№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Неграмотность — почему?

Кандидат психологических наук Людмила Ясюкова

О снижении грамотности выпускников школ начали говорить с середины 1990-х годов. Сейчас этому явлению находят разные объяснения: жизнь стала сложнее, не у всех родителей есть время и деньги, чтобы помочь отпрыскам в учёбе, и так далее. Но школьники 50—60-х годов прошлого века читали больше и писали много грамотнее, хотя родители практически не помогали им в учёбе. О репетиторах тогда тоже понятия не имели, как и о логопедах и психологах, да и было ли здоровее первое послевоенное поколение? Что же произошло?

Фото: Wavebreak Media / Фотобанк Лори.

До середины 1980-х годов программы начальной школы использовали зрительно-логический метод подачи информации, нацеленный на усвоение логики языка и привычку писать в соответствии с тем, что видишь. И старшеклассники тех лет, даже если не помнили конкретных правил, писали грамотно.

А затем произошёл переломный момент: в соответствии с теоретическими разработками психолога Д. Б. Эльконина были приняты учебные программы, основу которых составляет звуковой анализ речи. И все современные программы продолжают обучать в первую очередь звуковому анализу слов, и только потом детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звуковой образ в буквенную запись. То есть современные программы учат детей писать так, как они слышат.

Во всём мире считается, что суть чтения заключается в понимании прочитанного. А у нас победила идея, что суть чтения — произнесение звуков: «…без правильного воссоздания звуковой формы слова невозможно понимание читаемого», — утверждает Д. Эльконин. А как же тогда читают и понимают тексты глухонемые дети, которые, не обладая звуковой речью, обучаются по тем же учебникам, что и дети общеобразовательных школ? Я четыре года работала в школе глухонемых, — эти дети не слышат и не воспроизводят звуковой образ слова, но они хорошо понимают прочитанное и пишут грамотно.

Как писал психолог и лингвист Алексей Леонтьев, «…сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста». Известно, что при обучении чтению важно как раз исключить проговаривание, научить читать «про себя».

К чему привело внедрение нового метода обучения грамоте? В 2000 году «Program for International Student Assessment» проводила масштабное исследование: проверялось умение 15-летних учащихся 32 стран читать и грамотно писать. Наиболее грамотными оказались учащиеся Финляндии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Ирландии, Кореи, Великобритании, Японии, Швеции, Австрии (1—10-е места). Французские школьники заняли 14-е место, американские — 15-е, испанские — 18-е,
итальянские — 20-е, немецкие — 21-е, российские — 27-е. В исследовании 2003 года, проведённом Международным институтом чтения, учащиеся РФ заняли 32-е место по качеству чтения и функциональной грамотности среди 40 стран.

Отчего произошёл такой спад? Думается, причина в установках. По современным российским требованиям главным критерием качества чтения стала скорость, далее — выразительность и безошибочность произношения. Пониманию текста почему-то отводится последнее место. Получается, что, если ребёнок лихо отбарабанил текст, понимание можно не проверять. Даже безошибочность идёт после скорости! А ведь чтение — сложная интеллектуальная деятельность, которую вряд ли можно свести всего лишь к работе артикулярно-произносительного аппарата, как считал Д. Эльконин.

В Санкт-Петербургском государственном университете, в лаборатории социальной психологии, провели следующие эксперименты: ученикам 2-го класса, успешно сдавшим технику чтения, предлагали прочесть вслух два предложения из текста, в котором шла речь о рябенькой курочке с хохолком на голове, а на иллюстрации к рассказу был нарисован щенок. Все дети легко и громко прочитывали два предложения, а на вопрос: «Про кого говорится в тексте?» — уверенно отвечали: «Про собачку». Более того, мы просили детей пересказать прочитанный ими текст и задавали тот же вопрос. Дети легко повторяли прочитанное довольно близко к тексту, почти наизусть… и по-прежнему отвечали, что там говорится про собачку!

Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее