Скажи-ка, дядя, ведь не даром...

Михаил Дмитревский. Фото Виктора Тройнова.

Построившись в каре, пехотинцы отражают конную атаку.
По признанию зрителей и участников, реконструкция Бородинского сражения к 200-летию Отечественной войны 1812 года стала одним из самых ярких представлений, поставленных энтузиастами Международной военно-исторической ассоциации.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Конная схватка — один из наиболее сложных элементов спектакля: и всадники, и их боевые кони должны знать свои роли назубок.
Кирасиры на позиции.
Точно такие же клубы дыма от ружейных и пушечных выстрелов висели над Бородинским полем и 200 лет назад...
Какой бы яростной ни выглядела схватка со стороны, пострадавших в ней не будет.
Передвижение развёрнутым строем.
Бородинское поле. До юбилейного «сражения» — считаные минуты.

Вот уже более 20 лет в первое воскресенье сентября на Бородинском поле энтузиасты воссоздают эпизоды знаменитого Бородинского сражения. Многие приезжают заранее, едва ли не за неделю. Глядя на бесчисленные костры, действительно кажется, что утром грянет бой. Точно так же фыркают лошади, офицеры дают наставления бойцам. Солдаты последний раз перед сражением проверяют амуницию, травят байки и поют. Звучит гитара, песни чаще всего про войну, дружбу, любовь. Про войну больше.

За несколько дней до главного события на Бородинском поле уже стоят старинные военные палатки, развеваются знамёна, передвигаются группы конных и пеших участников в военной форме. Пока ещё их облачение не вполне соответствует исторической правде. Рядом с сухарной сумкой и пикой у казака висит цифровая фотокамера. Гусарские лошади мирно щиплют сено из тележки, прицепленной к японскому квадроциклу.

Кто же эти бравые усачи, которые так лихо перестраиваются на фоне убранных полей в начале золотой осени? Откуда эти прекрасные кони, которые в атаке не теряют строя и не боятся пушечной пальбы? Откуда пушки? Множество вопросов возникает у всех, кто хотя бы раз побывал на празднике. Так получилось, что мой одноклассник, старший офицер Российской армии Андрей Стрельцов, оказался активным участником реставраций битв с Наполеоном (там он французский артиллерист, капрал). Он и рассказал о движении реставраторов.

Кто здесь главный?

Главной движущей силой реставрации грандиозных военных представлений была и остаётся Международная военно-историческая ассоциация (МВИА). Признанным лидером реконструкторов давно стал Олег Валерьевич Соколов, доктор исторических наук, кавалер французского ордена Почётного легиона. Российской частью движения занимается Александр Михайлович Валькович. Он руководит русскими войсками.
Исторические клубы реставрируют не только сражения войны 1812 года. Массовые театрализованные представления устраиваются на темы Гражданской войны в России, Первой мировой войны, войны между Севером и Югом США, реконструируют битвы античных времён и многие другие. Например, я видел битву татаро-монголов и рязанской рати на реке Упе под Рязанью.

Но для зрителей самыми интересными, а поэтому и самыми посещаемыми остаются битвы Отечественной войны 1812 года. В начале XIX века военный костюм достиг максимума красоты и разнообразия. Действо на Бородинском поле происходит, когда ещё очень тепло, а природа, только слегка тронутая осенью, просто великолепна. Возможно, поэтому имитация боёв 1812 года стала самым популярным зрелищем среди подобных.

МВИА — общественная организация. Главная её цель — координировать дейст-вия исторических клубов. В Бородинском сражении участвуют клубы из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Количество членов в каждом из клубов не бывает очень большим, от 5 до 200 человек. Ассоциация помогает клубам общаться с государственными организациями. Модели и имитации оружия требуют обязательной сертификации в органах внутренних дел. Участие лошадей в изображаемых событиях подразумевает наличие полного набора ветеринарных документов.

