К таинственной планете

Ф. Ю. Зигель, кандидат педагогических наук. Рис. С. Каплана

Нашему воображению рисуется очень необычная картина. Безбрежный, горячий, как кипяток, океан. Сюда сквозь густой облачный покров почти не проникают солнечные лучи. В полумраке, а быть может, и в полном, постоянном мраке катятся раскаленные океанские валы, тщетно пытаясь достичь несуществующего берега. В этой космической «парильне» вряд ли удастся найти что-нибудь живое: ведь белок свертывается и теряет жизненные свойства уже при температуре около 100°.

Впрочем, нарисованная картина не обладает абсолютной достоверностью. Недавно, например, советские ученые А. Д. Кузьмин и А. Е. Саломонович проводя исследования на радиотелескопе Физического института имени Лебедева АН СССР, установили, что между освещенной и неосвещенной Солнцем сторонами Венеры существует большая разница в температуре. Отсюда они пришли к заключению, что поверхность Венеры не сплошь покрыта океаном.

Так ли это? Только будущие исследования Венеры окончательно раскроют ее тайны. Теперь астрономия стала экспериментальной наукой. Межпланетная автоматическая станция, подлетев к Венере, получит о ней сведения, по которым можно будет более уверенно судить о том, насколько наши современные представления о природе соседней планеты соответствуют действительности.

Комментарии к статье

*Бар — единица атмосферного давления в метеорологии, эквивалентная давлению ртутного столба высотой в 750.8 мм при температуре ноль градусов по Цельсию.

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее