Несметные сокровища
Эволюция телефона оставляла за собой не только осязаемые следы в науке и технике, но и многочисленные артефакты, достойные занять место в музейной коллекции. Благодаря тому что телефонная аппаратура была недешёвой, высокотехнологичной, долговечной и стационарной, до наших дней сохранилось немало интересного.
Крупнейший на сегодняшний день в России Музей истории телефона существует менее пяти лет, но его сокровищ хватает сразу на две постоянные экспозиции, причём в разных городах — Москве и Санкт-Петербурге. Филиал в Северной столице, открывшийся позапрошлой весной, устроен по принципу современного и высокотехнологичного публичного технического музея, а московский — базируется в офисе телекоммуникационной компании «Мастертел», где всё и начиналось, — старт музею дала коллекция её генерального директора. Поэтому московское отделение музея для посетителей открыто только по выходным. Исторические ценности собраны в нескольких залах и занимают подобающее им место в застеклённых витринах. Многие аппараты и приспособления сохранили работоспособность. Полностью коллекция представлена и в интернете telhistory.ru.
Впрочем, со времени появления дисковых номеронабирателей принципиальное устройство телефонных аппаратов практически не изменилось: для общения в телефонной сети достаточно всего трёх электромеханических компонентов — это микрофон, динамик и рычажный переключатель. У последнего две функции: подключать аппарат к сети при снятой трубке и посылать электрические импульсы при наборе номера, — номеронабиратель подключён непосредственно к нему в качестве периферийного устройства. Благодаря всему этому старые телефоны способны по-прежнему работать в стационарных городских сетях: современные АТС продолжают поддерживать импульсный набор номера.
Перекрёстки истории
Музейная экспозиция затягивает в круговорот истории, в котором обнаруживаешь массу неожиданно знакомых имён, параллелей и поворотов сюжета. Вот, например, настенный аппарат Ericsson самого начала ХХ века. А рядом — «Красная заря» уже советских времён — как говорится, найдите отличия. Неожиданно, но это вовсе не копия удачного западного образца, каких было немало во всех передовых отраслях социалистической промышленности. Всё намного интереснее. Ближе к концу XIX века небольшая мастерская Ларса Магнуса Эрикссона в центре Стокгольма выросла в крупнейшую европейскую компанию по производству телефонов, ставшую главным глобальным конкурентом заокеанской фирмы Александра Белла. Это позволило шведам получить фантастически перспективный заказ на телефонизацию Российской империи, а созданное Русско-шведско-датское акционерное общество взялось за дело с энтузиазмом, и для удовлетворения потребностей российского рынка в телефонном оборудовании в 1899 году в Петербурге был открыт первый зарубежный завод Ericsson. На рубеже веков в России работало больше сотрудников шведской фирмы, чем в самой Швеции, и всерьёз обсуждался вопрос о переносе её штаб-квартиры в Санкт-Петербург. Российский завод Ericsson национализировали в 1919-м и вскоре переименовали в «Красную зарю», но ассортимент продукции ещё многие годы сохранялся прежний.
Телефонные аппараты недолго оставались чисто техническими приспособлениями и ещё в XIX веке стали превращаться в модные арт-объекты. Эксперименты с формой и материалами трубок и дорогая отделка корпусов появились намного раньше, чем понятие «маркетинговый ход». Характерная форма многих популярных аппаратов дала им закрепившиеся в истории прозвища — «паук», «скелет», «кофемолка», «копыто», «кастет»... Не очень благозвучно? Зато метко! А меж тем это были весьма совершенные для своего времени приборы.