Цветы подкармливаем… сахаром

Кандидат сельскохозяйственных наук Николай Хромов

Ни для кого не секрет, что комнатные цветы нуждаются в подкормках, и мы идём в магазины, приобретаем, порой дорогие, удобрения и начинаем кормить, поливать и опрыскивать ими растения. В большинстве случаев получаем хорошие результаты, но так ли необходимо тратить деньги и применять дома «химию», когда можно воспользоваться имеющимися подручными средствами.

Подкормки сахаром поддерживают комнатные цветы в зимние месяцы, когда им не хватает света. Фото Виталия Пирожкова.
Лучше всех реагируют на кофейную гущу комнатные розы. Фото Николая Хромова.
Подкормка из цитрусовой кожуры особенно хороша для спатифиллума. Фото Николая Хромова.
Полив аквариумной водой полезен пеларгонии. Фото: vojislav/ ru.depositphotos.com.

Мало кому известно, что росту цветов и их полноценному развитию способствуют обыкновенные дрожжи. Раствор дрожжей — богатейшая кладовая самых разных микроэлементов, которые активизируют переработку органических соединений как в почве, так и в растениях. В процессе их переработки состав и качество грунта улучшаются, повышается иммунитет растений к болезням и вредителям, наблюдается активный рост и развитие корневой системы.

Для приготовления ростостимулирующего раствора достаточно взять 10 г (пакетик) сухих дрожжей и 4 кубика сахара-рафинада и растворить в 1,5 л воды. Полученную смесь подержать 2 часа в тёплой комнате, а затем разбавить в пять раз водой. Для меньшего объёма достаточно 1 г сухих дрожжей и 1 ч. л. сахарного песка. При поливе цветка расходуют 50—100 мл раствора в расчёте на 1 кг почвы в горшке. Процедуру желательно проводить по одному разу весной, летом и осенью.

Использовать дрожжи можно для любых комнатных растений, особенно цветущих. Однако при брожении дрожжевые грибки могут активно поглощать из почвы такие важнейшие элементы, как калий и кальций, иногда в большом количестве. Компенсировать эти элементы довольно легко: одновременно с поливом питательным раствором добавить в заранее взрыхлённую почву древесную или печную золу — всего 5—10 г, а ещё лучше и 0,5—1,0 г сульфата калия, растворённого в мягкой, отстоявшейся воде.

В растворе дрожжей хорошо также замачивать делёнки растений для более быстрого образования корневой системы (на 12—15 дней раньше).

Ещё одно эффективное средство для подкормки комнатных цветов — сахар. В почве он распадается на глюкозу и фруктозу. Фруктозу ткани растений впитать не могут, а вот глюкоза может стать мощным источником энергии для большинства важных процессов их жизнедеятельности, например дыхания, поглощения питательных веществ. Кроме того, глюкоза — универсальный строительный материал, который буквально строит сложнейшие органические молекулы. Но строителем органических молекул глюкоза может стать в том случае, если её усваивают растения в полной мере, а для этого нужен второй компонент — углекислый газ. Если же углекислого газа в почве нет или его мало, может появиться плесень и возникнуть корневая гниль. Поэтому вместе с дозами сахара рекомендуется вносить любой из микробиологических препаратов для почвы (ЭМ-препараты). Эти препараты содержат бактерии, которые способствуют разложению органики и выделению углекислого газа.

Польза сахара давно уже подтверждена многочисленными исследованиями биологов. Сахар помогает поддерживать цветы в зимнее время, когда они страдают от недостатка света. Но более крепкими и здоровыми растения становятся после сахарных добавок и весной. Усиливается их рост, улучшается цветение и увеличивается его продолжительность.

Для приготовления сахарного раствора 1 ст. л. сахарного песка разводят в 0,6 л воды. Можно использовать и чистую глюкозу — она продаётся в аптеке: 1—2 таблетки растворяют в 1 л воды.

Подкармливать сахарным раствором рекомендуется не чаще одного раза в месяц, стараясь не переувлажнять почву, чтобы не допустить образования гнили и плесени.

Любят сахарные подкормки крупные растения, в частности фикусы, но предпочитают их и кактусы.

Хорошей органической подкормкой для комнатных цветов может стать кофейная гуща. Спитой кофе действует как замедленное азотное удобрение. Высвобождают азот из кофейной гущи микроорганизмы, содержащиеся в грунте. В результате грунт становится более рыхлым, лёгким, в нём накапливается больше кислорода.

Перед внесением кофейную гущу желательно немного подсушить, а после смешать с почвой из расчёта 1 ч. л. гущи на 500 г почвы. Обычно такой добавки хватает на 5 кг грунта. Увеличивать дозу не стоит, ибо спитой кофе в избытке может подкислить почву.

