№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

РЕВАНШ ЧЕЛОВЕКА В СХВАТКЕ С МАШИНОЙ НЕ СОСТОЯЛСЯ

Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.

Владимир Крамник готов к бою.
Чемпион мира В. Б. Крамник против "Фрица" (справа - оператор машины Матиас Фейст).
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8

КРАМНИК - "ДИП ФРИЦ" - 4:4

Пять лет назад произошло печальное событие в истории человечества. Впервые компьютер, американец по имени "Дип Блю", обыграл в матче с полноценным контролем времени чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Увлекательный поединок из шести партий в Нью-Йорке завершился победой робота со счетом 3,5:2,5. В очередном издании "Книги рекордов Гиннесса" информация об этом событии была торжественно обведена в рамочку. Наступила эра новых чемпионов!

Всех интересовало дальнейшее развитие интриги, но, увы, продолжения не последовало. Фирма IBM благодаря победе "Дип Блю" добилась большого коммерческого успеха и... бросила шахматы, компьютер был разобран по винтикам. Резон тут имелся: еще одна победа не принесла бы особых завоеваний, а поражение могло разочаровать публику. Да, жаль, что матч-реванш не состоялся, ведь Каспаров готов был поставить на кон титул чемпиона мира...

Подобные поединки с тех пор не проводились. И вот в октябре 2002-го в экзотическом Бахрейне, одной из богатейших стран на планете, состоялся матч между Владимиром Крамником, нынешним чемпионом мира по классике, и программой "Дип Фриц", новейшей модификаци ей популярной программы "Фриц". На сей раз было сыграно восемь партий, тоже с классическим контролем: 2 часа на сорок ходов + 1 час на двадцать. Было даже предусмотрено доигрывание: люди уже давно не откладывают партий, опасаясь вмешательства машин, а самим-то машинам чего бояться? Впрочем, оно ни разу не понадобилось.

Чтобы определить достойного соперника для Крамника, трем лучшим программам в мире, попортившим, кстати, немало крови гроссмейстерам, - двум немецким, "Шреддер" и "Фриц", и израильской "Юниор", компьютерным чемпионам мира разных лет, - было предложено выяснить отношения в матче-турнире. Однако "Шреддер", действующий тогда чемпион, отказался сесть за доску. В матче из 24 партий "Фриц" - "Юниор" силы были равны - 12:12, но дополнительные встречи сложились удачнее для "Фрица". В результате ему и было доверено сразиться с чемпионом мира. Автор программы - голландец Франц Морш, оператор - Матиас Фейст, менеджер проекта - Фридерик Фридель из Германии (и поэтому программа считается немецкой).

Позднее "Юниор" взял реванш у "Фрица", выиграв очередной компьютерный чемпионат мира, но соперника Крамника решили не менять, тем более, что на начало 2003-го был назначен матч "Юниора" с Каспаровым.

Суперматч в Бахрейне дважды переносился из-за сложной политической обстановки в арабских странах, и вот наконец Крамник и "Дип Фриц" сели за доску. Победа приносила Крамнику 1 миллион долларов, при ничьей он довольствовался 800 тысячами, а в случае фиаско увозил с собой 600 тысяч. Но дело не только в деньгах. Вопрос заключался в том, отомстит ли чемпион мира Машине за Человечество? Теперь уже ясно, что реванш не состоялся: матч закончился вничью 4:4.

Поединок можно разбить на две равные, но совершенно непохожие части. В первой половине Человек сумел подобрать ключи к электронному сопернику, но во второй "Фриц" был неуязвим. На старте, играя черными, Крамник избрал берлинский вариант испанской партии, тот самый, который не сумел пробить Каспаров в матче за корону, недаром его назвали "берлинской стеной". Идея варианта в том, что черные ценой некоторого пешечного дискомфорта разменивают ферзей, и игра из дебюта стремительно переходит в эндшпиль. Поначалу Машина действовала точно, но, когда фигур осталось мало, неожиданно перешла в ничейное пешечное окончание.

