Р. Э. Распе
Заядлый путешественник, храбрый вояка и искусный охотник, неподражаемый рассказчик и самый правдивый человек на свете. Такими чертами наделил главного героя своей книги «Приключения барона Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхаузена» немецкий писатель и учёный Рудольф Эрих Распе. Какие только подвиги не совершил Мюнхаузен, какие опасные приключения не пережил! Он мог выкрутиться из любой безвыходной ситуации благодаря невероятной находчивости и изобретательности. Об этом знают все. Но мало кто догадывается о том, что иногда решения ему подсказывало знание разных наук, например математики, о чём барон (не иначе как из скромности) умолчал. Судите сами.
С Луны на Землю
Как известно, Мюнхаузен дважды побывал на Луне. А помните ли вы, как барон добрался до неё в первый раз? Лесенкой ему по служил бобовый стебель, который вырос из посаженного на Земле зерна боба до самого неба, вернее, прямо до Луны! Тем же путём Мюнхаузен собирался вернуться на Землю, но вот беда: солнце высушило стебель, и тот рассыпался на мелкие части. Что же делать? Поразмышляв немного, барон нашёл гениальное и простое решение! Он свил верёвку из соломы и стал спускаться на Землю по ней. Дадим слово самому герою:
«Но скоро верёвка кончилась, и я повис в воздухе между небом и Землёй. Это было ужасно, но я не растерялся. Недолго думая, я схватил топорик и, крепко взявшись за нижний конец верёвки, отрубил её верхний конец и привязал его к нижнему. Это дало мне возможность спуститься ниже к Земле.
Но всё же до Земли было далеко. Много раз приходилось мне отрубать верхнюю половину верёвки и привязывать её к нижней. Наконец я спустился так низко, что мог рассмотреть городские дома и дворцы».
В этой истории Мюнхаузена выручила геометрия. Подумайте хорошенько, знание каких фактов помогло ему справиться с ситуацией и благополучно вернуться на Землю?
Не может быть!
Однажды после жаркого сражения с турками Мюнхаузен отправился к колодцу напоить разгорячённого коня. Конь долго пил воду и всё никак не мог утолить жажду. Что за странность такая? Оказалось, конь барона… лишился своей задней части, и вся выпитая вода тут же выливалась позади него. Но куда же подевалась другая половина?!
«Когда я скакал за врагами и ворвался в ворота неприятельской крепости, — вспоминал Мюнхаузен, — турки как раз в ту минуту захлопнули ворота и отрезали заднюю половину моего коня. Словно разрубили его пополам!
Эта задняя половина некоторое время оставалась неподалёку от ворот, брыкаясь и разгоняя турок ударами копыт, а затем ускакала на соседний луг.
— Она там пасётся и сейчас! — сообщил мне солдат.
— Пасётся? Не может быть!
— Посмотрите сами.
Я помчался на передней половине коня по направлению к лугу. Там я действительно нашёл заднюю половину коня. Она мирно паслась на зелёной поляне».
Какая невероятная история! Даже сам Мюнхаузен поначалу в ней усомнился и, кстати, правильно сделал. Она совершенно невозможна с точки зрения математики! Почему?
Внутрь рыбы!
Путешествуя по Италии, барон как-то раз решил искупаться в Средиземном море. Будучи отменным пловцом, он так увлёкся, что уплыл далеко от берега. А дальше, по его словам, случилось вот что.
«Вдруг вижу — прямо на меня плывёт огромная рыба с широко разинутой пастью! Что было делать? Удрать от неё невозможно, и поэтому я съёжился в комок и ринулся в её разинутую пасть, чтобы поскорее проскользнуть мимо острых зубов и сразу очутиться в желудке.
Не всякому пришла бы в голову такая остроумная хитрость, но я вообще человек остроумный и, как вы знаете, очень находчивый».
Ну как тут не воскликнуть: «Браво, браво, барон Мюнхаузен!» А вы уже поняли, в чём заключалась остроумная хитрость, которая помогла барону проскользнуть мимо острых зубов рыбы целым и невредимым?
Точка столкновения
Спокойная мирная жизнь — не для Мюнхаузена! В поисках новых приключений и подвигов он при первой же возможности отправился на поле сражения. И вот он уже в английской крепости Гибралтар, осаждаемой испанцами. Проникнув в крепость, барон стал помогать своему приятелю генералу, который ею командовал. Только послушайте рассказ Мюнхаузена об одном из эпизодов осады.
«Стоя на стене Гибралтара, я увидел сквозь подзорную трубу, что испанцы направляют дуло своей пушки как раз в то место, где стояли мы оба. Ни минуты не медля, я приказал, чтобы на это самое место была поставлена такая же пушка.
— Зачем? — спросил генерал.
— Вот увидишь! — ответил я.
Чуть только пушку подкатили ко мне, я направил её дуло прямо в дуло неприятельской пушки, и когда испанский пушкарь поднёс к своей пушке фитиль, я громко скомандовал:
— Пли!
Обе пушки грянули в один и тот же миг.
Случилось то, чего я ожидал: в намеченной мною точке два ядра — наше и неприятельское — столкнулись с ужасающей силой…»
Интересно, о какой «точке столкновения» двух ядер говорит Мюнхаузен? Можно ли рассчитать её заранее? (Для простоты считайте ядра одинаковыми.)
(Ответы в следующем номере.)
P.S. Если этих примеров вам показалось недостаточно, поразмышляйте как-нибудь на досуге над другими захватывающими дух историями из жизни Мюнхаузена. Вспомните, например, как в одном из путешествий барону довелось побывать на Сырном острове. Тот целиком состоял из отменного голландского сыра и был окружён молочным морем. У жителей острова было по одной руке и по три ноги, благодаря которым, вспоминал Мюнхаузен, они могли свободно перемещаться по поверхности молочного моря и даже состязались в беге. Но как бы заразительно и правдоподобно ни фантазировал барон, мы-то точно знаем, что природа не предусмотрела трёхногих разумных существ и вообще наложила ограничения на многообразие структур, которые могут в ней встречаться. Почему?
Подсказка: за это отвечает, в частности, один из фундаментальных законов природы.