Лучше всех реагируют на спитой кофе комнатные розы — увеличивается продолжительность их цветения и усиливается яркость цветков. Полезен спитой кофе азалии, гардении, антуриуму, комнатному кипарису. А вот применять для подкормок чайную заварку не стоит. Оказавшись в почве, она будет привлекать чёрных мушек — сциарид.

Ценную подкормку для комнатных цветов можно получить из кожуры апельсинов, мандаринов, лимонов. Для приготовления настоя кожуру нарезают небольшими кусочками (по 1 см), заполняют ими треть литровой стеклянной банки и заливают на сутки крутым кипятком. По прошествии времени настой процеживают и доливают до верха банки отстоянной водой. Применяют такие подкормки один раз в четыре-пять недель, выливая 50 мл под каждый цветок. Настой оздоравливает и почву и растения, повышая их иммунитет. К тому же аромат цитрусовых отпугивает паутинного клеща и щитовку. Но если эти вредители уже поселились на цветах, придётся применять фунгициды.

Особенно хорошо отзывается на подкормку из цитрусовой кожуры спатифиллум.

Редко используется для подкормок комнатных цветов древесная зола, содержащая калий (до 5%) и фосфор. Более полезной считается печная зола, но и древесная улучшает состав почвы, дезинфицирует её, повышает водо- и воздухопроницаемость, нормализует кислотность, предотвращает распространение гнилостной микрофлоры. Находящийся в золе калий необходим для закладки бутонов и хорошего цветения, а фосфор — для завязывания плодов и семян.

Для приготовления подкормки 2 ч. л. золы растворяют в 1 л воды, настаивают неделю. Поливают этим раствором один раз в две недели. Подкормка рассчитана на 5 кг почвы. Можно воспользоваться и сухой древесной золой, её смешивают с почвой перед посадкой или пересадкой растений в пропорции 1:50.

Подкормка из золы подходит для всех комнатных цветов. Однако некоторые из них капризны и предпочитают кислые почвы, например азалия, гардения, калла, антуриум, комнатный кипарис. Зола может им навредить, снизив кислотность почвы.

Для подкормок используют и луковую шелуху, в ней содержится много фитонцидов, которые защищают почву от вредных насекомых, а разлагаясь, способствуют улучшению её структуры. Применяя луковую шелуху постоянно, можно улучшить качество грунта, сделав его более рыхлым. Рост растений усилится, станет более пышным цветение.

Для приготовления раствора горсть луковой шелухи (50 г) заливают 2 л воды, кипятят 15 минут, дают настояться 2—3 часа, процеживают и проливают почву или опрыскивают им цветы. Желательно делать это не чаще одного раза в 45—60 дней. Более всего подходит такая подкормка растениям, посаженным на балконе.

Хорошим натуральным удобрением считается вода из аквариума. Она мягкая, имеет нейтральный кислотно-щелочной баланс и содержит множество микроэлементов, стимулирующих рост и развитие растений. Поливать такой водой цветы можно один раз в 35—40 дней (не чаще) и лучше весной и в начале лета, иначе в почве могут размножиться микроскопические водоросли, а земля позеленеть и закиснуть. Расходуют 1 л воды на один крупный и 0,5 л — на мелкий цветок.

Неплохо реагируют на аквариумную воду орхидеи, этой водой их можно и поливать и опрыскивать, разбавив в два раза. Любят аквариумную воду мирт, кроссандра, пеларгония.

Ещё одна редкая подкормка для комнатных цветов — вода, оставшаяся после размораживания мяса. В ней содержатся вещества, способствующие формированию в тканях нужного всем растениям хлорофилла. Поливать такой водой растения нужно один раз в 3—4 месяца, предварительно разбавив в два раза. В цветочный горшок вместимостью 5—6 кг грунта выливают не более 100 мл раствора. В результате цветы приобретают насыщенный зелёный цвет, становятся здоровее и быстрее растут.

В заключение несколько общих советов. Прежде чем вносить ту или иную подкормку, пролейте почву в цветочном горшке чистой водой, это поможет не погубить цветы, если удобрение окажется слишком концентрированным. Поливы повторяйте регулярно, но не круглогодично, цветы особенно нуждаются в подкормках весной и летом — в период активного роста и цветения. Ослабленные растения подкармливайте очень осторожно, используя раствор малой концентрации. И помните, что излишние объёмы воды могут привести к загниванию корней и появлению болезней.

Другие статьи из рубрики «Ваши растения»