Во второй партии в принятом ферзевом гамбите Крамник тоже сразу предложил размен ферзей, засушивая позицию. "Фриц" сочетал странные ходы с остроумными, но перевес белых нарастал и при переходе в ладейное окончание уже был решающим. Машина признала свое поражение. Если в первых двух партиях размен ферзей произошел на восьмом ходу, то в третьей (шотландская партия) - на девятом. Крамник снова диктовал свои условия и, как следствие, легко завоевал очко. В четвертой встрече возникла защита Тарраша, и размен ферзей произошел чуть позже, на 18-м ходу. Снова Владимир добился заметного перевеса, и черные еле-еле устояли.

Казалось, Крамник нашел у "Фрица" ахиллесову пяту: без сильнейших фигур, ферзей-богатырей, Машина чувствовала себя весьма неуютно, теряла нить игры. При счете 3:1 в пользу Человека все были уверены, что исход матча предрешен. Но тут создатели программы сделали внушение своему детищу, запретили играть нежелательные варианты, и все повернулось на 180 градусов... (По условиям контракта во время матча компьютерщикам нельзя было что-либо менять в программе, но разрешалось варьировать дебюты.)

В пятой партии Крамник избрал систему Ласкера в ферзевом гамбите. Она сопряжена с рядом разменов, но зато ферзи остаются на доске! Компьютер играл изобретательно, держал выгодное напряжение на доске. И тут произошел случай, который встречается у чемпионов мира раз в жизни: в позиции, близкой к ничьей, Крамник "зевнул" смертельный шах конем, потерял собственного коня и немедленно сдался. Счет сократился, а прокол чемпиона мира войдет в сборники шахматных курьезов.

В шестой партии рассерженный чемпион вступил с "Фрицем" в бурную тактическую схватку, отказавшись от стратегии упрощений. Была разыграна новоиндийская защита, дебют с ничейными тенденциями. Но Крамник решился на жертву коня с непредсказуемыми последствиями. Отправившись в опасное плавание, черный король преодолел все рифы. Машина была гораздо дальновиднее, все время находила лучшую защиту и в результате перехитрила Человека. Счет неожиданно сравнялся - 3:3.

В двух заключительных партиях фигуры соперников не вступали в серьезный конфликт. В седьмой снова встретилась новоиндийская защита, а в восьмой - славянская. В положениях динамического равновесия следовало соглашение на ничью, причем оба раза по инициативе чемпиона мира. "Фриц" оценивал позицию как равную, и его секунданты шли на мировую, не стали испытывать усталого Крамника на прочность. Восьмая партия завершилась гроссмейстерской ничьей на 21-м ходу. Окончательный счет 4:4 для "Фрица" почетный, для Крамника - выгодный (вместо миллиона долларов он получил 800 тысяч - тоже деньги), для человечества, увы, обидный. Вновь подтвердилось, что роботы достигли уровня чемпионов мира. А спрос на программу "Фриц" в компьютерных магазинах, надо полагать, сильно возрастет.

Какие изменения произошли в мире компьютерных шахмат после 1997 года, когда Каспаров уступил "Дип Блю"? На первый взгляд Человек подтянулся: как-никак ничья лучше, чем поражение. Но здесь есть один нюанс. Дело в том, что Каспаров за год до своего фиаско легко обыграл "Дипблюшника" и даже не представлял себе, что Машина в состоянии взять над ним верх. Поэтому он отнесся к новому поединку без должного внимания, да и в процессе игры порой действовал легкомысленно. Что касается Крамника, то он наверняка учел ошибки своего предшественника, понимал, что поединок предстоит нешуточный, готовился к нему целый год, тренировался с разными версиями "Фрица", даже избегал встреч с гроссмейстерами, а одолеть робота так и не сумел!

Подведем итоги. В первой половине матча Крамник тонко упрощал игру, сводил ее к техническим позициям, где конкретный расчет вариантов значит меньше, чем общее понимание. "Фриц" чувствовал себя не слишком уверенно и в результате отстал на два очка. Но во второй половине чемпиону мира ни разу не удалось завлечь электронного партнера в желанное русло. В сложных позициях Машина не испытывала дискомфорта, при этом ловко использовала промахи Человека и сравняла счет.

Приведем теперь с краткими комментариями все партии исторического матча.