Клубы не получают никакой финансовой помощи (исключение — организация самых крупных мероприятий), все затраты покрываются из личных сбережений их членов. Участие в костюмированных военных представлениях требует наличия формы и оружия реставрируемой эпохи. Новобранцу придётся самому купить или изготовить необходимое снаряжение. Для казака, например, это: шапка с лопастью и этишкетом (кивер, опушённый мехом); галстук; чекмень или куртка; кушак; шаровары; сапоги; портупея, соответствующая униформе и эпохе; сабля с темляком; вальтрап с троком (покрывало под седлом); чемодан; саквы (седельные мешки). Разумеется, нужны лошадь и корм для неё.

Для гусара или кирасира затраты ещё больше. Сумма, необходимая для первоначального обзаведения, измеряется десятками тысяч рублей, а выезд на такое событие, как Бородино, потребует дополнительных вложений, и немалых.

Историческая ассоциация помогает клубам находить спонсоров. Проведению юбилейного сражения и фестиваля «Во славу Отечества 1812—2012» помогали одна из крупнейших туристических компаний России, федеральные и региональные власти. Участников бесплатно обеспечили питанием, водой, сеном для лошадей, местом для бивуаков и палаток, наладили вывоз мусора после мероприятия.

Главным организатором и координатором праздника Бородина давно стал Государст-венный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Участники и энтузиасты

Первая реставрация Бородинского сражения произошла в 1989 году и была довольно скромной. Участников набрали в основном из военнослужащих. Тем не менее всем — и зрителям, и действующим лицам — представление понравилось. Даже сложные 1990-е годы не помешали росту популярности исторических реставраций. Увлекаются этим люди самых разных профессий: военные, сотрудники МВД, ФСБ, преподаватели школ, колледжей и институтов, кадетских корпусов. Многие из них — люди далеко не первой молодости и хлебнули настоящей войны вдосталь: Афганистан, Чечня, армяно-азербайджанский конфликт, Африка. Вступить в ряды реставраторов несложно. Следует лишь подобрать клуб, соответствующий той эпохе, реставрировать которую вам бы хотелось. Правда, участникам до 18 лет иметь оружие нельзя. Впрочем, в представлении есть множество ролей и без оружия.

Как уже упоминалось, весь реквизит надо готовить самому. Имитацию кремнёвого ружья или седельного пистолета можно купить в сувенирном магазине. Но декоративное оружие для имитации стрельбы не годится, потом придётся обзавестись «боеспособным» оружием. Экипироваться аналогом формы солдата эпохи Наполеоновских войн гораздо трудней. Для участия в реставрированных сражениях необходим не карнавальный костюм, а точная, до мельчайших подробностей, копия солдатской одежды той эпохи. Чаще всего рекруту приходится самому шить себе форму. Многие реставраторы достигают такого мастерства, что могли бы этим зарабатывать. Кирасы сделаны так безупречно, что при желании мастер, изготовивший их, легко мог бы, наверное, не только выпрямить помятое крыло легковушки, но и сделать новое из листа металла.

Изучение особенностей покроя и отделки, материалов амуниции, проработка способов крепления султана на кивер, строевые учения по артикулу Александра I или Наполеона — всё это, по словам участников, не менее интересно, чем сами сражения. Если «новобранец» вступил в «армию Франции», то ему придётся для начала научиться понимать французские команды. Да и вообще знание французского языка очень полезно при изучении исторических материалов. Такая подготовка в среднем может занять около года.

Форма и оружие

Если новобранца не устраивает роль тяжело раненного в обозе, когда из медицинской фуры видна только забинтованная нога, а снаряжения, достаточного для того, чтобы можно было встать в строй, пока нет, значит, пришло время задуматься об уровне предстоящих затрат. Приведём примерные цены на обмундирование.

Для пехоты обмундирование и оружие стоят 30—40 тыс. рублей.

Форма гусара Александринского полка (без оружия) обойдётся в 60—80 тыс.рублей.

Кирасирам придётся выложить 150—180 тыс. рублей — изготовить кирасу стоит недёшево. Сабли стоят 10—20 тыс. рублей, кремнёвые ружья, способные изображать выстрел, — 25 тыс., пушки — от 150 до 300 тыс. рублей.

Если форму не удаётся сшить самим, то пользуются услугами театральных мастеров-декораторов. Важна каждая деталь, вплоть до пуговиц, которые отливают специально.

Оружие, — если быть совсем точным, массо-габаритный макет (ММГ) необходимого качества, — создают по заказу. При изготовлении стараются повторить историческую технологию по возможности полно. Кремнёвые ружья практически ничем не отличаются от своих прототипов, кроме устройства ствола. Имитацию ружья «органы» трактуют как объект самодельного изготовления, имеющий отдельные конструктивные признаки огнестрельного оружия, но из него невозможно произвести выстрел. Несколько лет назад у милиции возникли сомнения относительно оружия участников. «Стреляющие» имитации изъяли для экспертизы. В результате войска на Бородинском поле во время представления были вооружены не историческими ружьями, а мосинскими трёхлинейками. А вот пушки используют те самые, что были изготовлены по заказу Сергея Бондарчука для фильма «Война и мир». В своё время он передал их со склада «Мосфильма» на нужды клуба.

Далее, лошади. Как правило, коней арендуют на время представления у конноспортивных клубов и частных владельцев. Их везут в специальных коневозках на Бородино и на другие поля сражений с армией Наполеона — в Смоленск, Малоярославец.

Не забывай об осторожности!

«Организованный» реставратор подвергается опасности гораздо меньшей, чем мальчишки, играющие во дворе в «мушкетёров». Движение реставраторов уже давно выработало действенные меры безопасности. Редкие случаи травматизма происходили из-за умышленного или неумышленного нарушения правил. Однако, как и на настоящей войне, наибольшему риску подвергаются новобранцы. Кто-то захотел покрасоваться перед приятелями, кто-то не учёл, что конь ещё не приучен к грохоту орудий...

Приведу пример, когда небрежное отношение к выполнению своих обязанностей при орудии привело к серьёзной неприятности. При стрельбе после каждого выстрела артиллерист обмакивает банник в ведро с уксусным раствором и мокрым банником прочищает (банит) ствол орудия от остатков прежнего выстрела. У этого действия две цели: вычистить и погасить тлеющие искры и охладить ствол. Солдат то ли не пробанил ствол, то ли сделал это небрежно, но когда после предыдущего выстрела стали забивать в ствол новый заряд, он воспламенился от оставшейся искры, и произошёл выстрел. Шомпол под действием пороховых газов полетел в живот канониру. Хорошо, что заряд был небольшой, поскольку предназначен не для метания ядер во врага, а для изображения выстрела грохотом и дымом. Так что канонир получил лишь сильный удар в живот, без серьёзных последствий.

Залог безопасности — точное следование разработанному сценарию. Для крупных сражений он пишется очень тщательно, оговариваются мельчайшие подробности, вплоть до выстрела каждого ружья, пушки, падения каждого «убитого». Быть «убитым» никто не хочет: падать на траву, случается мокрую, не только неприятно, но и накладно, мундир-то недёшев! Поэтому несколько чуднó видеть, когда батарея стреляет в наступающих, а падают один-два человека. За всю битву «убитых» я видел не больше пяти.

Перед общим выступлением клубы отдельно репетируют свои части представления, потом на Бородинском поле проводятся совместные учения и генеральная репетиция. Дисциплина на поле вполне военная.

Каждая имитация огнестрельного оружия не только имеет сертификат о том, что не является настоящим оружием, но перед «боем» проверяется комиссией. Ружья и орудия заряжаются специальными имитаторами выстрелов. Это готовый пороховой заряд для закладки в ствол пушки; в ружья, случается, кладут китайскую маленькую петарду. Ружья и пушки палят с грохотом, вспышками, клубами дыма, однако заряд рассчитан так, чтобы из оружия ничего не вылетало. Весь процесс выстрела должен начаться и закончиться в стволе.

Битва — это движение войск. Реставрация битвы — движение участников по строго выполняемому плану. Тем не менее непредвиденные обстоятельства, не оговорённые сценарием, вполне могут возникнуть. Для таких случаев существуют правила безопасности, которые должен знать каждый участ-ник. Правил этих много, поэтому приведу для примера лишь некоторые.

«Артиллерии и пехоте запрещается имитация стрельбы по “противнику” с расстояния менее 20 метров. При имитации стрельбы ствол оружия нельзя направлять на пехоту или кавалерию, нельзя направлять на человека.

Запрещается производить выстрелы в упор в людей, лошадей и направлять на них штыки.

Запрещается любой “боевой” контакт пехоты, нанесение ударов муляжами холодного оружия.

Запрещается прикасаться к знамёнам, штандартам “противника”.

Перед построением всадник обязан проехаться на лошади, дабы проверить её послушность и управляемость.

Выезжая на смотр или на сражение, “сложных” лошадей необходимо ставить во вторую шеренгу в центре строя.

В первую шеренгу необходимо ставить самых опытных всадников на спокойных лошадях.

Запрещается имитация уколов пики даже на безопасных расстояниях, а также отбивание сабельных ударов.

Запрещается прикасаться к поводу или уздечке чужой лошади в “игровых” целях».

Театральное сражение, несмотря на азарт его участников, никогда не перерастает в настоящие поединки. Отношения между реставраторами сугубо дружеские. Конкуренции между клубами тоже нет, делить им нечего, дело общее.

«Как хорошо быть генералом»

Во время исторической реставрации на Бородинском поле одновременно находится около 3000 человек. Но изображают офицеров всего около 100 участников. Офицеры–реставраторы — это не просто люди, у которых хватило денег на офицерскую (существенно более дорогую) форму и оружие. Они по-настоящему командуют своими солдатами в «бою». Между «боями» офицеры занимаются обучением, проверкой навыков, исправности и достоверности формы. Во время мероприятий отвечают за своих подчинённых, получают имитационные заряды и следят за их использованием. Есть приятное для нижних чинов отличие: офицерское рукоприкладство не реставрируется.

Генералов в армии нет, зато имеется фельдмаршал Кутузов. Его настоящее имя Павел Тимофеев, и своё высокое звание он получил за чрезвычайное сходство с прототипом.

Где гусары — там и красавицы

Среди реставраторов прекрасный пол не доминирует, но присутствует. В любом представлении непременно участвуют дамы, одетые строго по моде 1812 года. Можно заметить, что с годами дам на сражении становится всё больше. Окрепнув, реставрационное движение стало расширяться. К постановкам битв добавилась реконструкция мирной жизни защитников Отечества. Жизнь дворянства тех времён не обходилась без балов и танцев. А какие же танцы без дам! Для балов требуются уже не походные плащи и шляпы неброской практичной расцветки, а пышные женские туалеты и парадная форма для мужчин. Сто`ит парадный мундир с аксессуарами не меньше боевого, цены дамских туалетов тоже «кусаются». В XIX веке мужья и отцы так же тяжко, как и сегодня, задумывались, как напастись денег на платья и кружева. Для участников и зрителей балы не менее привлекательны, чем сражения. Стилизованные под начало XIX века балы стараются, с разрешения музейных работников, проводить в старых усадьбах или, в крайнем случае, в Домах культуры первой половины ХХ столетия, очень похожих на дворянские дома.

Так же как военным перестроениям, бальным танцам надо учиться и регулярно в них упражняться. Поэтому приходится посещать занятия, которые ведут профессиональные преподаватели.

Популярность движения реставрации увеличивается с каждым годом. Сегодня участниками ассоциации называют себя несколько тысяч человек, и ряды её растут. В том числе и за счёт молодёжи, открывающей для себя поразительно интересные страницы истории Родины.

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее