравшие максимальное количество баллов.
Идеальным можно назвать выступление, в котором высокий уровень фехтования сочетается с артистизмом. Кроме того, фехтовальному поединку на сцене необходимы интересный сюжет, костюмы, свет, звук, реквизит и прочие «моменты», наполняющие выступление и превращающие его в законченный спектакль.
Но спорт есть спорт, и любое выступление, представленное на турнир по арт-фехтованию, должно соответствовать ряду требований по времени и наличию обязательных элементов. Все они зафиксированы в правилах соревнований. Судьями же оцениваются два аспекта: технический и артистический.
Артистический аспект понятен всем зрителям без исключения, однако, чтобы верно оценить его, существуют специальные критерии.
Под «артистизмом» понимается умение конкретного актёра-спортсмена воплотить избранный образ.
«Выразительность» характеризует построение композиции боя с учётом музыкальных акцентов, красоту и свободу движений тела.
Критерием «композиционное построение» оценивается наличие в сценическом бою азов режиссуры. Желательно, чтобы выступающие не уходили в глубь сцены, не перекрывали друг друга, старались не работать спиной к залу. Действие должно развиваться динамично, непрерывно, без «провалов» и необоснованных пауз.
Дополнительные поощрительные баллы присуждаются за красоту и оригинальность сюжетов и костюмов, реквизита и декораций. Одним словом, показанный спортсменами бой должен быть красивым и увлекательным.
Технический аспект важен не просто потому, что арт-фехтование — спорт и так почему-то «надо». Представьте себе, что актёр, вышедший на сцену изображать бретёра, совершенно не умеет фехтовать. Зритель мгновенно заметит бутафорские движения. Откровенно не настоящий бой не вызовет сопереживания, и никакое актёрское мастерство не спасёт спортсменов. Ведь для зрителей всё просто. Или им скучно смотреть на неловкие движения странного оружия, или же они неотрывно наблюдают за смертельным поединком, переживая за героев.
Чтобы оценить уровень мастерства владения оружием, у судей технического жюри есть специальные фехтовальные критерии.
Есть базовая техника, которая определяет умение каждого арт-фехтовальщика чётко и правильно выполнить атаку и взять защиту.
Уровень мастерства говорит о разнообразии исполняемых боевых действий.
Слаженность работы отражает мастерство спортсменов в их «противодействии» оружием, а также общую отточенность выступления.
Посмотреть на то, как работают представители разных школ арт-фехтования, и составить своё мнение о технике и артистизме можно во время всероссийских турниров или фестивалей, которые проходят в среднем раз в три месяца.
Для того чтобы «болеть за наших», смело выбирайте студию, фехтовальщикам которой хочется верить. Команды, показывающие нечто вроде академического балета на сцене или ползающие улитками, — совершенно не то. Вершина мастерства определяется так же, как и пятьсот лет назад. У зрителя должно захватывать дух от реальности и ощутимой опасности происходящей дуэли.
Категории в арт-фехтовании
Фехтование — мистика для благородных людей.
Артуро Перес-Реверте
В арт-фехтовании у спортсменов есть возможность реализовать себя в различных дисциплинах.
Наиболее распространённой можно назвать категорию «Дуэт». Дуэль один на один является самой привычной формой фехтовального боя и в спорте и на театральной сцене. Поединок во все времена был лучшим способом выяснить все недоразумения.
Категория «Соло» представляет собой связку приёмов фехтования: выполняемый одним человеком «бой с тенью». Тренеры находят необыкновенные и парадоксальные идеи, чтобы эта категория стала настоящим спектаклем. Это своеобразная «школа». Заметим, что похожие категории существуют во многих видах единоборств, например, «Ката» в турнирах по каратэ.
В категории «Упражнение группа» спортсмены должны одновременно и согласованно исполнять связки приёмов фехтования. Без единого соприкосновения клинков выступающим необходимо передать атмосферу боя и намерение героев действовать сообща.
Самой зрелищной категорией является «Труппа». Здесь можно увидеть наиболее яркие, неожиданные и фантастические групповые бои.
Смысл и польза тренировок
Фехтование… единственный вид упражнений, где упражняется дух.
Мишель Монтень
Хотя арт-фехтование и не является единоборством в прямом смысле этого слова, не стоит думать, что эта фехтовальная дисциплина придумана для милых девочек, любительниц фитнеса и блёсток на одежде. Вспомните: ни одно современное боевое искусство не обходится без показательных выступлений. В арт-фехтовании демонстрация стоит во главе угла. Однако этот вид спорта отнюдь не легче остальных.
Прежде чем новичок впервые представит зрителям поединок, выполненный по всем правилам боевого искусства, его ждут долгие месяцы тренировок. Ведь чтобы выдержать бешеный темп пяти минут фехтовальной схватки, даже опытному бойцу нужно иметь хорошую физическую подготовку.
Помимо собственно владения оружием фехтовальщик должен научиться владеть телом и психикой, а кроме того — уметь взаимодействовать с несколькими противниками. Решая условную задачу постановочного боя, человек в состоянии развить навык управления собой в стрессовой ситуации.
Если предположить, что новичок волшебным образом сочетает в себе старание, волю и методичность, а фехтовать учится так, словно от этого зависит его жизнь… В таком случае и нескольких месяцев будет достаточно. Совершенствоваться же можно до бесконечности — у серьёзных занятий арт-фехтованием нет верхней возрастной границы. Сейчас на чемпионатах России успешно выступают спортсмены старше 40 лет.
Вы можете спросить: «А всё же, для чего вам шпаги, господа? Ведь пьесы Шекспира давно не новы, а холодное оружие — больше не аргумент в спорах. И зачем, собственно, нужно это непонятное «арт», если есть нормальное фехтование?»
Арт-фехтовальщики выходят на сцену, чтобы представить зрителям правдоподобный и вместе с тем зрелищный поединок.
Зачем? Просто потому, что знают: возможно, когда-нибудь, с улыбкой отдав зрителям фехтовальный салют, за кулисы уйдёт последний из них. Не останется в мире истинно благородных людей, забудется красота великого искусства фехтования. Тогда наш мир станет чертовски скучным местом.
Материалы о правилах соревнований и современном состоянии артистического фехтования в Европе любезно предоставила Виктория Лихтаренко, преподаватель студии арт-фехтования «Эспада», основоположник арт-фехтования как спортивной дисциплины в России, бессменный главный судья всероссийских соревнований, «законодатель мод» в постановке фехтовальных поединков в России.
***
Подробности для любознательных
ПРИЁМЫ И ОРУЖИЕ
Шаг назад начинается сзади стоящей ногой, которая переставляется на длину стопы, а впереди стоящая восстанавливает расстояние между ними в боевой стойке.
1-я защита. Предназначена для отражения ударов по левому боку и бедру. Предплечье вооружённой руки параллельно полу и направлено слегка внутрь, а остриё клинка вперёд и вниз, несколько выведено за пределы внутреннего сектора. Ладонь вооружённой руки обращена в наружную сторону, а лезвие и дужка гарды вверх и во внутренний сектор.
3-я защита. Предназначена для отражения ударов по правому боку. В момент выполнения защиты предплечье вооружённой руки и клинок несколько выведены за пределы наружного сектора от вертикальной проекции туловища. Предплечье параллельно полу, а остриё клинка направлено вверх и вперёд. Ладонь вооружённой руки обращена вниз, а дужка гарды направлена в наружную сторону и несколько вперёд.
4-я защита. Выполняется с целью отражения укола противника в верхний внутренний сектор. Оружие перемещается до вертикальной проекции туловища с внутренней стороны. При движении шпагой предплечье вооружённой руки слегка поворачивается в локтевом суставе. Движение завершается чёткой постановкой оружия и руки после отражения клинка противника.
Батман выполняется энергичным толчком средней или слабой части клинка атакующего в слабую или среднюю часть клинка обороняющегося с целью кратковременно вывести остриё за пределы проекции собственного туловища, чтобы попытаться нанести укол в открываемый сектор.
(Приводится по книге Д. Тышлера и А. Мовшовича «Искусство сценического фехтования»).
●
В артистическом фехтовании используются обычные спортивные шпаги, рапиры или сабли. Все они обязательно снабжены защитными наконечниками.
Спортивная шпага — это оружие с клинком трёхгранного сечения, с эфесом, защищающим руку. Длина клинка — от 90 до 110 см, вес шпаги — от 500 до 770 г. Вдоль клинка шпага имеет долы — желобки для жёсткости.
Спортивная сабля, или эспадрон, — колющее и рубящее оружие, имеет клинок трапециевидного переменного сечения, пропорционально уменьшающегося к вершине. Сабельные клинки могут иметь продольные пазы на боковых и верхней широкой сторонах. Длина — не более 105 см, вес — до 500 г.
Спортивная рапира — колющее оружие с клинком прямоугольного сечения. Весит рапира до 500 г, в длину с рукоятью достигает 110 см.