№ 1. "ДИП ФРИЦ" -КРАМНИК

1. e4 e5 2. Кf3 Кс6 3. Сb5 Кf6. Именно этот ход определяет берлинский вариант, который, по сути, принес Крамнику шахматную корону. 4. 0-0 К:е4 5. d4 Кd6 6. С:c6 dc 7. de Кf5 8. Ф:d8+ Кр:d8. Итак, у черных два слона и крепкая оборона, у белых на ферзевом фланге три пешки фактически эквивалентны четырем, и в эндшпиле это скажется. Играть обеим сторонам трудно - нет четких объектов для атаки.

9. Кс3 h6 10. b3 Крe8 11. Сb2 Сe7 12. Лad1 a5. Подобная позиция возникала и в матче Каспаров - Крамник, правда, белые лишь однажды развивали своего чернопольного слона на b2. 13. а4 B 14. Кe2 Сe6 15. c4 Лd8 16. B b6 17. Кfd4 К:d4 18. К:d4 c5 19. К:e6 fe. Ситуация не изменилась: у черных по-прежнему все шансы на ничью, белые рассчитывают на эндшпиль. 20. Л:d8+ Кр:d8 21. Сc1 Крc8 22. Лd1 Лd8 23. Л:d8+ Кр:d8 24. g4 g6.

#3#

25. B? Этот ход, который бы и в голову не пришел Человеку, форсирует ничью. Правильно было перевести короля на е4 с дальнейшим прорывом f2-f4-f5. Сначала даже казалось, что в этом случае "Фриц" легко выигрывает, но позднее была обнаружена ничейная стойка за черных (их защита строилась на своевременном маневре Се7-B и при необходимости СB-e1). 25...hg 26. Сg5. Вот в чем дело: пешка g4 никуда не денется, а белые меняют слонов. Идея правильная - переход в пешечное окончание выгоден роботу. Одного не учел "Фриц" - его королю негде прорваться. То, что Человек видит невооруженным глазом, от Машины требует долгого расчета, который она не закончила... 26...С:g5 27. hg Крe8 28. Крg2. Ничья.

№ 2. КРАМНИК - "ДИП ФРИЦ"

1. d4 d5 2. c4 dс 3. Кf3 Кf6 4. e3 e6 5. С:c4 c5 6. 0-0 a6 7. dc! Не претендуя на многое, но обеспечивая себе чуть лучшее окончание. Впрочем, перевес скоро становится значительным. 7...Ф:d1+ 8. Кр:d1 С:c5 9. Крf1 b5? Выглядит активно, но компьютер не понимает, что коневая пешка только доставит ему хлопот. 10. Се2 Сb7 11. Кbd2 Кbd7 12. Кb3 Сf8? Неожиданное отступление слона на исходные рубежи удивило комментаторов. А дело вот в чем: "Фриц" полагал, что коню белых на b3 делать нечего и они должны вернуть его на d2 (и дальше играть "по правилам" - b2-b3 и Сb2), но тогда и слон опять появится на с5 - черные не возражают против ничьей повторением ходов. Однако у коня другие планы. Человек, естественно, сыграл бы 12...Се7 или 12...Сb6. 13. а4 b4 14. Кfd2. Белые кони оккупируют ферзевый фланг. 14...Сd5 15. f3 Сd6. Слоны суетятся, и Крамник захватывает все больше пространства. 16. g3 e5 17. e4 Сe6 18. Кc4 Сc7 19. Сe3 a5 20. Кс5 К:с5 21. С:c5 Кd7. Король застрял в центре, и черные пытаются наладить оборону. 22. Кd6+ Крf8!

#4#

Положение "Фрица" сомнительно, но фигуры вступили в соприкосновение, и он пытается запутать обстановку. 23. Сf2. После 23. Кb5+ К:c5 24. К:c7 Лc8 25. К:e6+ fe у черных все в порядке, но все-таки вскрытый шах был опасен: 25. Лас1! и далее 25...СB+ 26. Крg1! Кb3 27. Сa6! Лb8 28. Лc4 Кd4 29. Лc5 f6 30. Крf2, и, как заметил гроссмейстер Свидлер, черные пешки созрели и скоро начнут опадать. 23...С:d6 24. Л:d6 Крe7 25. Лad1 Лhc8 26. Сb5 Кc5 27. Сc6 Сc4+ 28. Кре1 Кd3+. Теперь происходят массовые размены, и возникает ладейный эндшпиль, неприятный для черных. 29. Л1:d3 С:d3 30. Сc5! Сc4! И снова черный король не боится вскрытого шаха (30...Крf8? 31. Лd8x). 31. Лd4+ Крf6 32. Л:c4 Л:c6 33. Сe7+ Кр:e7 34. Л:c6 Крd7 35. Лc5. Черных подводит cлабость пешек, поспешно выдвинутых в дебюте. 35...f6 36. Крd2 Крd6 37. Лd5+ Крc6 38. Крd3 g6 39. Крc4 g5 40. B h6 41. B gh 42. gh Лa7 43. B Лa8 44. Лc5+ Крb6 45. Лb5+ Крc6 46. Лd5 Крc7 47. Крb5 b3. Приходится расставаться с материалом, шансов на спасение нет. 48. Лd3 Лa7 49. Л:b3 Лb7+ 50. Крc4 Лa7 51. Лb5 Лa8 52. Крd5 Лa6 53. Лc5+ Крd7 54. b3 Лd6+55. Крc4 Лd4+ 56. Крc3 Лd1 57. Лd5+! Черные сдались. После размена ладей одна из белых пешек проходит в ферзи. Эта партия наиболее характерна для первой половины поединка.

№ 3. "ДИП ФРИЦ" -КРАМНИК

1. е4 е5 2. Кf3 Кc6 3. d4 ed 4. К:d4 Сc5 5. К:c6 Фf6 6. Фd2 dc 7. Кc3 Кe7 8. Фf4 Сe6 9. Ф:f6 gf. На ферзевом фланге возникла та же пешечная структура, что и в первой партии, но у черных еще и сдвоенные пешки на королевском. Но все это не важно по сравнению с тем, что Крамнику опять удалось быстро разменять ферзей. На сей раз на ничью "Фрицу" не убежать... 10. Ка4 Сb4+ 11. c3 Сd6 12. Сe3 b6 13. f4 0-0-0 14. Крf2 c5 15. c4. Надежнее 15. b3, не ослабляя центра. 15...Кc6 16. Кc3 f5 17. e5 Сf8 18. b3. Заслуживало внимания сразу 18. Кd5, и пешку брать нельзя ввиду 18...С:d5 19. cd Л:d5 20. Сc4 Лd7 21. e6. 18...Кb4! Проникновение коня в лагерь белых ведет к тяжелым последствиям для них. 19. а3? Еще одно ослабление позволяет Крамнику получить выигранный эндшпиль. 19...Кс2 20. Лс1 К:е3 21. Кр:е3 Сg7 22. Кd5 c6 23. Кf6 С:f6 24. еf Л he8 25. Крf3 Лd2.

#5#

26. B Сd7 27. g3 Сe6 28. Лb1 С:f6 29. Сe2 Сe6 30. Лhe1 Крc7 31. Сf1 b5 32. Лec1 Крb6 33. b4. Мелкая тактика не помогает. 33...cb 34. аb Лe4! 35. Лd1 Л:d1 36. Л:d1 Сe6 37. Сd3 Лd4 38. Сe2 Л:d1 39. с5+ Крb7 40. С:d1 a5! 41. ba Крa6 42. Крe3 Кр:a5 43. Крd4 b4 44. g4 fg 45. hg b3 46. Крc3 Крa4! 47. Крb2 f6 48. Сf3 Крb5 49. g5 f5 50. Крc3 Кр:c5 51. Сe2. Белые сдались. Партию сдает за Машину оператор. Конечно, он это делает, если сам убеждается, что положение безнадежно, и, кроме того, "хозяин" выдает низкую оценку для себя.

№ 4. КРАМНИК - "ДИП ФРИЦ"

1. d4 d5 2. с4 e6 3. Кf3 c5. Защита Тарраша обычно ведет к живой игре - то, что нужно компьютеру, но чемпион мира быстро "засушивает" позицию. 4. еd ed 5. g3 Кc6 6. Сg2 Кf6 7. 0-0 Сe7 8. Кc3 0-0 9. Сg5 cd 10. К:d4 h6 11. Сf4. Более распространено 11. Се3, но белые не хотят загораживать дорогу пешке "е". 11...Сg4 12. B Сe6 13. Лc1 Лe8 14. К:e6 fe 15. e4! d4 16. e5 dc 17. ef С:f6 18. bc Ф:d1 19. Лf:d1.

