В 1925 году историк и этнограф Марк Осипович Косвен опубликовал монографию «Преступление и наказание в догосударственном обществе», в которой дал описание эволюции взглядов на преступность и способов борьбы с ней в первобытном социуме. По мнению автора книги, изначальным ответом на криминальный акт была примитивная эмоциональная реакция, обозначенная им старославянским словом «обида». Для неё характерна неограниченная месть — убить как можно больше представителей враждебного рода, сжечь их жилища, зерно, нанести иной максимально возможный урон. Позже, в ходе развития экономических отношений, определяющим в оценке преступления стал наносимый преступником «хозяйственный» вред, когда община в случае гибели или тяжёлого увечья своего члена лишалась одной из «живых трудовых единиц и производителей потомства». Обида постепенно трансформировалась в идею понесённого пострадавшими материального ущерба, для которого необходимо было найти адекватную форму экономической реакции. Так появилась «отмерянная» месть, отражающая соразмерность преступления и ответа на него. Высшей формой этой соразмерности М. О. Косвен считал систему композиций — «денежное покрытие ущерба».
Приведённым рассуждениям присущи заметный схематизм и стремление придать решающее значение исключительно материальным условиям жизни людей, прежде всего экономическим, что удивления не вызывает, так как книга написана с марксистских позиций. Впрочем, выступать с иных позиций советскому учёному было непозволительно. И мои критические замечания отнюдь не умаляют достоинств интереснейшей книги М. О. Косвена, к которой мы ещё вернёмся...