Как происходит приращение научного знания? Почему это не только долго, непонятно и дорого, но и жизненно важно?
На наивные вопросы человека с улицы в лице обозревателя Елены Вешняковской отвечает член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук Александр Евгеньевич Бондарь, декан физфака Новосибирского государственного университета, заместитель директора по научной работе Института ядерной физики им. Г. И. Будкера Сибирского отделения РАН.
«Создаём,чтобы изучать»
— Александр Евгеньевич, если верить Википедии, в мире существует около 30 ускорителей коллайдерного типа, из них 20 — электрон-позитронных. Слишком много для единичного сверхинструмента — чуда света, слишком мало для повседневной рабочей установки. Почему так мало и зачем так много? В чём смысл коллайдеров?
— Эксперименты на ускорителях были и остаются необходимым этапом исследования законов строения материи. Обычное вещество, как мы сегодня знаем, состоит из атомов, а те, в свою очередь, из электронов, протонов и нейтронов. Исследования на ускорителях показали, что нейтроны и протоны — сложные объекты, которые состоят из кварков. Всего в природе есть шесть типов кварков. В обычных условиях наблюдаются так называемые легчайшие кварки. Но в искусственных условиях можно производить и исследовать тяжёлые кварки: «странные», «очарованные», «прелестные» кварки...