Всегда находилось немало охотников предсказывать будущее: гадалки, астрологи, хироманты и прочие нострадамусы. В том же ряду писатели-фантасты, социалисты-утописты. А можно ли предугадывать грядущее по-научному?
В реальности этого нас почти полтора века пытались убедить марксисты. Причем они зачастую рассказывали не только о том, что ждет человечество, но даже называли сроки, когда произойдут кардинальные перемены в общественном устройстве. Их прогнозы не оправдались. Были ли это ошибки отдельных личностей , или сам подход к проектированию отдаленного будущего порочен в принципе?
Интересный ответ на этот вопрос дал немецкий философ В. Вундт, мнение которого полностью разделял наш гениальный экономист Н. Д. Кондратьев. Суть идеи Вундта состоит в том, что человек, ставя перед собой цель и добиваясь ее, встречается с сопротивлением окружающей среды и, преодолевая его, вынужден вносить коррективы в свои планы или вовсе менять их. Иначе говоря, результат сознательной деятельности никогда не совпадает с замыслом. Вундт назвал это принципом> гетерогении целей. Именно этот принцип и препятствует возможности заглянуть достаточно далеко вперед.
Еще более очевидна правота Вундта в прогнозировании развития научного познания. Разве можно было предугадать создание теории относительности или открытие цепной реакции деления урана? Разве можно было предсказать, что Билл Гейтс изобретет операционную систему для персонального компьютера? А ведь эти открытия и изобретения коренным образом изменили человеческую цивилизацию.
Знакомство с работами современных прогнозистов постоянно заставляет убеждаться в правоте Вундта: будущее принципиально непознаваемо и непредсказуемо.