Особенно просто устроен был ручной коммутатор. На большой щит, перед которым сидела специально обученная барышня, сходились попарно все провода, идущие от абонентов. С появлением автоматических станций работа барышни распределилась между механизмом коммутатора и самим инициатором разговора, который теперь должен был самостоятельно набирать нужный номер. (Подробнее см. «Наука и жизнь» № 12, 2007 г., статья «У меня зазвонил телефон»)
Совершенно разные
Телефонная связь быстро проникла буквально во все сферы человеческой жизни, сильно потеснив бумажную переписку и телеграф, завязав в ХХ веке на себя огромный объём делового общения. При этом у представителей разных профессий обнаружились свои собственные требования к аппаратуре: одним нужно отфильтровать фоновый шум, другим — защитить телефон от агрессивных сред, третьим — не допустить взрыва от случайной искры, четвёртым — обеспечить конференц-связь... В общем, что ни профессия у телефона, то особенность. Армейские погоны, разумеется, тоже накладывали на него свой неизгладимый отпечаток, — полевые аппараты на протяжении всей истории войн ХХ века здорово отличались от гражданских.
Самые молодые экспонаты музея истории телефона относятся уже к эпохе мобильной связи. Их пока немного, но эти модели первых автомобильных и карманных устройств, открывшие историю сотовой телефонии, логично связывают прошлое с настоящим. Тем более что ранние трубки, солидно оттягивавшие карманы своих владельцев, сегодня кажутся уже почти такими же далёкими динозаврами, как деревянные ящики, у которых нужно сначала крутить ручку и вызывать барышню, прежде чем услышать голос нужного абонента.