#6#

Основную задачу Крамник выполнил: ферзи покинули доску. Наличие двух слонов обеспечивает ему лучшие перспективы. 19...Лad8 20. Сe3 Л:d1+? Как ни странно, до сих пор все встречалось на практике. В партии Длуги - Петурссон (Рейкьявик, 1986) после 20...Крf7 21. Лb1 Л:d1+ 22. Л:d1 С:c3 получилась та же позиция, но с королем на f7. Это позволило черным удержать седьмую горизонталь и добиться ничьей. Вместо этого "Фриц" теряет важный темп и обрекает себя на трудную защиту. 21. Л:d1 С:c3. Если мучиться, то хоть за пешку. 22. Лd7 Лb8. Проигрывает 22...Лf7 из-за 23. С:с6, и поэтому белая ладья хозяйничает в лагере соперника. 23. С:c6?! Белые решили сразу восстановить материальное равенство, а между тем дальнобойного слона стоило сохранить, усиливая позицию посредством 23. f4. В этом случае фигуры "Фрица" пребывали чуть ли не в полном цугцванге. 23...bc 24. Л:a7 Лb2 25. Лa6 Сd2 26. Л:c6 С:e3 27. fe Крf7 28. a4. Лишняя пешка в ладeйном эндшпиле с отрезанным королем не сулит шансов на успех. На сей раз компьютер действует весьма аккуратно и выходит сухим из воды. 28...Ла2 29. Лс4 Крf6 30. Крf1 g5 31. B B 32. hg+ Кр:g5 33. Крe1 e5 34. Крf1 Крf5 35. ЛB Крg6 36. Лe4 Крf5 37. ЛB Крg5 38. Крg1 Крg6 39. g4 hg 40. Л:g4+ Крf5 41. Лc4. Ничья.

№ 5. "ДИП ФРИЦ" - КРАМНИК

Ферзевый гамбит

1. d4. Ход королевской пешки не принес "Фрицу" успеха, и он решил поменять дебютный репертуар. 1...Kf6 e6 3. Кf3 d5 4. Кc3 Сe7 5. Сg5 h6 6. СB 0-0 7. е3 Кe4. Определяет систему Ласкера, белые получают в ней чуть лучшие шансы, но зато происходит ряд разменов. Впрочем, здесь ферзи не покидают доску, и напряжение сохраняется. 8. С:e7 Ф:e7 9. cd К:c3 10. bc ed 11. Фb3 Лd8 12. c4 dc 13. С:c4 Кc6 14. Сe2 b6 15. 0-0 Сb7 16. Лfc1 Лac8 17. Фa4 Кa5 18. Лc3 c5 19. Лac1 cd 20. К:d4 Л:c3 21. Л:c3 Лc8 22. Л:c8+ Л:c8 23. B g6. Конь белых активнее своего оппонента, и полностью уравнять игру черным пока не удалось. 24. Сf3 Сd7 25. Фc2 Фc5 26. Фe4 Фс1+ 27. КрB Фс7+ 28. g3 Кc4 29. Сe2 Кe5 30. Сb5! "Фриц" изыскивает малейшие шансы сохранить инициативу, и в конце концов его настойчивость вознаграждается. 30...С:b5 31. К:b5 Фc5 32. К:a7 Фa5 33. Крg2 Ф:a2. После 33...Ф:а7 34. Ф:е5 Ф:а2 35. Фb8+ и 36. Ф:b6 получался ферзевый эндшпиль с лишней пешкой у белых. Чтобы добиться ничьей, черным еще надо попотеть. 34. Кс8. Здесь в случае 34...Фе6 35. К:b6 дело сводилось к тому же окончанию. Более сложным путем возникало оно и в случае 34...Кс4, например: 35. Кe7+ Крf8 36. Кd5 Крg8 37. ФB Фc2 38. Фd8+ Крh7 39. Кf6+ Крg7 40. Кe8+ Крg8 41. Кd6+ Крh7 42. К:c4 Ф:c4 43. Ф:b6 и т. д. 34...Фс4?? Конь черных под боем, и они решили тоже напасть на коня, а тот вдруг... отступает с шахом!

#7#

35. Ке7+! Черные сдались. Цейтнота у Крамника не было - на часах оставалось еще минут пятнадцать. Видно, он сильно утомился, отражая постоянные наскоки неприятельских фигур.

Следующая партия - лучшая иллюстрация второй половины матча.

№ 6. КРАМНИК - "ДИП ФРИЦ"

1. d4 Кf6 2. с4 e6 3. Кf3 b6 4. g3 Сa6 5. b3 Сb4+ 6. Сd2 Сe7 7. Сg2 c6 8. Сc3 d5 9. Кe5 Кfd7 10. К:d7 К:d7 11. Кd2 0-0 12. 0-0 Лc8. Маневры обеих сторон выглядят несколько странными, а между тем данная позиция является табией, встречалась на практике несчетное число раз. 13. а4. Стандартное продолжение 13. е4, но "Фрица" трудно застать врасплох. 13...Сf6 14. e4 c5! 15. еd cd 16. Сb4. При 16. de dc 17. еd Ф:d7 18. Кe4 Фf5 у черных достаточная контригра. 16...Ле8 17. Кe4. Похоже, Крамник забыл, с кем имеет дело, он напрасно переходит на комбинационные рельсы. 17...ed 18. Кd6 dc. "Фриц" не задумываясь отдает качество, получая взамен две пешки, к тому же сильную проходную в центре.

#8#

19. К:f7?! Крамник признался, что не сумел удержаться от этой заманчивой жертвы, но ни о чем не жалеет, поскольку партия, по его мнению, получилась самой яркой в его жизни. Но уж сколько раз твердили миру, что состязаться с Машиной в тактике бессмысленно, по меньшей мере непрактично. Проверив варианты, "Фриц" сразу оценил положение в свою пользу, а "дырку" в замысле Крамника указал только через... 12 ходов (см. примечание к 27-му ходу белых). У белых был и другой эффектный ход - сразу 19. Сd5, но возникали головокружительные осложнения, и такое ощущение, что "Фриц" и здесь выкрутился бы. 19...Кр:f7 20. Сd5+ Крg6 21. Фg4+ Сg5! При другом отступлении - 21...Крh6 22. Сd2+ g5 23. f4 - черный король был бы слишком уязвим. 22. Се4+ Л:е4! 23. Ф:е4+ Крh6. После 23...Крf7 белые объявляли вечный шах: 24. Фd5+ Крg6 25. Фe4+ Крf7 26. Фd5+, но ничья "Фрица" не устраивает. 24. B Сf6 25. Сd2+ g5 26. hg+ С:g5.

#9#

27. ФB+. Жертвуя коня, Крамник наметил здесь вариант 27. Фе6+ Кf6 28. f4 - слон в капкане, и материальный перевес переходит к белым. Однако он не учел энергичной реплики 28...С:B!, далее 29. gh Фg8+ 30. Ф:g8 Л:g8+ 31. КрB c3, и черные проходные неудержимы. 27...Крg6 28. Фe4+ Крg7 29. С:g5 Ф:g5 30. Лfe1. Не спасает 30. Ф:d4+ Кe5 31. Лfe1 Лc5. 30...cb. Проще цели достигало 30...с3 31. Ф:d4+ Кf6. 31. Ф:d4+ Кf6 32. a5 Фd5. Более точное перемещение ферзя на с5 лишало белых всяких надежд. 33. Ф:d5 К:d5 34. аb ab. Белые сдались.

Забавно, но Крамник выбрал для капитуляции не самый подходящий момент. Он полагал, что после 35. Л:а6 b2 и Лс8-с1 неприятельская пешка проскакивает в ферзи, и поверил Машине. А между тем, как установил Каспаров, превращение пешки еще не решало, вот наиболее любопытные варианты. 36. Ла7+! Крg6 (не так ясно и 36...Крg8 37. Крg2 Кc3 38. Лa3 b1Ф 39. Л:b1 К:b1 40. Лb3 Кd2 41. Л:b6) 37. Лd7 Лc1 38. Лd6+! Именно этот шах Крамник упустил из виду. 38...Кf6. Конь вынужден отвлечься, иначе королю не уйти от преследования. 39. Лdd1! b1Ф 40. Л:c1 Фb4 ("Фриц" мог вполне попасться на такую хитрость: 40...Фf5 41. Лc6 b5 42. Лee6 b4 43. Лb6 Крf7 44. Л:f6+ Ф:f6 45. Л:b4. Машина оценивает это окончание в свою пользу, не понимая, что белые уже соорудили неприступную крепость.) 41. Лb1 Фd6 42. Лed1 Фc6 43. Лdc1 Фb7 44. Лb5 Кd7 45. Лcb1. Здесь белые сохраняют шансы на спасение, реализация лишнего коня связана с серьезными проблемами.

Самое интересное, что и у Каспарова за пять лет до этого случилось нечто подобное в матче с "Дип Блю": во второй партии он сдался в позиции, где на самом деле мог форсировать ничью.

№ 7. "ДИП ФРИЦ" -КРАМНИК

1. d4 Кf6 2. c4 e6 3. Кf3 b6 4. g3 Сb7 5. Сg2 Сe7 6. 0-0 0-0 7. Кc3 Кe4 8. Фc2 К:c3 9. Ф:c3 c5 10. Лd1 d6 11. b3 Сf6 12. Сb2 Фe7 13. Фc2 Кc6 14. e4 e5 15. d5 Кd4 16. С:d4 cd 17. СB g6 18. a4. Обе стороны демонстрируют прекрасное знание теории. В партии Полугаевский - Гулько (Москва, 1976) здесь последовало 18...Сg7 19. а5 ba 20. Л:a5 f5 21. Кd2 Сc8 22. с5! с большим позиционным перевесом у белых. 18...а5. Важная новинка - ферзевый фланг застопорен, и позицию можно оценить как совершенно равную. Видно, что Крамник серьезно готовился к матчу. 19. Лab1 Сa6 20. Лe1 Крh8 21. Крg2 Сg7. Фигуры обеих сторон так и не придут в соприкосновение, и после недолгих маневров последуют мирные переговоры. 22. Фd3 Лae8 23. Кd2 Сh6 24. f4 Фc7 25. Лf1 Крg8 26. Лbe1 Фd8 27. Крg1 Сb7 28. Лe2 Сa6. Ничья.

№ 8. КРАМНИК - "ДИП ФРИЦ"

1. d4 Кf6 2. с4 e6 3. Кf3 d5 4. Кc3 c6 5. Сg5 Сe7 6. е3 0-0 7. Сd3 Кbd7 8. 0-0 dc 9. С:c4 Кd5 10. С:e7 Ф:e7 11. Лc1 К:c3 12. Л:c3 e5! Системе Ботвинника, одной из самых острых в современной теории, черные предпочли несколько пассивную, но прочную позицию. А теперь они проводят операцию, уравнивающую шансы. 13. Сb3 ed 14. ed Кf6 15. Лe1 Фd6 16. B. Этот робкий ход показывает, что Крамник стремится избежать любого риска, в противном случае он сыграл бы 16. Ке5. 16...Сf5 17. Лсе3 Лае8 18. Лe5 Сg6 19. а3 Фd8. "Фриц" оптимально расположил свои силы и готов достойно встретить натиск противника. 20. Л:е8 К:е8 21. Фd2. Ничья.

#10#

Итак, матч Крамника с "Дип Фрицем" ушел в историю. Однако, в начале 2003 года должен был стартовать еще один матч Человека с Машиной: Каспаров - "Юниор". Конечно, если бы Крамник разгромил "Фрица", матч Каспарова потерял бы интерес: и без него стало бы ясно, что роботы пока еще уступают белковым чемпионам. Но "Фриц" сделал "подставу" Крамнику, и теперь в заочном соперничестве двух "К" у Каспарова появился дополнительный стимул: кроме желания отомстить роботам за свою неудачу с "Дип Блю" еще и показать, кто на планете истинный король.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Шахматы»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее